Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:43, реферат
Конституционное право – ведущая отрасль Российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества, а именно: основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти, систему местного самоуправления. Правовые нормы, которые образуют отрасль, характеризуются внутренним единством, тесно связаны с другими и отличаются от др. отраслей права.
Возникновению конкретного конституционно-
Юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение одного или группы правоотношений.
Юридические факты делятся на события и действия. Событие происходит независимо от воли субъекта, в то время как действие связано с волеизъявлением последнего.
Например, событием является рождение гражданина, которое порождает отношения гражданства.
В свою очередь действия могут быть классифицированы на юридические акты и юридические поступки.
Как правило, возникновение,
функционирование и развитие конституционных
правоотношений происходит в результате
целой системы юридических
Наибольшее значение для возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений имеют юридические действия как волевое поведение субъектов конституционного права.
Действия в свою очередь могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки.
Все юридические акты (но крайней мере, когда речь идет о воле коллектива или коллегиального органа) принимаются большинством голосов. Таким образом, юридическим актам в российском конституционном праве присущ властный характер и особый способ их принятия.
Юридическими поступками принято считать такие правомерные действия, в которых воля направлена на достижение находящегося вне права результата, но которые порождают конкретные правовые последствия.
10.Понятие, сущность
Конституции как основного
Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юр. свойствами н-п акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекты государственной власти, механизм его осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности. Конституция, как правило, представляет собой единый писаный акт.
Отличительные черты конституции:
Теории сущности.
Теория обществ. договора (некое человеческое сообщ-во договорилось жить по таким правилам. Недостаток: что делать с теми, кто не согласен? Получается, они не граждане?)
Теологическая теория (хар-на для гос-в с сильной церковной властью, мол, в Конституции закреплены божественные предпис-я из церковной книги, которая выражает божественную волю).
Теория естественного права (конституция - закрепление исторического опыта в н-п акте).
Теория государственной воли (конституцию принимает не народ, а группа властных людей, напр. дарованная конст-я)
Марск.-ленин.теория (Конст-я отражает волю господствующего класса)
Современная теория (Конституция носит демократический хар-р, выражает волю народа).
11.Понятие Конституции РФ
Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юр. свойствами н-п акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекты государственной власти, механизм его осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности. Конституция, как правило, представляет собой единый писаный акт.
12.Юридические свойства Конституции
Конституцию отличают ее особые юридические свойства:
13.Конституция РФ как база для текущего законодательства
К числу юридических свойств относится то, что она является базой текущего закон-ва, определяет его хар-р. Текущее законодательство развивает предписания Конституции, исходя из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений. Конституция регул. и закреп. процесс создания правовых норм и актов, которые обеспечиваются проведением преобразованиий в обществе. Наряду с этим конституции часто предусматривают необходимость принятия нормативных актов, развивая ее положения.
1) прямо указывает виды ФКЗ или ФЗ, требуемого для регулирования опред-х вопросов. - говорит о необходимости дополнительного регулирования обществ. отношений либо закрепления гарантий для их участников в акте текущ. закон-ва, оставляет на последующее разреш-е вопроса о виде акта и принимающего его органе.
2) Конституция РФ зачастую содержит такие формулировки статей, что из текста очевидна обязательность последствия текущего нормативного регулирования, обеспечивает применение конституционной нормы. Также Конституция во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждан гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов и должн. лиц регулируются законом; при этом подразумевается не акт в форме закона, а вся гамма правовых норм, необходимых для соответствующего случая. "Право частной собственности охраняется законом". Здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а любые правовые средства, лишь бы они служили защите данного права.
14.Порядок внесения поправок в Конституцию РФ
Этому посвящена гл.9, которая носит название «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
Она содержит 4 статьи (ст.134-137)
Теперь предложения о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, ГД, Правительство РФ, Законодательные органы субъектов РФ, а т.ж. группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов ГД.
В Конституции предусмотрено 3 различных режима внесения новых положений в ее текст:
Поправки в соответствии с действующей Конституцией (ст.36) допускаются только к гл. 3-8.
Поправка – любое изменение текста глав 3-8.
Правовым актом, которым вносится поправка, является ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».
Порядок внесения поправок:
1) Предложение о поправке вносится в ГД (Президент, СФ, ГД, Правительство РФ, закон.и предст.органы субъектов, группа, числ-ю не менее 1/5 ГД или Сов.Фед). Вносится в виде ВЗ о поправке. Вносится обоснование, устанавливается перечень законов, которые подлежат отмене, измен-ю или принятию в случае внесения поправки.
2) Рассмотрение и принятие проекта ФЗ палатами Федерального Собрания. Необх-мо чтобы «за» проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов ГД (300 голосов).Далее идет в Совет Федерации. Если там проголосовало 3/4, то закон принимается. При одобрении сообщение опубликуется Председателем Совета Федерации, включая текст закона с указанием дат принятия и одобрения палатами Федерального Собрания. Одновременно отправится в субъекты РФ. Для окончательного принятия закона необходимо 2/3 голосов субъектов РФ. Срок для рассмотрения субъектами – 1 год. Одобрение направляется Президенту для подписания и обнародования. Вступает в силу со дня официального опубликования, если не оговаривается дата вступл-я. Особый вид поправки - изменение в ст.65 (Федеральное устр-во). Принятие и образ-е новых субъектов выполняется в порядке, уст. ФКЗ «о порядке принятия в РФ и образ-я в ее составе нового субъекта РФ». Для измен-я названияя субъекта достаточно приказа Президента, для изменения статуса необходимо согласие представительного органа субъекта, Президента.
15.Пересмотр Конституции
Пересмотр означает принятие новой Конституции. Любое изменение глав 1, 2, 9 влечет за собой пересмотр. Предложение о пересмотре могут вносить Президент, СФ, ГД, Правительство РФ, законодательные и представительные органы субъектов, группа, численностью не менее 1/5 ГД или Совета Федерации
1) вносится в ГД, где необходимо 3/5 голосов от общ. числ-ти.
2) Идет в Совет Федерации, также 3/5. Созывается Конституционноое собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает новую. Принимается Конституция собранием 2/3 голосов или выносится на Референдум (принято, если проголосовавших за более половины избирателей, принявших участие в голосовании, если всего приняли участие более половины избир-й) .
16.Конституции и Уставы субъектов РФ, их особенности
В системе н-п актов
каждого субъекта фед-ции есть акты,
которые имеют высшую юр. силу по
отношению ко всем законам и иным актам
данного субъекта. В республиках такие
акты наз-ся Конституции, в др. субъектах
– уставы. Представляют собой акты учредительного
хар-ра. Наличие у респ-ки конст-ции вытекает
из ее статуса как государства в составе
Федерации. Др. субъекты являются государственно-
Гарантии соответствия конституций и уставов субъектов Конституции РФ:
Верховенство Конституции РФ; высшая юр. сила; прямое действие и применение на всей территории РФ; формирование субъектами органов гос. власти в соответствии с основами Конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных орг-в; взаимное согласие РФ и субъекта об изменении статуса последнего; возможность проверки устава или конституции субъекта на соответствие Конституции РФ.
17.Государство
в системе основ
Основы конституционного строя закрепляют форму Российской Федерации как государства (ст. 1), устанавливают источник государственной власти и способы осуществления народовластия (ст. 3), определяют пространственные пределы действия суверенитета Российской Федерации (ст. 4). Формулируются также принципы федеративного устройства России (ст. 5), закрепляется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10) и устанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ст. 11). Особо выделяется ст. 7, согласно которой социальная политика государства возводится в ранг конституционной основы, гарантирующей обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого россиянина независимо от его рода занятий и деятельности.
В числе реформ системы
органов государственной
а) упразднение Советов
народных депутатов как органов
советского социалистического государства.
В настоящее время действуют
законодательный орган
б) установление реального равноправия всех субъектов Федерации.
Процессы реформирования
государственной сферы
18.Принципы конституционных
основ государственного
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
19.Российская Федерация – демократическое государство
Россия в соответствии с Конституцией РФ есть демократическое гос-во (ст.1). Это выраж-ся в: Народовластие. Носителем суверенитета и единственным источником власти явл-ся ее многонациональный народ. Высшим проявл-м власти народа является референдум и свободные выборы. Народ осуществляет свою власть самостоятельно, а значит, в своих интересах.
Разделение властей. Это важнейшая предпосылка верховенства права и обеспечения свободного развития чел-ка. Суть в том, что для обеспечения свободы граждан; законодательные, исполнительные и судебные власти должны осуществляться разными органами, независимо друг от друга и сдерживать друг друга. Они должны находиться во взаимном равновесии, не подчинении друг другу, но находиться в неразрывной связи (ст. 10).