Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2011 в 17:16, курсовая работа
Цель работы состоит в исследовании процесса муниципального планирования.
Задачи работы обусловливают выполнение поставленной цели:
- дать характеристику муниципального планирования;
- изучить социально-экономические аспекты муниципального планирования;
Определить сущность стратегического планирования развития муниципального образования;
- провести анализ стратегических планов социально-экономического развития муниципальных образований в Российской Федерации;
- провести SWOT-анализ стратегического развития городов Казань и Пенза.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ муниципального планирования 5
1.1. Общая характеристика планирования 5
1.2. Социально-экономические аспекты муниципального планирования 10
1.3. Стратегическое планирование развития муниципального образования 16
Глава 2. Практическое изучение стратегических планов муниципальных образований 24
2.1 Анализ стратегических планов социально-экономического развития муниципальных образований в Российской Федерации 24
2.2. SWOT-анализ стратегического развития городов Казань и Пенза 27
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Несколько
иная структура бизнес-плана
В
международной практике для обоснования
проектов (бизнес-планов) применяется
несколько обобщающих показателей: чистая
текущая стоимость; рентабельность; внутренний
коэффициент эффективности (пороговое
значение рентабельности); период возврата
капитальных вложений (срок окупаемости);
максимальный денежный отток (отражает
необходимые размеры финансирования проекта
и должен быть увязан с источником покрытия
всех затрат); норма безубыточности (минимальный
размер партии выпускаемой продукции,
при котором обеспечивается "нулевая
прибыль", доход от продажи равен издержкам
производства).
1.2.
Социально-экономические
аспекты муниципального
планирования
Вопросы комплексного социально-экономического развития субъектов Федерации включают не только рассмотрение взаимосвязанных экономических и социальных процессов в регионе, но также вопросы развития муниципальных образований. Поэтому одной из особенностей регионального прогнозирования на современном этапе является вовлеченность муниципальных образований в прогнозную деятельность субъектов Федерации.
Институт местного самоуправления законодательно первоначально был закреплен Федеральным законом от 6 июля 1991 г. "О местном самоуправлении в Российской Федерации". Несмотря на несовершенство ряда установленных принципов местного самоуправления, территориальные единицы низового уровня фактически получили право самостоятельного определения приоритетов своего развития. В этом процессе особая роль отведена стратегическому планированию развития муниципального образования. 5
С введением Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" начиная с 2003 г. было проведено изменение существующей территориальной организации местного самоуправления, начаты разграничение полномочий и предметов ведения между субъектами Федерации и муниципальными образованиями, распределение вопросов местного значения внутри системы местного самоуправления, созданы основы правового регулирования отношений в рамках бюджетного финансирования расходных полномочий органов местного самоуправления и отдельных государственных полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления.
Закон достаточно четко прописывает вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, организация функционирования практически всей инфраструктуры района, города, за исключением финансовой и коммуникаций регионального и федерального значения. К компетенции местного самоуправления относится также и организация функционирования социального сектора муниципалитетов.
Все
это предполагает наличие в каждом
муниципальном образовании
В
настоящее время во многих городах
и районах страны либо применяют,
либо приступили к разработке планов,
программ и прогнозов развития. Однако
отсутствие единых методических подходов
к принципам, формам и методам планирования
и прогнозирования зачастую делают сложным,
а иногда и невозможным интеграцию, казалось
бы, однотипных отраслевых или функциональных
планов, программ муниципальных образований
в планы и программы субъектов Федерации.
Сравнительный анализ видов плановых
и прогнозных документов муниципальных
образований выявляет различия в наименовании
плановых документов даже однотипных
административно-
Не стал исключением и Татарстан, где в последнее время создается трехуровневая система стратегического планирования: регион - район - поселение. Порядок работы муниципальных образований республики по разработке программ социально-экономического развития регламентируется нормативными правовыми актами, включающими методические рекомендации по формированию программ социально-экономического развития муниципальных районов, корректировке действующих муниципальных программ, а также методические рекомендации по разработке комплексных планов развития поселений.
Поиск новых качества и содержания управления местным развитием привел к появлению новых форм и методов планирования, в том числе стратегического планирования, в рамках которого проходит формирование целевых ориентиров развития местного сообщества на перспективу в соответствии с имеющимися возможностями и ресурсами, а также определяется последовательность их реализации.
Принципиально важным представляется рассмотреть связь стратегического планирования муниципального района (городского округа) с текущим и бюджетным планированием. Значительная роль отводится разработке текущего прогноза, который в соответствии с бюджетным законодательством непосредственно предшествует и является базой для составления проекта муниципального бюджета. Основным содержанием данного прогноза являются: анализ социально-экономического развития муниципального образования; оценка предпосылок и факторов, определяющих развитие муниципального образования на прогнозный период; выбор приоритетных направлений и мероприятий по решению социально-экономических задач в прогнозном периоде.6
Наличие качественного муниципального прогноза помогает совершенствовать работу муниципального хозяйства, координирует финансово-хозяйственную деятельность муниципальных предприятий и учреждений городов и районов, обеспечивая эффективность управления в целом.
Другой аспект важности муниципального прогноза состоит в том, что он является неотъемлемой частью прогноза социально-экономического развития региона и уточняет прогнозные показатели, полученные в результате макроэкономического анализа, за счет приближения к реальной экономической ситуации, складывающейся в муниципальных образованиях. Прогноз позволяет совершенствовать изменения территориально-отраслевой структуры, выделить проблемные территории, своевременно предупредить опасность нарастания территориальной дифференциации в уровнях развития муниципальных образований и другие негативные последствия.
Поэтому перед региональными органами власти актуальной становится разработка единых методических подходов при планировании развития территорий на уровне муниципальных образований с использованием новых технологий прогнозирования, включая разработку методических рекомендаций для расчета показателей прогноза социально-экономического развития.
Следует
учитывать, что экономика каждого
муниципального района является составной
частью экономики региона с
Основными
целями прогнозирования социально-
В этой связи основными задачами прогнозирования социально-экономического развития муниципальных районов (городских округов) являются:
согласование интересов и координация деятельности различных субъектов, расположенных на их территории; образование единого экономического, социального, культурного и информационного пространства; формирование прогнозов развития как муниципальных районов (городских округов), так и входящих в них поселений; эффективное использование местных ресурсов; создание и развитие рыночной инфраструктуры. Органы местного самоуправления в зависимости от специфики муниципального района (городского округа) могут ставить и другие задачи.
Методические рекомендации для расчета показателей прогноза социально-экономического развития муниципального района или городского округа должны учитывать:
полный перечень вопросов местного значения, закрепленных за муниципальными образованиями в соответствии с Федеральным законом N 131 от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ";
единую
систему показателей "муниципальной
статистики" и обеспечение сквозного
мониторинга социально-
методическое
единство формирования прогнозов социально-
Основные принципы, которыми следует руководствоваться при формировании содержательной части методических рекомендаций, - системный подход к предмету исследования; программно-целевой подход к объектам и субъектам прогнозирования; вертикально-отраслевой подход к формированию показателей прогноза; балансовый подход к планированию межотраслевых и межтерриториальных процессов; гармонизация развития социального и экономического секторов муниципальных образований.
Принципиальное значение в рекомендациях должно придаваться методологическому единству формирования и актуализации прогнозов социально-экономического развития субъекта Федерации и находящихся на ее территории муниципальных районов и городских округов, а также прогнозов городских и сельских поселений.
Такое сочетание обеспечивает возможность интеграции прогнозов развития городских и сельских поселений в прогнозы муниципальных районов (городских округов), а последним, в свою очередь, возможность трансформироваться в комплексные прогнозы социально-экономического развития регионов. Кроме того, единая система показателей, характеризующих социальные и экономические процессы в муниципальных образованиях, должна позволять обеспечивать сравнимость уровня и темпов развития различных районов и городов в рамках одного субъекта Федерации.
Полагаем,
что предложенные организационно-экономические
подходы в планировании муниципального
развития как реформирования местного
самоуправления могут быть использованы
руководителями и специалистами органов
исполнительной власти муниципальных
районов и городских округов в их практической
деятельности, а также в обучении студентов
высших учебных заведений и в разъяснении
населению, что будет способствовать реализации
1.3.
Стратегическое планирование
развития муниципального
образования
Американский ученый Майкл Москоу первый применил стратегическое планирование по отношению к государственному сектору. В своей монографии "Стратегическое планирование в бизнесе и управлении" (1978 г.), он утверждал, что корпоративная модель стратегического планирования вполне применима и в административном управлении. С того времени стратегическое планирование широко используется во многих органах власти, от малых муниципалитетов до федерального правительства.
Для работы этого процесса в государственном секторе необходимо рационально использовать те же фундаментальные составляющие успеха любого организационного процесса: способность объективно оценивать современную ситуацию и предсказывать будущие возможности или негативные последствия от своих действий, способность рассматривать альтернативные варианты и принимать оптимальные решения по выбору приоритетов, также способность организовывать и применять доступные ресурсы для обеспечения реализации выбранных приоритетов.
Но,
чтобы осуществить
Информация о работе Практическое изучение стратегических планов муниципальных образований