Практическое изучение стратегических планов муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в исследовании процесса муниципального планирования.

Задачи работы обусловливают выполнение поставленной цели:

- дать характеристику муниципального планирования;

- изучить социально-экономические аспекты муниципального планирования;

Определить сущность стратегического планирования развития муниципального образования;

- провести анализ стратегических планов социально-экономического развития муниципальных образований в Российской Федерации;

- провести SWOT-анализ стратегического развития городов Казань и Пенза.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ муниципального планирования 5
1.1. Общая характеристика планирования 5
1.2. Социально-экономические аспекты муниципального планирования 10
1.3. Стратегическое планирование развития муниципального образования 16
Глава 2. Практическое изучение стратегических планов муниципальных образований 24
2.1 Анализ стратегических планов социально-экономического развития муниципальных образований в Российской Федерации 24
2.2. SWOT-анализ стратегического развития городов Казань и Пенза 27
Заключение 32
Список использованной литературы 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая Муниципальное планирование.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 

 

Введение 

     Актуальность  выбранной темы состоит в том, что преобладавший в начале 90-х годов ХХ века тезис о несовместимости рыночных отношений и плановой деятельности обусловил общий спад прогнозно-аналитической деятельности в сфере комплексного развития административно-территориальных образований нашей страны. Однако анализ реальных проблем и потребностей руководства муниципалитетов, а также мирового опыта подтверждает, что сочетание планового регулирования и рыночных механизмов не только возможно, но и необходимо.

     В настоящее время проблема разработки стратегических планов стала очень актуальной не только среди консультантов, профессионально занимающихся такой работой, но и для руководителей муниципальных образований и регионов. Распространяющийся подход по оценке муниципального образования как компании также является дополнительным аргументом в пользу необходимости внедрения элементов корпоративного управления органами власти.

     Вопросы комплексного социально-экономического развития субъектов Федерации включают не только рассмотрение взаимосвязанных экономических и социальных процессов в регионе, но также вопросы развития муниципальных образований. Поэтому одной из особенностей регионального прогнозирования на современном этапе является вовлеченность муниципальных образований в прогнозную деятельность субъектов Федерации.

     Закон достаточно четко прописывает вопросы, отнесенные к компетенции органов  местного самоуправления: владение, пользование  и распоряжение имуществом, находящимся  в муниципальной собственности, организация функционирования практически всей инфраструктуры района, города, за исключением финансовой и коммуникаций регионального и федерального значения. К компетенции местного самоуправления относится также и организация функционирования социального сектора муниципалитетов.

     В настоящее время во многих городах и районах страны либо применяют, либо приступили к разработке планов, программ и прогнозов развития. Однако отсутствие единых методических подходов к принципам, формам и методам планирования и прогнозирования зачастую делают сложным, а иногда и невозможным интеграцию, казалось бы, однотипных отраслевых или функциональных планов, программ муниципальных образований в планы и программы субъектов Федерации.

     Цель  работы состоит в исследовании процесса муниципального планирования.

     Задачи  работы обусловливают выполнение поставленной цели:

     - дать характеристику муниципального планирования;

     - изучить социально-экономические аспекты муниципального планирования;

     Определить  сущность стратегического планирования развития муниципального образования;

     - провести анализ стратегических планов социально-экономического развития муниципальных образований в Российской Федерации;

     - провести SWOT-анализ стратегического развития городов Казань и Пенза.

     Объектом  исследования является муниципальное планирование.

     Предметом работы являются организационно-экономические аспекты муниципального планирования.

 

Глава 1. Теоретический  анализ муниципального планирования 

1.1. Общая характеристика планирования 

     Планирование - это определение целей и задач  предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. 1

     Основные  принципы планирования: 

     1) Принцип обоснованности целей  и задач предприятия. При этом  выделяют цели: 

     - хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства; 

     - производственно-технологические, определяющие функциональное назначение предприятия; 

     - научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс; 

     - социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия; 

     - экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду. 

     2) Принцип системности. Он означает, что планирование представляет  целую систему планов и охватывает все сферы деятельности предприятия; 

     3) Принцип научности. Требует учета  перспектив научно-технического  прогресса и применения научно  обоснованных прогрессивных норм  использования всех видов ресурсов; 

     4) Принцип непрерывности. Означает  параллельное сочетание текущего и перспективного планирования; 

     5) Принцип сбалансированности плана.  Указывает на количественное  соответствие между взаимосвязанными  разделами и показателями плана,  между потребностями в ресурсах  и их наличием; 

     6) Принцип директивности. В соответствии с ним план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его руководителем предприятия. 

     Важнейшими  целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке. 

     Виды  планирования. В зависимости от продолжительности планового периода выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование.  2

     Долгосрочное  планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды и определяет общую стратегию предприятия в рамках, "продукт-рынок". При составлении плана изучаются варианты расширения производства и снижения издержек. Прогнозируются изменения в номенклатуре продукции и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом этого плана являются формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях. 

     Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает  возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается план предприятия по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план. 

     Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д. 

     В планировании используются следующие  основные методы: 

     - нормативный - на основе прогрессивных норм использования ресурсов; 

     - балансовый - целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов; 

     - экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период; 

     - интерполяции - предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели; 

     - факторный - на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей; 

     - матричный - путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями;

     - экономико-математического моделирования с применением ЭВМ и другие. 

     Существуют  следующие разновидности базовых  стратегий: 

     - стратегия роста, обосновывающая намерения предприятия увеличивать объем производства, продаж, капитальных вложений и т.п.;

     - стратегия стабилизации - это план деятельности предприятия в условиях нестабильности объемов продаж и доходов; 

     - стратегия выживания - это оборонительная стратегия, применяемая в условиях глубокого кризиса деятельности предприятия.  3

     Одной из важнейших составных частей стратегии  предприятия является планирование риска. Сущность этого плана заключается  в достижении высокого уровня противодействия возмущениям внешней среды и уменьшение потерь от этих возмущений. 

     Методы  выбора стратегии: 

     - метод PIMS - моделирование влияния стратегических факторов на показатели эффективности предприятия (рентабельность, прибыль); 

     - метод кривых освоения - строится на зависимости размеров затрат на производство от его объема; 

     - метод жизненного цикла товара, т.е. для каждой стадии (освоение, рост, зрелость, спад) определяются приоритетные стратегические направления и действия; 

     - метод Бостонской консультативной группы (матричный). Показателями, формирующими оценочную матрицу, являются темп роста производства и контролируемая данным предприятием доля рынка; 

     - метод "мак-кинси" (матричный), основными оценочными показателями служат конкурентная позиция предприятия (слабая, средняя, сильная) и привлекательность рынка (аналогичные три оценки). 

     Оперативное планирование. Оперативное планирование - это детальная разработка планов предприятия и его подразделений. Оно соединяет:

  1. Календарное планирование, включающее детализацию текущего плана предприятия и доведение заданий до каждого цеха, отдела, участка, бригады, рабочего. Планы и графики при этом составляются на месяц, декаду, сутки, смену, а иногда и каждый час; 
  2. Диспетчеризацию, обеспечивающую:  - сплошной контроль за ходом производственного процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев в работе на каждом рабочем месте;  - организацию доставки на рабочие места сырья, материалов, заготовок, инструмента; вывоз готовой продукции, отходов производства; контроль исправности оборудования; подачу энергии, топлива, сжатого воздуха; организацию контроля качества. 

     Различают: 

     - межцеховое оперативное планирование - обеспечивающее скоординированную деятельность и необходимые производственные пропорции между цехами предприятия в соответствии с последовательностью технологических процессов и с учетом функций основных, вспомогательных, побочных и обслуживающих цехов; 

     - внутрицеховое оперативное планирование - осуществляющее распределение работ по участкам и рабочим местам. Основная задача распределения - обеспечение полного и четкого выполнения заданий производственной программы и сохранение ритмичной работы предприятия, его цехов, участков, бригад, рабочих. 

     Бизнес-план предприятия. Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности. 

     Бизнес-план является основой бизнес-предложения  при переговорах с будущими партнерами и возможными инвесторами. Это определяет некоторые требования к его оформлению, форме, содержанию и структуре. Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и перспективах своего участия в нем. 

     Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы, но можно предложить следующий макет бизнес-плана: резюме (краткое содержание бизнес-плана); место нахождение предприятия; цель деятельности; описание вида деятельности, характеристика продукции (услуг); оценка рынка сбыта; конкуренция и конкурентное преимущество предприятия; внешнеэкономическая деятельность; стратегия маркетинга; прогнозирование продаж; план технической доработки продукта; план производства; управление предприятием; характеристика персонала; материально-техническое обеспечение; оценка риска; финансовый план; эффективность проекта. 

Информация о работе Практическое изучение стратегических планов муниципальных образований