Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:43, реферат
Конституционное право – ведущая отрасль Российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества, а именно: основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти, систему местного самоуправления. Правовые нормы, которые образуют отрасль, характеризуются внутренним единством, тесно связаны с другими и отличаются от др. отраслей права.
Политическое многообразие. Означает создание возможностей оказывать влияние на полит. процесс всем социально-полит. и иным организациям, деятельность которых имеет политческий аспект и находятся в рамках Конституции. Политический плюрализм - свобода политического мнения и политического действия. Важное место в системе политического плюрализма занимает политические партии. Плюрализм подразумевает возможность состоять в любой партии или быть беспартийным.
Местное самоуправление. Посредством этого решаются местные вопросы в РФ. МСУ - право и способность населения разных территориальных единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и в собственных интересах значительной частью обществ. дел.
20.РФ – правовое государство
РФ определяется ее конституцией
как правовое государство (ст.1). Для
правового государства
Характерные признаки правового государства нашли свое отражение в нормах Конституции, устанавливающих основы конституционного строя, а также в других главах Конституции РФ.
21.РФ – суверенное государство
Суверенитет гос-ва (ст.3,4) – свойство государства самостоятельно и независимо от власти других гос-в осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении. Суверенитет проявляется в верховенстве гос. власти, в ее единстве и независимости. В буквенном смысле суверенитет = свойство власти, в силу которого она является высшей, т.е ее верховенство. Верховенство гос. власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в гос-ве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности гос. органов. Яркий пример верховенства – верховенство на всей территории РФ Конституции и др законов, издаваемые высшими органами гос. власти.
Единство гос. власти выражается в наличие единого органа или системы орг-в, составляющих в своей совокупности высшую гос. власть. Наличие 2х властей говорит о том, что такое гос-во на грани гражданской войны. Совокупная компетенция системы органов, составляет высшую гос. власть, охватывает все полномочия, необходимые для осущ-я функций гос-ва.
Независимость государственной власти означает самостоятельность гос-ва в отношениях с др. гос-ми. 12 июня 1990 г. – декларация «о государственном суверенитете РСФСР» характеризует Россию как суверенное гос-во, созданное исторически объединяться народами. Суверенитет - единственное и необходимое условие существования государственности России. Впервые носителем суверенитета и единоличным источником власти признается народ. Такие положения декларации получили свое отражение в нынешней Конституции. Согласно конституциям республик, они – суверенные гос-ва. Между тем с точки зрения КП это невозможно. Ведь республики не пользуются свободным выходом из состава РФ. Отсюда они не могут рассматриваться в качестве суверенных, ведь суверенитет неделим.
22.РФ – светское государство
Это указывается в ст.14 Конституции. Светским считается такое гос-во, в котором не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Религия не вправе оказывать влияние на гос. строй. Светский характер обеспечивается, как правило, отделением церкви от гос-ва. Это означает, что гос-во не вмешивается в определение гражданином своего отнош-я к религии, не вмешивается в деят-ть религиозных объединений, если она не противоречат законодательству, обеспечивает светский хар-р образования в государстве и муниципальных образовательных учреждениях. В то же время, гос-во охраняет законную деят-ть религиозных объединений. Оно регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям. Религиозное объединение создается и осуществляет деятельность на основе своей структуры, выбирает, назначает свой персонал самостоятельно. Отделение религиозных объединений не ущемляет их права участвовать в управлении делами гос-ва. Но запрещается создание религиозного объединения в органах государственной власти, других гос. органах.
23.Субъекты инициативы проведения референдума
Вопросы организации референдума регулируются ФКЗ «О референдуме РФ».
Референдум – всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.
Референдум – всенародное голосование граждан РФ, обладающих право на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.
В ст. 14 ФКЗ определены субъекты инициативы провед-я референдума:
1) Не менее 2 млн. граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них;
2) Конституционное собрание в случае, если идет дело о принятии новой конституции (ч.3 ст.135);
3) Федеральные органы гос. власти в случаях, предусмотренных международным договором РФ и настоящим ФКЗ.
24.Вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум
На референдум не могут выноситься вопросы (ч.5 ст.6 ФКЗ «О референдуме РФ»):
25.Порядок инициативы
проведения референдума
Ст.15 гл.2
Комиссия субъекта уведомляет ЦИК о соответствии вопроса нормам в течении 10 дней.
26.Подведение итогов голосования на референдуме РФ
(ст. 78)
Подведение итогов голосования на референдуме. Избирательные участки закрываются в 20.00, нач-ся подсчет голосов. По окончании голос-я составляется акт, в кот. указывается кол-во выданных бюллетеней. Сост-ся протокол. Протоколы поступают в территориальную избирательную комиссию. Составляется сводная таблица, которая поступает в комиссию субъекта. Там составляется свой протокол, который отправляется в ЦИК, протокол об итогах голосования на референдуме. Не позднее 10 дней выносятся результаты голосования. ЦИК признает решение принятым, если за него проголосовало более 50 % участников референдума, принявших участие в голос. Референдум состоялся, если в нем приняли участие более половины участников, внесен. в списки. ЦИК может признать рез-ты недействительными, если нарушены условия или голосование признано недействительным не менее чем на 25 % участков в субъектах РФ. Повторное голосование проводится через 30 дней без агитации. Вступает в силу со дня официального опублик-я.
27.Юридическая
сила решений, принятых на
(ст.83)
Юр. сила решения, принятая на референдуме РФ — определяет законом порядок вступления такого решения в силу. В соответствии с ФКЗ "О референдуме РФ" ЦИК РФ не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяются итоги голосования. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более 50% граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение считается принятым на референдуме, если за него проголосовало более 50% граждан, принявших участие в голосовании. Решение, принятое на рефер-ме, с момента опубликования итогов голосования является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Решение обязательно на всей территории РФ и может быть изменено (отменено) только на новом референдуме. Если для реализации решения требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган гос. власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятом на референдуме, определяет срок подготовки данного правового акта.
Юр. сила решения, принятом на референдуме, связана, во-первых, с тем, что референдум – высшее непосредственное выраж-е власти народа. Поэтому решение референдума РФ общеобязательно, не нужд. в дополнительном утверждении, может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия реше-ния на новом референдуме РФ.
Во-вторых, юр. сила решения референдума зависит от вида закона, вопрос о котором вынесен на референдум, от положения этого закона в иерархии н-п актов. Так, в отличие от референдума РФ, решения, принятые на референдуме субъекта РФ или на местном референдуме, могут быть отменены или изменены вследствие признания их недействительными в судебном порядке.
28.Политические партии в политической системе РФ: порядок создания, права и обязанности
Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Порядок создания(ст.11-14 гл.2):
1)Полит. партия создается свободно, без разрешения органов гос. власти и должностных лиц. Полит. партия может быть создана на учредительном съезде полит. партии либо путем преобразования в политич. партию общероссийской общественной орг-ции или общероссийского общественного движения на съезде.
2) Полит. партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании полит. партии, об образ-ии ее регионал. отделений более чем в 1/2 субъектов, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководствующих и контрольно-ревизионных органов полит. партии. Делегаты учредительного съезда полит. партии явл-ся учредителями полит. партии.
3) Со дня гос. регистрации полит. партия осущ-ет свою деятельность как юр. лицо. За гос. регист-ю полагается регистрационный сбор примерно в 50 минимальных размеров оплаты труда.
4)Полит. партии имеют право (ст.26): свободно распространять информацию о своей деятельности, пропаганд. свои идеи, цели и решения; пользоваться государственными СМИ; учреждать собственные СМИ и осуществлять издательскую деят-ть; проводить собрания, митинги, демон-ии и другие масс. меропр-я; защищать права и законные интересы, а также представ. законные интересы своих членов в гос. органах и иных орг-х; участвовать в выборах; поддерживать связи с др. полит. партиями, союзами; создавать союзы.
Полит. партия обязана(ст.27): соблюдать Конституцию, законы и иные н-п акты; допускать должностных лиц Министерства юстиции к участию в мероприятиях, проводить в уставных целях, предоставлять по их просьбе инф-ю по вопросам ее уставной деятельности; не менее чем за 7 дн. извещать Министерство юстиции о заседании (созыве) своего высшего органа; в случае изменения юр адреса (места нахождения руководящего органа) в месячный срок представ. в Мин. юстиции все документы, необх. для гос. регистрации изменений, внесенных в устав политической партии; предоставлять информацию о численности полит. партии, ее организационных структур; предост. сведения о мероприятиях, проведенных в уставных целях.