Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:36, реферат
Местное самоуправление неотъемлемо связано с де-мократией и федерализмом. Конституция Российской Федерации оп-ределяет во многом сущность и гарантии местного самоуправления, ко-торое представляет собой наиболее приближенную к проблемам и потребностям граждан, местным, этнокультурным, социально-быто-вым и иным условиям форму публичной власти. Местное самоуправле-ние есть первичное звено федеративных отношений.
Введение
Глава 1. Конституционные основы организации местного самоуправления в РФ
1.1.Понятие и система местного самоуправления в России
1.2. Основные полномочия местного самоуправления
1.3.Конституционно-правовые основы местного самоуправления
Глава 2. Местное самоуправления и государство
2.1.Местное самоуправление в системе гражданского общества
2.2.Местное самоуправление в единой исполнительной вертикали
2.3.Местное самоуправление как система
Заключение
Содержание
Введение
Глава 1. Конституционные основы организации местного самоуправления в РФ
1.1.Понятие
и система местного
1.2. Основные полномочия местного самоуправления
1.3.Конституционно-правовые основы местного самоуправления
Глава 2. Местное самоуправления и государство
2.1.Местное
самоуправление в системе
2.2.Местное
самоуправление в единой
2.3.Местное самоуправление как система
Заключение
Список литературы
Введение
Местное
самоуправление одна из двух форм организации
публичной власти в административно-
Местное самоуправление неотъемлемо связано с де-мократией и федерализмом. Конституция Российской Федерации оп-ределяет во многом сущность и гарантии местного самоуправления, ко-торое представляет собой наиболее приближенную к проблемам и потребностям граждан, местным, этнокультурным, социально-быто-вым и иным условиям форму публичной власти. Местное самоуправле-ние есть первичное звено федеративных отношений. И до этого уровня местного самоуправления необходимо довести принцип разграничения предметов ведения и полномочий, тем более что Конституция предус-матривает возможность делегирования властных полномочий органам местного самоуправления (ст. 132), что и реализуется в новом вариан-те закона о местном самоуправлении (2003 г.).
Местное самоуправление, несмотря на свой «локальный» харак-тер, является важнейшей сферой общественных отношений, от эффективности реформ которой зависит поддержка населением осуществляемых преобразований, а значит, и социальная ре-зультативность реформ в целом.
К
числу актуальных вопросов совершенствования
правовой рег-ламентации организации
и деятельности местного самоуправле-ния
относятся: установление в законодательном
порядке единого принципа образования
органов местного самоуправления только
в соответствующих низовых административно-
Цель данного исследования: уяснить историко-политическую сущ-ность понятия «местное самоуправление», выявить его взаимосвязь со всей структурой государственного устройства и государственного управления.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
-
познакомиться с функциями,
- рассмотреть вопро-сы, связанные с сущностью местного самоуправления, его местом в системе общественных отношений в целом, в системе территориального управления государства, в частнос-ти;
-
выявить проблемы, стоящие сегодня
в области формирования и
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.
Глава 1. Конституционные основы организации местного самоуправления в Российской федерации
1.1.Понятие и система
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 3) народ вправе осуществлять свою власть не только через органы госу-дарственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражает ст. 130 (п. 1) Конституции Российской Фе-дерации: «Местное самоуправление в Российской Федерации обес-печивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Федеральный закон «Об общих принципах органи-зации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 ав-густа 1995 г. определяет местное самоуправление как признаваемую и гарантируемую Конституцией России самостоятельную деятель-ность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Приведенные выше формулировки позволяют сделать вывод о том, что основная цель организации местного самоуправления -- широкое привлечение местного населения к самостоятельному решению вопросов местного значения, преодоление сложившейся в годы Советской власти традиции решения всех без исключения вопросов только государственными структурами, ликвидация факти-ческого отчуждения народных масс от повседневного осуществления своей воли и интересов.
Следует отметить, что современная организация местного само-управления создается в нашей стране не на пустом месте. Впервые местное самоуправление было сформировано в ходе реализации городских реформ Петра I (1699-1702 гг.). Принципиальные начала го-родского самоуправления были закреплены в Грамоте Екатерины II на права и выгоды городам Российской империи (1785 г.) и получили свое дальнейшее развитие в Городовом положении 1870г. Само-управление, осуществлявшееся традиционно в России на уровне сельских общин, получило законодательное оформление при проведении земской реформы. В Положении о губернских и уездных зем-ских учреждениях (1864г.) достаточно последовательно реализовы-валась идея решения населением многих задач губернского и уезд-ного значения. К сожалению, местное самоуправление не было создано на низовом уровне -- волости, а потому не достигло в конеч-ном итоге своей цели. Положения Конституции РСФСР 1918 г., закре-пившие полновластие Советов на всех уровнях, вплоть до села и поселка, разрушили, по существу, систему Российского самоуправ-ления. И лишь в июле 1993 г. с принятием закона «О местном само-управлении в Российской Федерации» стали складываться правовые основы современного механизма самоуправления. Они были допол-нены положениями указа Президента России от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».
Существенный
вклад в возрождение местного
самоуправления, регламентацию его
сущности, организационных форм и
полномочий внесла Конституция России
1993г. и принятый в развитие ее норм
Федеральный закон от 28 августа 1995
г. «Об общих принципах орга-
Указанный закон определил, прежде всего, систему местного самоуправления в России. Такая система включает в себя, на наш взгляд, законодательную регламентацию и практическое осущест-вление:
территориальных пределов местного самоуправления, его разно-видностей;
механизма местного самоуправления;
основных принципов местного самоуправления:
полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления;
гарантий
осуществления местного самоуправления.
Принципиальным положением Федерального
закона «Об общих принципах
--
городские и сельские
--
части указанных поселений (
--
совокупности поселений,
Именно
эти перечисленные виды территорий,
отличающиеся во многом от официальных,
административно-
Механизм
местного самоуправления, представляющий
собой организационные формы
и методы его реализации, достаточно
четко определен
органы и должностные лица местного самоуправления;
формы прямого волеизъявления граждан;
территориальное общественное самоуправление.
К числу органов и должностных лиц местного самоуправления относятся прежде всего выборные органы: представительные, состоящие из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; выборные главы муниципального образования и другие избираемые насе-лением должностные лица. Кроме выборных органов, уставами му-ниципальных образований могут учреждаться иные органы и долж-ностные лица местного самоуправления. Порядок их образования, сроки полномочий определяются в каждом конкретном случае уста-вами соответствующих муниципальных образований.
Прямое волеизъявление граждан по вопросам местного значе-ния может осуществляться путем проведения местных референ-думов, муниципальных выборов, собраний (сходов) граждан, а также посредством народной правотворческой инициативы и обращений граждан в органы местного самоуправления. Важно отметить, что законодательством субъектов Российской Федерации установлены правила: решения местных референдумов и собраний (сходов), принятые большинством голосов граждан, являются обяза-тельными на территории соответствующего муниципального образования; проекты правовых актов местного значения и обращения граждан должны быть обязательно рассмотрены и по ним должны быть приняты соответствующие решения.
Предусмотренное
законодательством
В механизме местного самоуправления важное место принадлежит принципам его реализации. Среди них:
организационная
обособленность местного самоуправления
от органов государственной
формирование органов местного самоуправления непосредст-венно населением соответствующего муниципального образования;
многообразие организационных норм местного самоуправления;
самостоятельность местного самоуправления в рамках решения вопросов местного значения;
возможность
взаимодействия с органами государственной
власти при решении сложных вопросов
жизнедеятельности
обеспечение государством правовых и организационных гарантий местного самоуправления.
Содержание таких гарантий, равно как и сущность основных пол-номочий органов местного самоуправления имеет вполне самостоя-тельное значение, поэтому рассматривается отдельно.
1. 2. Основные полномочия местного самоуправления
Основы правовой регламентации полномочий органов местного самоуправления установлены Конституцией Российской Федерации (ст. 132), при этом нормы Основного Закона нашего государства совер-шенно четко определили две группы таких полномочий:
1)
собственные полномочия
2)
государственные полномочия, которыми
могут в соответствии с
Более детально круг полномочий органов местного самоуправле-ния очерчен в ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах орга-низации местного самоуправления в Российской Федерации».
Собственные полномочия органов местного самоуправления мо-гут быть разделены на ряд групп в соответствии с основными сфе-рами их деятельности:
1) в сфере финансов и бюджета:
формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
установление местных налогов и сборов (налога на имущество физических лиц, земельного налога и т. п.);
определение размеров обязательных платежей в виде отчисле-ний от прибыли предприятий муниципального подчинения и других организаций, действующих на территориях, подконтрольных местному самоуправлению
2)
в сфере управления
решение
всех вопросов владения, пользования
и распоряжения муниципальной собственностью.
К такой собственности
муниципальные земли и другие природные ресурсы, муниципальные предприятия, имущество органов местного самоуправления, муници-пальный жилищный фонд, муниципальные бюджетные и внебюджетные средства и т. п.; контроль за использованием земель на территории муниципального образования; регулирование использования водных объектов и иных ресурсов местного значения
3)
в сфере социального и
Что касается наделения органов местного самоуправления госу-дарственными полномочиями, то в соответствии с Федеральным за-коном (ст. 6 п. 4) этот процесс должен сопровождаться передачей им необходимых материальных и финансовых средств. Государственные органы, делегировавшие органам местного самоуправления часть своих полномочий, вправе контролировать их реализацию. Однако, в случае, если государственные полномочия не обеспечены соответствующими средствами, органы местного самоуправления могут отказаться от их выполнения и не несут ответственности за наступившие негативные последствия. Безусловно, наиболее эффек-тивному осуществлению органами местного самоуправления своих прав и обязанностей способствует установление законодательством вполне определенных гарантий местного самоуправления.
Информация о работе Общие принципы организации местного самоуправления