Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:20, курсовая работа
Поэтому целью данной работы является изучение правовой основы местного самоуправления в России. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы местного самоуправления.
2. Изучить основные правовые акты местного самоуправления в России.
3. Проанализировать современное состояние правового аспекта местного самоуправления и определить основные направления его совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИИ 4
1.1 Формирование правовой основы местного самоуправления в России 4
1.2 Понятие и состав правовой базы местного самоуправления 6
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО 9
САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИИ 9
2.1 Конституционные основы местного самоуправления 9
2.2 Федеральное и региональное законодательство в сфере местного самоуправления в Российской Федерации 10
2.3 Система муниципальных правовых актов и устав муниципального образования 12
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ЕГО НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 16
3.1 Современное состояние правовой основы местного самоуправления 16
3.2 Направления совершенствования местного самоуправления 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Библиографический список 29
2009г. знаменует
собой новый этап в развитии
системы публичной власти. В результате
реформы местного
При всех неизбежных
издержках и оговорках, нельзя отрицать
главного: муниципальная реформа
в России состоялась. Произошедшие
изменения носят необратимый
характер - они приняты всеми
Ее реализация предполагала
отход от традиционной для России
моноцентрической модели организации
власти, характеризовавшейся
Отход от этой модели
предполагал внедрение
Концептуальная основа
реформы подразумевала
Серьезное влияние,
создавшее дополнительные проблемы
для реализации реформы, оказала
сложившаяся культура местного самоуправления,
которая во многом была сформирована
советской политической традицией.
На значительной части территорий страны
по факту почти воспроизвела себя
советская система
Проблемы четкого
разграничения ответственности, создания
баланса власти внутри регионов, на
местах так и не были решены. В
итоге - все же сформирована (и это
важное достижение реформы) двухуровневая
система, создан институциональный
ограничитель вертикальности власти.
Однако появившиеся поселения
Концепция Федерального
закона № 131-ФЗ тяготела к максимальной
унификации правового регулирования
в масштабах страны, оставляя весьма
мало места для учета местных
особенностей. Необходимость формально
четкого разграничения
Федеральная законодательная регламентация местного самоуправления оказалась слишком жесткой. Многие нормы федерального закона являются избыточными, не учитывают территориальных особенностей, излишне ограничивают свободу действий региональных и местных властей, "закрывают двери" на пути к развитию муниципальных образований. Подтверждением тому стали многочисленные точечные поправки в федеральное законодательство, свидетельствующие о попытках адаптировать единообразное регулирование к многообразию реальных условий.
Формально Федеральный
закон № 131-ФЗ устанавливал универсальные
правовые нормы и принципы для
всех типов муниципальных
Таким образом, за рамками внимания внедренного закона оказались не только специфические черты и проблемы городских поселений (например, формирование городских агломераций), а также и более значимые вопросы - оптимизация самоуправления в городах как точках роста и основной ресурсной и кадровой базы модернизационных процессов в стране.
Жители сельской
местности, несмотря на более консервативный
менталитет, готовы к более активному
участию в местном
В городских округах
муниципалы больше ориентированы на
самостоятельность: население же отмечает
организационные проблемы, связанные
с правом местного сообщества самому
решать вопросы управления жизнью в
муниципалитете. Таким образом, очевиден
определенный консенсус в признании
необходимости усиления государственной
поддержки сельской местности (в
сочетании с низовым
Подходы к тому, какие вопросы должны решаться муниципалитетами у населения и муниципалов практически совпадают. В целом соглашаясь с их законодательно установленным списком, многие часто поддерживают идею включения в него всех вопросов жизнеобеспечения граждан (в т. ч. социальной зашиты, охраны правопорядка) и исключения из данного перечня вопросов безопасности которые они считают сугубо государственными. В качестве по сути государственных сфер часть муниципального сообщества воспринимает также образование и здравоохранение, однако сами жители не склонны высказывать подобную позицию.
Одной из ключевых проблем местного самоуправления, по мнению муниципального сообщества, является гипертрофированный государственный контроль. В большинстве регионов отмечают, что ответы на запросы информации государственными органами отнимают львиную долю времени, еще больше трудностей вызывают бесконечные проверки муниципалитетов.
Сегодня налицо две противоречивые тенденции: с одной стороны, степень давления различных государственных структур на муниципалов крайне высока, с другой - формы государственного контроля в одних случаях не прописаны (т.е. отсутствуют и, в принципе, юридически невозможны), в других - не регламентированы (что вызывает произвол контролирующих органов).
Несмотря на наличие общей правовой основы, законодательная практика отдельных субъектов РФ по вопросам организации местного самоуправления на начало XXI в. оказалась весьма различной. Анализ региональных правовых актов свидетельствовал о том, что многие из них по-разному трактовали и конкретизировали различные аспекты местного самоуправления, зачастую ущемляя его права. Типичными примерами служат лишение малых городов и других поселений прав на местное самоуправление, формирование "декоративных" муниципальных образований, лишенных собственности и бюджета, невыполнение требований федерального законодательства о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, жесткое регулирование структуры органов местного самоуправления, ущемление полномочий представительных органов. В защиту прав местного самоуправления от законодательных инициатив региональных властей неоднократно выступал Конституционный Суд РФ. Наиболее известны его постановления по законодательству о местном самоуправлении в Удмуртской Республике (1997г) и в Республике Коми (1998г).
В 2001 - 2003гг. по инициативе Президента России многие региональные законы по вопросам местного самоуправления были приведены в соответствие с федеральным законодательством. Однако в соответствии с Федеральным законом 2003г. № 131-ФЗ многие законодательные вопросы требуют доработки.
Местное самоуправление, как и вся российская политическая система, накапливает положительный опыт функционирования в качестве полноправного института и в то же время требует дальнейшего развития и совершенствования.
Обозначенные проблемы
показывают, что сегодня необходима
дальнейшая - постепенная, последовательная
и продуманная - модернизация существующей
системы местного самоуправления. Для
этого уже сегодня необходимо
определение стратегии и
Пройдя муниципальную
реформу, сегодня необходимо четко
определить основные векторы развития
местного самоуправления в среднесрочной
и долгосрочной перспективе. В настоящее
время уже утверждена в целом
Концепция долгосрочного
Важнейшим фактором
развития местного самоуправления города
Чебоксары становится максимальное
включение в процесс управления
территорией непосредственно
Поэтому одним из приоритетов должно стать донесение до людей объективных сведений о возможностях местного самоуправления в рамках самых разных коммуникационных площадок - от образовательных учреждений до средств массовой информации. Необходимо подготовить и реализовать комплекс мер по муниципальному просвещению граждан. Только таким путем можно сформировать в обществе подлинную культуру самоуправления.
Именно от муниципальной власти напрямую зависят и возможности инновационного развития территории, и качество реализации национальных проектов, и эффективность оказания многих услуг жителям. Поэтому и местное самоуправление, и муниципальный класс (люди, профессионально занятые в его осуществлении) нуждается в самом серьезном внимании и поддержке со стороны государства. Муниципальные элиты должны быть включены в систему принятия решений на федеральном уровне.
Необходимо создать
максимально благоприятные
Необходим качественно
иной подход к дифференциации политики
в отношении различных типов
муниципальных образовании. Муниципальные
образования, являющиеся точками роста
(прежде всего города), должны получить
действенные стимулы для