29.Общественые объединения: организационно
правовые формы, порядок создания
Общественное
объединение – добровольное, самоуправляемое,
некоммерческое формирование, созданное
по инициативе граждан, объединившихся
на основе общности интересов для реализации
общих целей, указанных в уставе общественного
объединения.
Право граждан на создание общественных
объединений реализуется как
непосредственно путем объединения
физ. лиц, так и через юр. лица – общественные
объединения.
Общий
порядок создания обществ. объединений устанавливающая глава ФЗ «Об общественных
объединениях». Обществ. объед-я создаются
по инициативе их учредителей - не менее
трех физических лиц. В состав учред-ей
наряду с физич. лицами могут входить юр.
лица – обществ. объединения. Решения
о создании обществ. объед-я, об утверждении
его устава и о формировании руководящего
органа принимается на съезде (конференции)
или общем собрании. С момента принятия
указанных решений обществ. объед-е считается
созданным: осущ-ет свою уставную деятельность,
приобретает права, за исключением прав
юрид. лица, и принимает на себя обязанности,
предусматривающие ФЗ. Правоспособность
обществ. объед-я как юр. лица возникает
с момента гос. регистрации данного объед-я.
В соответствии со ст. 7 ФЗ «Об общественных
объединениях» общественные объединения
могут создаваться в одной из следующих
организационно-правовых форм: общест.
организация; обществ. движ-е; обществ.
фонд; общест. учреж-е; орган обществ. самодеят-ти.
Организационно-правовые
формы:
Обществ.
организацией является основанное на членстве
обществ. объед-е, созданное на основе
совмест. деят-ти для защиты общ. интересов
и достижения уставных целей объединившихсяся
граждан .
Обществ.
движ-м явл-ся не имеющее членства
массовое общест. объед-е, преследующее
определенные цели, поддерживаемое участниками.
Обществ.
Фонд – некоммерческий фонд, предст. собой
не имеющ. членства общест. объед-е, цель
которого заключается в формир. имущ-ва
на основе добровол. взносов на общест.
полезные цели. Общ. Учрежд-м явл. не имеющ. членства обществ.
объед-е, ставящее своей целью оказание
конкретного вида услуг, отвечающего интересам
участников и устав целям указанного объединения.
Орг.
общест. самод-ти явл-ся не имеющ. членства
общест. объед-е, целью кот. явл-ся совмест.
решение различ. соц. проблем, возникших
у граждан по месту.
30.Принципы экономической
основы конституционного строя
Экономичсеской основой конст. строя
РФ явл-ся находящееся в стадии становл-я
социальное рыночное хоз-во, в рамках которого
произв-во и распред-е товаров и благ осущ-ся
в основном посредством рыночных отношениий.
1 принцип-конкуренция. Их участниками явл-ся частные субъекты
хозяйствования, конкурирующие между
собой. РФ поддерж. эту конкуренцию, а также
принимает меры к предотвращения монопольн.
привилегий и осуществляет соответ-щий
контроль.
В РФ гарант-ся единство экон. пространства, свобода перемещ. товаров,
услуг и фин. средств, поддержка конкуренции,
свобода экон. деят-ти. Создавая социчльное
рыночн. хоз-во, РФ стремится обеспеч. свободу
экон. деят-ти, предприн-ва и труда, добросовестную
конкуренцию и обществ. пользу, чтобы регулирование
гос-ом хозяйственной жизни осуществлялись
в интересах чел-ка и общ-ва, а экон.отнош-я
строились на соц. партнерстве между чел-ом
и гос-ом, работником и работодателем.
Для экон. системы России хар-но многообр-е
форм собст-ти.Именно конст-е нормы решают
вопрос о том, какие формы собственности
гос-ом признаются и гарантируются. Допускается
частная, гос-я, муниц. и иные формы собст-ти.
Собственность охраняется в ее различ.
формах на равных основаниях. Каждый имеет
право иметь имущ-во в собст-ти, владеть
им, польз-ся и распоряжаться.
31.Принципы
социальной основы конституционного
строя
Согласно Конст. РФ Россия - соц. гос-во.
Гл. задача соц. гос-ва – достиж-е такого
обществ. прогресса, который основывается
на закрепленных правом принципах соц.
равенства, всеобщей солидарности и взаимной
ответственности. Соц. гос-во призвано
помогать слабым, влиять на распред-е экон.
благ исходя их принципа справедл-ти, чтобы
обеспеч. каждому достойн. сущ-ние. Соц.
гос-во не значит возврат к тоталитарному.
Конст-я РФ стрем. лишь к максим. возмож-му
в условиях демокр. страны равномерному
содействию благу всех граждан и к макс.
возможному равномерному распред-ю жизненных
тягот. Часть общей политики такого гос-ва
сост-ет соц. политика. Главн. задачей соц.
политики РФ явл-ся достиж-е благосост-я
чел-ка и общества, обесп-е равных и справедл.
возможностей для развития личности. Эта
гл. задача опред. основные направ-я соц.
политики.
1) Охрана труда и здоровья
людей. Труд не может быть принудительным.
РФ стремится к созд-ю полной занятости
людей, чем исключить безработицу. В случае
безработицы гос-во гарант-ет выплату
пособий. Гос-во также забот. о здоровье,
финансирует федер. программы охраны и
укреп-я здоровья граждан.
2) Гос-во стремится к предост-ю
каждому граж-ну достойного прожит.
минимума. Но эта отв-ть вторична, т.к социал.
гос-во руков-ся тем, что кажд. взрослый
и трудоспособный гражданин должен иметь
возм-ть зарабат. на себя и на содерж-е
своей семьи.
3) Обесп-е гос. поддержки семьи,
материнства, отцовства, детства
инвалидов и пожил. людей. Семья-ячейка
общества. Забота о семьях=забота об обществе.
Родители обязаны содерж. и воспит. своих
детей до соверш-я. Но не все дети живут
в семьях, для чего и созд-ся детск.дома,
выдел-ся средства, созд-ся благотвор.
фонды. Гос-во должно проявл. заботу об
инвал. и пожил. гражданах. Должно улучш.
их матер. полож-е, обесп-ть их необх. сред-ми
передвиж-я.
4) развитие системы соц. обслуж-я.
Имеется гос. система соц. служб.Соц.обслуж.
осущ-ся беспл. и за плату.
5) установ-е гос. пенсий, пособий
и иных гарантий соц. защиты.
32.Понятие и
элементы правового статуса личности
Правовой статус
личности - юридически закрепленное
положение личности в государстве и обществе.
Правовой статус личности представляет
собой часть общественного статуса и относится
к качеству человека и гражданина.
Элементы:
- правовые нормы, устанавливающие данный статус (В российском законодательстве это Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991года, а затем Конституция Российской Федерации 1993 года.);
- правосубъектность (Правосубъектность – включает в себя два понятия: дееспособность и правоспособность, которые должны присутствовать у каждого человека данного государства.
Правоспособность – это способность каждого
гражданина иметь права, и нести определенные
обязанности.
Дееспособность – способность гражданина своими
действиями приобретать и осуществлять
конкретные права, создавать для себя
определенные обязанности и использовать
их).
- основные права и обязанности;
- законные интересы (Законные интересы предполагают увлечение человеком любыми средствами, которые реализуют его в обществе. Эти интересы закрепляются в политических правах и свободах граждан, например, право на объединение - представляет собой право на образование любого союза в рамках требования закона).
- Гражданство (Гражданство предполагает, что у конкретного человека существует правовая связь с конкретным государством);
- юридическая ответственность (Юридическая ответственность- это чувство долга, гражданской позиции, развитого правового и нравственного сознания);
- правовые принципы (правоотношения общего (статусного) типа (правоотношения, возникающие между человеком и государством).
33.Принципы правового
статуса личности
Неотъемлемость прав и свобод. В
Конст. РФ этому посвящена гл. 2, где
говорится, что
1)осн. права и свободы чел-ка и гражд.
неотчуждаемы и принадлежат каждому от
рождения. Конституция не допускает умаления
чести и достоинства личности, защищ. личную
жизнь человека и не допуск. ограничения
прав и свобод, за искл. случаев, предусм.
самой же конституцией, напр. во время
ЧП или Воен Полож.
2) Принцип равноправия, рассм-ся
в 3х аспектах: рав-ва всех перед
законом и судом, рав-ва М
и Ж, рав-ва в независ. от веры, нац. принадл…
Все это также закреплено в Конст. РФ во
2 гл. (ст 19).
3) Гарант-ть прав.Конст-я должна предусм.
мех-м гарантий реализации прав и свобод.
Все осн. права и обяз-ти закрепл. в Конституции,
а гарантом ее явл-ся Президент. Конст-я
имеет особ охрану, а значит и права и обя-ти
тоже.
4) Наличие не только прав, но
и обяз-й. Связь гражд. и гос-ва
позразум-т не только права но
и взаимн. обяз-ти. К обяз-м чел-ка и гражд.
относ-ся: забота о природе, о культур.
наследии, платить законно устан-е налоги
и сборы, соблюд. Конст. и законы РФ, защищать
отечество.
34.Понятие
гражданства и подданства, двойное
гражданство, политическое убежище
Гражданство – устойчивая правовая связь
лица с РФ, выражающаяся в совокупности
их взаимных прав и обязанностей.
Подданство - юридическая принадлежность и правовая связь лица с государством, главой которого является монарх.
Двойное гражданство – наличие у гражданина РФ
гражданства (подданства) иностранного
государства.
Политическое
убежище - убежище, предоставл-е лицам,
преслед-м у себя на родине за полит. или
религ. убеждения, а также за действия,
не квалифиц. в междунар. и национ. праве
демокр-х гос-в как правонар-е, право на
въезд и преб-ние на терр. др. гос-ва. Предост-е
полит. убежища на терр. России произв-ся
Указом Президента и регул-ся Положением
«О порядке предоставления Российской
Федерацией политического убежища».
35.Гражданство
как правовой институт и как
правовое состояние
Институт гражданства – совок-ть правов. норм, регул-х
«?» приобрет. и прекращ. гражданства РФ.
Институт гражданства выполняет двоякую
социально-юридическую функцию. С одной
стороны, гражданство выступает как средство
и способ защиты прав индивида, с другой
– как институт защиты прав и интересов
государства.
Гражданство как
правов. соятояние означает наличие правовой
связи между гражд. и гос-м, а значит, их
взаимн. права и обяз-ти. Данная связь явл-ся
правовой, т.к она юридически оформлена,
и устойчива, т.е не определен срок ее окончания.
Чаще всего это от рожд. и до смерти. Гос-во
фиксирует рождение и смерть своих граждан. Гражданство может быть прекращено
только в прямо закрепленных законом случаях,
при этом ни государственные органы, ни
гражданин не вправе менять правовое содержание
гражданства по сравнению с тем, как оно
зафиксировано в законе.
36.Принципы российского
гражданства
(ст.4)
1) Гражд-во РФ явл-ся
единым и равным, независ. от
оснований его приобр-я. Это
означает, что граждане РФ равны
мжд собой, вне завис-ти, гражданин
он по рождению или приобрел гражд-во в
общем порядке.
2) Прожив-е гражданина РФ за
пределами РФ не прекращ. его гражданства.
РФ предост-ет им защиту и покровительство.
Гос. органы, за пределами РФ, предст-ва
РФ должны позаботиться о собл-ии прав
в соотв. с Конституцией, ФКЗ, ФЗ, в соотв.
с нормами мжднар. права.
3) Никто не мжб лишен
гражданства или права изменить
его. Гражданство РФ прекр-ся
в случ-х: добровол. волеизъявления
чел-ка, в случ. смерти, а также по иным
основаниям, предусм. ФЗ «о гражданстве
РФ».
4) Гражданин не мжб
выслан за пределы или выдан
ин. гос-ву.
5) поощрение приобр-я гражданства
РФ лицами без гражд-ва, прожив.
на терр. РФ
6) Принцип двойн. гражд-ва.
Это налич. у гражд. РФ гражд.
или подд-ва ин. гос-ва. Но такие гражд.
не доп-ся в муниц. и полит. упр-е, т.к речь
идет о безоп-ти РФ.
37.Основания
и порядок приобретения гражданства
РФ
(ст.11)
Гражданство
РФ приобретается:
- по рождению;
- в результате приема в гражданство РФ;
- в результате восстановления в гражданство РФ;
- по иным основаниям, предусмотренным ФЗ или международным договором РФ.
Заявл-е о
приеме в гражд. подается лично заявителем
по установл. форме. Если лицо за пределами
РФ и не имеет места жит-ва в
РФ, заявл-е подается в дипломатич.
представ-во или консульское учреж-е РФ
за ее пределами. Если лицо прожив. на терр.
РФ, то в террит. орган Фед. миграц-ой службы.
При подаче заявл-я взымается консульский
сбор.
В
ОБЩЕМ ПОРЯДКЕ (ст.13). Они направл-т
ходатаство вместе с док-ми в комиссию
по вопросам гражданства при Президенте
РФ. Они подготавл. предлож-е для президента.
Президент облад. основн. полном-ми в делах
о гражд-ве. Он издает указ. О принятом
решении полномочный орган, в который
подавалось заявление, уведомляет заявителя
письменно в месячный срок со дня принятия
решения.
В
УПРОЩ. ПОРЯДКЕ (ст.14). Рассмотрение
заявлений и принятие решений о приеме
в гражданство РФ в упрощенном порядке
осуществляются дипломатическими представительствами
и консульскими учреждениями в срок до
шести месяцев со дня подачи заявления
и всех необходимых документов.
38.Органы, решающие
вопросы гражданства
Полномочными органами, вед.
делами о гражд. РФ, являются:
- Президент;
- фед. орган И. власти, уполномоч. на осущ-е функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его террит. органы;федер. орган И. власти, ведающий вопросами иностранных дел, и диплом-е предст-ва и консульские учреждения РФ, находящ. за пределами РФ.
Президент облад. основн. полномочиями
в делах и гражд-ве. Он приним. решения
по вопросам приема в гражд, вост. в гражд,выхода
из гражд, двойн. гражд. Федер. органы исп.
власти К ним относ. Мин ВД и его органы,
Мин. ин.дел, дипломатич. предст-ва и консульск.
учрежд-я.Они приним. заявл-я и ходатайства
по «?» гражд. РФ, проверяют факты и предост-е
док-ты, направл. ходатайство в Комиссию
по ? гражд-ва при Президенте РФ или приним.
решения о принятии в гражд-во в упрощ.
порядке.