Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2011 в 17:16, курсовая работа
Цель работы состоит в исследовании процесса муниципального планирования.
Задачи работы обусловливают выполнение поставленной цели:
- дать характеристику муниципального планирования;
- изучить социально-экономические аспекты муниципального планирования;
Определить сущность стратегического планирования развития муниципального образования;
- провести анализ стратегических планов социально-экономического развития муниципальных образований в Российской Федерации;
- провести SWOT-анализ стратегического развития городов Казань и Пенза.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ муниципального планирования 5
1.1. Общая характеристика планирования 5
1.2. Социально-экономические аспекты муниципального планирования 10
1.3. Стратегическое планирование развития муниципального образования 16
Глава 2. Практическое изучение стратегических планов муниципальных образований 24
2.1 Анализ стратегических планов социально-экономического развития муниципальных образований в Российской Федерации 24
2.2. SWOT-анализ стратегического развития городов Казань и Пенза 27
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Используя мировой опыт стратегического планирования, мы не должны забывать об особенностях современной России. В благополучных развитых странах Запада разработка стратегических планов развития происходит в условиях достаточно «гладкого» хода социально-экономических процессов и большого объема ресурсов. Современная Россия находится на социально-экономическом «переломе», проблема ресурсов и их оптимального использования является значительно более острой. Поэтому стратегический план социально-экономического развития муниципального образования не может быть простой, хотя бы и системной, совокупностью благих пожеланий, выраженных в форме целей разного уровня, и сформулированных в самом общем виде путей их достижения. Он должен давать представление о механизмах реализации поставленных целей, достижимости поставленных целей с учетом имеющихся ресурсов, влиянии возможных изменений внешних условий, содержать перечень показателей, в том числе – количественных, исходя из которых можно получить достаточно объективную оценку степени достижения поставленных целей. С другой стороны, нельзя требовать и того, чтобы стратегический план в условиях рыночной экономики был похож на привычный для условий административно-командной системы хозяйствования долгосрочный план директивного типа с указанием конкретных сроков каждого действия, исполнителей, объема и источников финансирования.
По нашему мнению, целесообразным является рассмотрение стратегических планов развития таких городов как Казань и Пенза.
Сравнивая стратегии указанных городов, нами было отмечено, что в целом, они имеют родственную структуру. Все чаще в стратегических планах развития муниципальных образований начинает присутствовать обращение руководителя исполнительных органов власти в виде представления стратегии развития и обосновании ее актуальности. Помимо этого присутствует и преамбула.
Основными общими моментами рассмотренных нами стратегических планов являются:12
Далее, в стратегиях в обязательном порядке определяются миссия (либо главная цель) и стратегические направления развития муниципального образования.
Главная цель любого муниципального – это повышение качества жизни населения.
Естественно, что достижение поставленной цели возможно посредством работы по реализации основных стратегических направлений. Общими в рассмотренных планах развития муниципального образования являются следующие стратегические направления:
Немаловажным элементом каждой стратегии является и то, как все задуманное будет осуществляться. То есть, выделив цели и задачи, указываются механизмы по реализации стратегии.
Помимо
общего, в стратегиях развития городов
имеются различия. Естественно, что
это вызвано главным образом их экономико-географическим
положением и общей обстановкой в регионе.
Помимо всего прочего, города различаются
по численности населения.
2.2.
SWOT-анализ стратегического
развития городов Казань
и Пенза
Цель
SWOT-анализа заключается в
Простейшая
форма представления
SWOT-анализ — это не просто перечисление подозрений менеджеров, он должен основываться на объективных фактах и данных маркетинговых исследований. Рекомендуется следовать следующим правилам:
1) SWOT-анализ должен быть как можно более сфокусирован. Например, компания может решить проводить анализ на уровне сегмента покупателей, географической территории или даже одного продукта. После того как рамки анализа определены, используйте только ту информацию, которая имеет к ним прямое отношение.
2) Сильные и слабые стороны должны отражать положение компании по отношению к ее соперникам по рынку. Сила является таковой лишь тогда, когда в этом аспекте своего предложения компания превосходит конкурентов.
Правильно проведенный SWOT-анализ дает организации первое представление об отличительных сферах компетенции и конкурентном преимуществе над конкурентами, потребностях покупателей (в определенной степени ограниченной внутренними взглядами работников), потребностях по модификации портфеля продуктов, позиционировании конкурентов, о будущей основе конкуренции для принятия стратегических решений, соответствии между состоянием компании и заявленными корпоративными целями, а также о более очевидных фактах, касающихся рыночных возможностей и угроз, сил и слабостей фирмы.
Нами были исследованы стратегии развития двух городов – Казани и Пензы (см.приложения №№1, 2).
Ниже представлены таблицы SWOT-анализа применительно к вышеуказанным городам:
Казань:
Сильные
стороны (S)
§ Близость к субъектам РФ, добывающим углеводородное сырье и производящим электроэнергию § Центральное положение города в обширной сельскохозяйственной зоне § § Наличие международного аэропорта § Полное отсутствие тектонической активности в регионе § Высокий градостроительный потенциал § Наличие пригородных рекреационных зон § Наличие достаточного количества водных ресурсов высокого качества § Здоровый тренирующий климат §
Высокий образовательно- § Развитые культурные потребности жителей города § Наличие всех составляющих научно-производственного цикла (фундаментальных научных разработок, прикладных исследований и опытно-конструкторской базы, действующего производства) § Развитая образовательная база, постоянно обогащаемая интеллектуальной средой § Успешно работающая система социальной поддержки |
Слабые
стороны (W)
§ Неконкурентоспособность отдельных отраслей производства, как на внешнем, так и на внутреннем рынке § Неблагоприятная демографическая ситуация § Высокий уровень травматизма § Большая имущественная дифференциация населения § Высокий уровень скрытой безработицы § Большое число горожан, остро нуждающихся в улучшении жилищных условий § Высокая степень загрязнения атмосферы автомобильными выхлопами и производственными выбросами § Ресурсоемкие и устаревшие технологии получения тепла и электроэнергии, высокие потери тепла в сетях § Неадекватность дорожно-транспортной сети грузовым и пассажирским потокам (отсутствие магистралей непрерывного движения, кольцевой дороги, нехватка мостов) § Плохое состояние дорожных покрытий § Низкие доходы жителей, особенно «бюджетников» § Неблагополучная криминальная ситуация |
Возможности
(О)
§ Широкое развитие инновационного менеджмента § Использование высокого научного потенциала для создания наукоемких производств товаров и услуг § Наличие платежеспособных рынков сбыта для местных производителей § Развитие туристического и культурно-досугового бизнеса § Эффективное использование территориальных ресурсов в муниципальной собственности (земли, недвижимости) § Наличие в городе перспективных площадок, имеющих высокую градостроительную ценность § Реализация крупных градостроительных проектов § Создание и развитие системы ипотечного кредитования строительства жилья, особенно социального § Формирование на территории города эффективной экологической инфраструктуры § Использование высокого уровня информатизации § Улучшение качества медицинской помощи |
Угрозы (T)
§ Преобладание в СМИ культа насилия и агрессии § Снижение рождаемости и старение населения § Тревога за будущее, особенно у молодежи § Отток из города способной творческой молодежи § Значительная доля жителей с низкими доходами. § Недостаточная востребованность интеллектуального и технологического потенциала, имеющегося в городе § Техническое и технологическое отставание от развитых стран § Нарушение отдельных уникальных архитектурных ансамблей в городе § Несоответствие транспортной инфраструктуры потребностям автомобилизации § Медленные темпы строительства метро и отсутствие решений по другим альтернативным транспортным средствам § Сокращение зеленого фонда города |
Г.Пенза:
Сильные
стороны (S)
|
Слабые
стороны (W)
|
Возможности (О)
|
Угрозы
(T)
|
В целом, стратегические планы развития Казани и Пензы соответствует типовым стандартам разработки нормативных документов такого типа и стратегическим планам других городов России.
В городе Пенза особую остроту имеют социальные проблемы: безработица и социальная незащищенность, низкий уровень жизни, усугубленные отсутствием для его жителей экономических возможностей, которые имеются в крупных городах. Логичным представляется рассмотрение опыта другого муниципального образования являющегося монопрофильным городом, так как в монопрофильных поселениях проживает каждый пятый городской житель Российской Федерации. Именно к таким поселениям относится город Казань.
К сильным стратегического развития города Казань можно отнести большой объем сырьевых ресурсов и хорошую транспортную обеспеченность, а также благоприятную экологическую обстановку. Слабые стороны – это недостаточное развитие малого и среднего бизнеса, плохое состояние инфраструктуры, нехватка финансовых ресурсов для решения городских проблем, высокий уровень безработицы, особенно среди женщин, а также низкая обеспеченность жильем и недостаточное развитие социальной сферы.
Заключение
Таким образом, планирование — вид организационной деятельности, требующей значительных затрат времени и ресурсов. Как таковое, оно может деградировать, если не будет понята его важность, если не стимулировать должное к нему отношение работников и если им не руководить столь же тщательно, как и другими видами деятельности.
Проводимые в России реформы государственного аппарата дают положительные результаты. Постепенно начинают формироваться новая культура и новый стиль работы государственных органов власти с ориентацией на запросы и нужды населения, повышение ответственности за распределение услуг и ресурсов (например, поэтапное повышение минимальной заработной платы с ориентиром на прожиточный минимум; отмена налога на наследование; повышение пенсий и стипендий; принятие законов, направленных на сохранение здоровья нации, на поддержку здорового образа жизни и др).
Составной частью проводимых во многих странах административных реформ являются меры по повышению эффективности работы госаппарата и его отдельных структур. Эффективный госаппарат означает, что каждое министерство, ведомство или учреждение использует свою власть и ресурсы для достижения целей и стандартов наиболее экономным путем. Это достигается благодаря реализации мероприятий по использованию планирования.
Список использованной
литературы
Информация о работе Практическое изучение стратегических планов муниципальных образований