Особенности местного самоуправления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 23:22, курсовая работа

Описание

Предметом данной курсовой работы являются общественные отношения в местном самоуправлении как институт публичной власти на местах, его организация и функционирование.

Содержание

Введение 3
1 Понятие местного самоуправления в Российской Федерации 5
1.1 Понятие местного самоуправления и его назначение 5
1.2 Конституционно – правовое регулирование местного самоуправления 7
2 Структура местного самоуправления в Российской Федерации 8
2.1 Система местного самоуправления 8
2.2 Высшее должностное лицо местного самоуправления 21
3 Конституционно – правовое регулирование компетенции местного самоуправления 33.1 Полномочия и компетенция органов местного самоуправления 23
3.2 Взаимоотношение с органами государственной власти 26
3.3 Акты органов местного самоуправления 33
4 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления в Российской Федерации 36
4.1 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления 36
Заключение 45
Список использованных источников 48

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 62.01 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение                                                                                                                           3

1 Понятие  местного самоуправления в Российской  Федерации                                5

1.1 Понятие  местного самоуправления и его  назначение                                           5

1.2 Конституционно  – правовое регулирование местного  самоуправления             7

2 Структура  местного самоуправления в Российской Федерации                             8

2.1 Система  местного самоуправления                                                                         8

2.2 Высшее  должностное лицо местного самоуправления                                       21

3 Конституционно  – правовое  регулирование компетенции местного    самоуправления                                                                                              33.1 Полномочия и компетенция органов местного самоуправления                       23

3.2 Взаимоотношение с органами государственной власти                                     26

3.3 Акты  органов местного самоуправления                                                              33

4 Ответственность  органов и должностных лиц  местного самоуправления в Российской  Федерации                                                                                                 36

4.1 Ответственность  органов и должностных лиц  местного самоуправления        36

Заключение                                                                                                                    45      

Список  использованных источников                                                                          48

Введение          

 Органам  местного самоуправления принадлежит  особое место в демократической  системе управления обществом  и государством. Это место определяется прежде всего тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций. Однако органы местного самоуправления – это не только способ децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.          

 Согласно  Конституции Российской Федерации  (ст. 3) народ осуществляет свою  власть как непосредственно, так  и через органы государственной  власти и органы местного самоуправления. Это означает, что и государственные  органы и органы местного самоуправления  – это органы власти народа, органы, через которые народ осуществляет  свою власть. Вместе с тем органы  государственной власти и органы  местного самоуправления – это  разные формы осуществления власти  народа. Органы, осуществляющие государственную  власть, являются структурными единицами  государственного аппарата, государственными  органами. Поэтому осуществляемая  ими власть народа имеет форму  государственной власти. Органы  местного самоуправления не являются  составной частью государственного  механизма управления. Они, согласно  Конституции Российской Федерации  (ст. 12), не входят в систему  органов государственной власти, поэтому представляют собой самостоятельную  форму реализации народом своей  власти. Однако, не являясь органами  государственной власти, органы  местного самоуправления осуществляют  деятельность, которая носит властный  характер, поскольку они выступают  одной из форм реализации власти народа. Поэтому принимаемые ими в пределах своих полномочий решения обязательны на территории местного самоуправления для всех предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц, граждан, общественных объединений.          

 В  курсовой работе мною рассмотрены  вопросы: в чем сущность местного  самоуправления и раскрыть его  основные принципы.        

 Предметом  данной курсовой работы являются  общественные отношения в местном  самоуправлении как институт  публичной власти на местах, его  организация и функционирование.  

        Целью данной курсовой работы является ознакомиться с деятельностью и организацией местной публичной власти, рассмотреть различные аспекты местного самоуправления        

 Задачей  данной работы является показать, какие же гарантии и ответственность  со стороны органов и должностных  лиц местного самоуправления  существуют в отношении, в том  числе, и населения муниципального  образования.     

 

1 Понятие  местного самоуправления в Российской  Федерации

1.1 Понятие  местного самоуправления и его  назначение  

        Понятие «местное самоуправление» (самоуправление) встречается в разных источниках. Большая Советская Энциклопедия определяет самоуправление как «управление делами территориальной общности, организации или коллектива, самостоятельно осуществляемое их членами через выборные органы либо непосредственно (с помощью собраний, референдумов и т.п.)»[1]. Но в то же время здесь мы встречаем следующее определение понятия «местное самоуправление». Во-первых, оно рассматривается как «один из видов государственного управления на местах», а уже потом говорится, что при этом «население административно – территориальной  единицы самостоятельно управляет местными делами (через выборные органы или непосредственно) в пределах прав, установленных государством». Действительно, в СССР как такового местного самоуправления в современном понимании, то есть самостоятельного, не было: оно было в системе строгой управленческой вертикали государственного управления. Отсюда и определение в Большой Советской Энциклопедии, отличное от встречаемых во многих других источниках, на которые сегодня целесообразно опираться. Например, в Конституции Российской Федерации (ст. 130) говорится, что местное самоуправление «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения»[2]. Местным самоуправлением называется организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного характера и  управление муниципальной собственностью.  Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти.    Пункт 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: «Народ  осуществляет свою  власть непосредственно,  а  также через органы государственной  власти  и органы местного самоуправления».  Таким образом, местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

1.2 Конституционно  – правовое регулирование местного  самоуправления          

 В  Российской Федерации признаётся  и гарантируется местное самоуправление»  (Конституция РФ, ст. 12)[3]. В данной статье также говорится, что местное самоуправление не является частью системы государственной власти и «в пределах своих полномочий» самостоятельно. Таким образом, видно, что местное самоуправление в Российской Федерации довольно интересно в качестве объекта изучения ввиду того, что является вполне самостоятельной сферой.          

 Местное  самоуправление – одна из основ  конституционного строя, основополагающий  принцип организации власти, который  наряду с принципом разделения  властей определяет систему управления. Одна из основных целей местного  самоуправления – объединение  людей, превращение их в общность  с близкими каждому целями. Во  всем мире вопросам местного  самоуправления отводится значительная  роль; оно рассматривается как  нижний уровень управления, неотъемлемый  признак демократического государства,  школа политических лидеров. В  нашей стране местному самоуправлению  уделяют все большее внимание  как одному из атрибутов российской  государственности, необходимому  элементу демократической организации  государственной и общественной  жизни каждого государства. Несмотря  на немалый срок действия Конституции  Российской Федерации тема становления  местного самоуправления не утратила  своей актуальности. Об этом из  года в год в своих посланиях  Федеральному Собранию Российской  Федерации говорит Президент  Российской Федерации  В.В.Путин. Для организации местного самоуправления должны быть «единые правила, поскольку Россия - единая страна»[4], отметил Президент. Вместе с тем, глава государства подчеркнул, что «должно быть учтено «все многообразие» регионов и территорий»[5].

2 Структура  местного самоуправления в Российской  Федерации

2.1 Система  местного самоуправления                                                                                                                         

 Местное  самоуправление в Российской  Федерации – признаваемая и  гарантируемая Конституцией Российской  Федерации самостоятельная и  под свою ответственность деятельность  населения по решению непосредственно  или через органы местного  самоуправления вопросов местного  значения, исходя из интересов  населения, его исторических и  иных местных традиций. В соответствии  с Федеральным законом «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября  2003 года, органы местного самоуправления  – это выборные и другие  органы, наделенные полномочиями  на решение вопросов местного  значения и не входящие в  систему органов государственной  власти. Кроме того, закон гласит, что осуществление местного самоуправления  органами государственной власти  и государственными должностными  лицами не допускается. То есть  мы видим, что законом подразумевается  автономия органов местного самоуправления  в решении вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Основу организации власти на местах составляют выборные представительные органы и выборные должностные лица местного самоуправления. Выборный представительный орган местного самоуправления по предложению администрации утверждает местный бюджет, вводит или отменяет местные налоги и сборы, а также принимает положение (устав) о местном самоуправлении, контролирует деятельность главы местного самоуправления. Остальные полномочия, предусмотренные законом, реализует местная администрация. Глава администрации вправе выносить на референдум проект положения (устава) о местном самоуправлении, председательствовать на заседаниях представительного органа;  через   образуемые   им   органы  местного самоуправления управляет муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности, разрабатывает местный бюджет, обеспечивает его исполнение; может являться членом представительного органа местного самоуправления. Глава муниципального образования наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения»[6]. Также глава администрации муниципального образования (или другое выборное должностное лицо местного самоуправления) подотчётен населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления (в соответствии с уставом муниципального образования). Данное положение вещей свидетельствует об упоминаемом выше преобладании исполнительной ветви власти на местах. Это подтверждается тем, что администрация муниципального образования в лице своего главы «управляет муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности». То есть концентрирует в своих руках экономические рычаги управления муниципальным образованиям, которые являются наиболее важными, ведь в основе любого управленческого решения с точки зрения теории управления лежат ресурсы, в особенности финансовые. Помимо выборных представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривается наличие «иных» органов и должностных лиц местного самоуправления. Они могут быть предусмотрены уставом муниципального образования, на основе которого включаются в систему местной власти данного территориального образования. Эта же статья закона воспрещает образование «иных» органов и назначение «иных» должностных лиц органами государственной власти и государственными должностными лицами. Отметим также, что данные органы и должностные лица могут вводиться для управления материальными ресурсами соответствующей территории и управления муниципальным образованием с помощью этих ресурсов. Так как инициатива разработки положения (устава) муниципального образования принадлежит исполнительной ветви местной власти, а также в вопросах создания «иных» органов и введения «иных» должностных лиц местного самоуправления местные власти самостоятельны и не зависят от государственной, то налицо их преимущество в использовании так называемого «административного ресурса». Таким образом, очевиден уклон в распределении полномочий среди различных ветвей власти на местном уровне в сторону исполнительных органов местного самоуправления (с точки зрения законодательства).        

 Органам  местного самоуправления принадлежит  особое место в демократической  системе управления обществом  и государством. Это место определяется прежде всего тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций. Однако, органы местного самоуправления – это не только способ децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.         

 Согласно  Конституции Российской Федерации  (ст. 3) народ осуществляет свою  власть как непосредственно, так  и через органы государственной  власти и органы местного самоуправления. Это означает, что и государственные  органы и органы местного самоуправления  – это  органы власти народа, органы, через которые народ осуществляет свою власть. Вместе с тем органы государственной власти и органы местного самоуправления – это разные формы осуществления власти народа. Органы, осуществляющие государственную власть, являются структурными единицами государственного аппарата, государственными органами. Поэтому осуществляемая ими власть народа имеет форму государственной власти. Органы местного самоуправления не являются составной частью государственного механизма управления. Они, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 12), не входят в систему органов государственной власти, поэтому представляют собой самостоятельную форму реализации народом своей власти. Однако, не являясь органами государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют деятельность, которая носит властный характер, поскольку они выступают одной из форм реализации власти народа. Поэтому принимаемые ими в пределах своих полномочий решения обязательны на территории местного самоуправления для всех предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц, граждан, общественных объединений.         

 В  соответствии с Федеральным законом  “Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации” к органам местного  самоуправления относятся:

1) представительные  органы местного самоуправления;

2) иные  органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с  уставами муниципальных образований.         

Информация о работе Особенности местного самоуправления в России