Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2011 в 17:16, курсовая работа
Цель работы состоит в исследовании процесса муниципального планирования.
Задачи работы обусловливают выполнение поставленной цели:
- дать характеристику муниципального планирования;
- изучить социально-экономические аспекты муниципального планирования;
Определить сущность стратегического планирования развития муниципального образования;
- провести анализ стратегических планов социально-экономического развития муниципальных образований в Российской Федерации;
- провести SWOT-анализ стратегического развития городов Казань и Пенза.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ муниципального планирования 5
1.1. Общая характеристика планирования 5
1.2. Социально-экономические аспекты муниципального планирования 10
1.3. Стратегическое планирование развития муниципального образования 16
Глава 2. Практическое изучение стратегических планов муниципальных образований 24
2.1 Анализ стратегических планов социально-экономического развития муниципальных образований в Российской Федерации 24
2.2. SWOT-анализ стратегического развития городов Казань и Пенза 27
Заключение 32
Список использованной литературы 33
В это эпохальное десятилетие государственные структуры всех ветвей власти в Российской Федерации столкнулись с проблемами, вызванными новыми реалиями жизни. Одной из них, разумеется, является рыночная экономика со всеми ее различными направлениями. Государственное управление в этих условиях резко отличалось от командно-административной системы управления советским государством. Новые веяния принесли в государственный сектор новый образ мышления, совершенно отличные от предыдущих пути осуществления управления в различных сферах жизнедеятельности общества. Создание новых государственных структур со штатом высоко квалифицированных специалистов, способных активно работать в совершенно "другой атмосфере", стало делом чести для субъектов федерации.
Стратегическое планирование - всеохватывающе на столько, на сколько это необходимо, не требует больших затрата времени, и не выпускает из вида важных вопросов, что часто случается в процессе разрозненного инкрементализма. При этом нельзя забывать, что основа построения системы управления любыми, в данном случае экономическими процессами, и эффективностью управления лежит в людях. Персонал организации должен быть главной ценностью организации и источником ее благополучия. 8
Как известно, деятельность организации как бюджетных, так и коммерческих должна быть регламентирована. Перед персоналом организаций необходимо поставить цель их работы в организации, предприятии и т.п., ибо от четкого выполнения задач, поставленным перед человеком на его рабочем месте, зависит осуществление главной цели организации. И, следовательно, удовлетворение потребностей как человека, так и организации в ее существовании.
Известно, что благополучие государства, главным образом, зависит от ее «здоровой» экономики. Этот стратегический фактор является основным стимулом в развитии деятельности в этой области. Экономика России в течение последнего десятилетия испытывает сильные потрясения. Это связано и с трудностями во времена переходного периода от командно-административной управления экономикой СССР на рыночные отношения, ошибочными взглядами руководителей высшего управленческого звена страны в определении курса рыночных реформ, а тем более с невосприятием большинством населения страны этих реформ.
Стратегической целью государственного учреждения должна стать остановка скатывания в пропасть государства, поднятие жизненного уровня населения, повышение рейтинга страны в глазах мирового сообщества.
Составной частью проводимых в России административных реформ являются меры по повышению эффективности работы госаппарата и его отдельных структур. Эффективный госаппарат означает, что каждое министерство, ведомство или учреждение использует свою власть и ресурсы для достижения целей и стандартов наиболее экономным путем. Основываясь на этом можно сказать следующее. Нормативно в структуре исполнительного органа государственной власти должно быть создано подразделение, которое являлось бы первым шагом в деле модернизации государственного аппарата субъекта федерации. Необходимо создать все предпосылки как нормативно-правовые, так и моральные для осуществления процесса экономических реформ в стране, области, ну, и тем более, в использования методов стратегического планирования при реализации различного вида программ, планов и т.п.
Опыт работы показывает, что сложившийся порядок принятия и реализации стратегических решений не систематизирован должным образом, а специалисты и руководители слабо вооружены методологией и технологией управления. Должна быть система стратегического управления с ее центральной частью (штабом стратегического развития) при руководстве, которое само должно быть частью этой системы, и соответствующими периферийными группами в основных структурных единицах.
Назначение системы – своевременно формулировать цели развития, ставить проблемы и задачи, находить способы и организовывать достижение целей.
Для реализации этой задачи в состав государственного учреждения должен входить отдел стратегического планирования, основными задачами которого должны быть: стратегический анализ, планирование и прогнозирование с учетом трендов экономического развития Российской Федерации и мировой экономики. Исполнение вышеуказанных задач должно осуществляется с помощью следующих функций:9
Полномочия отдела стратегического планирования всецело должны быть направлены на реализацию вопросов, относящихся к его компетенции, т.е. стратегическое планирование и прогнозирование.
Схематически
систему стратегического
Рис.1.
Элементы системы стратегического
планирования
Система планов. Результатом процесса стратегического планирования, его выходом является плановая документация (так называемая “система планов”), в которой находят отражение все виды планируемых показателей на конец соответствующих периодов.
Необходимость разработки системы планов, то есть совокупности взаимосвязанных планов, определяется тем, что решения сложных стратегических проблем также достаточно трудными. Они сложны в том смысле, что требуют учета столь разных по природе факторов, как научные, технические, технологические, финансовые и так далее.
Можно выделить четыре вида взаимосвязанных планов, играющих подчиненную роль по отношению к сводному плану:
а) Основные направления развития и стратегия на обозримое будущее;
б) Перспективный план, выходящий за пределы одного года и обычно включающий совершенствование производства продукции и оказания услуг, а также перехода к выпуску нового поколения услуг, выполняемых администрацией;
в) Производственный (краткосрочный) план, разрабатываемый обычно на один–два года и охватывающий в основном текущую деятельность администрации.
г)
Специальные планы (проекты), конкретизирующие
такие особые цели, как разработка
новых видов услуг, проникновение
на новые рынки, внедрение технологий,
перестройка организационной
В
основных направлениях развития экономики
фиксируется стратегия
Процесс планирования. Для того чтобы разработка и использование сложной системы планов были эффективными, процесс планирования должен протекать организованно. Однако одно из главных преимуществ планирования — получение синергического эффекта. Поэтому, чтобы правильно оценить взаимосвязи, взаимодействие и взаимообусловленность элементов, видов деятельности и программ, необходим определенный порядок. Чтобы получить синергический эффект в планировании, необходимо разрабатывать определенные механизмы использования этих оценок как основы для реализации преимуществ взаимодействия и взаимозависимости различных планов и программ.
Подсистема принятия решений. Из описания процесса планирования видно, что планирование неразрывно связано с принятием решений о целях и стратегиях.
Формальный анализ решений предполагает использование ряда моделей решений, в явной форме формулирующих связи между эффективностью функционирования администрации и контролируемыми и неконтролируемыми параметрами, определяющими уровень этой эффективности.
Такие модели могут служить ориентирами для оценки и выбора стратегий, программ и других связанных с решениями элементов планирования. Применение таких моделей избавляет плановиков от необходимости опираться при принятии решений только на интуицию или (в меньшей степени) на метод проб и ошибок.
Включение подсистемы принятия решений в систему планирования служит для того, чтобы подчеркнуть характер планирования как процесса именно принятия решений, а также для того, чтобы показать необходимость получения специальной информации и такой ее обработки, которая способствует принятию более качественных решений.
Подсистема информационного обеспечения. Чтобы быть полезной для стратегического планирования, информация должна показывать перспективы и быть сосредоточена на тех аспектах окружающей среды и конкуренции, которые в наибольшей мере влияют на будущее.
Подсистема организационного обеспечения. Большинство вопросов, связанных с “организацией, адекватной стратегическому планированию”, обычно сводятся к одному из следующих: должно ли такое подразделение быть линейным или штабным и должна ли служба долгосрочного планирования относиться к уровню корпорации, ее отделений или быть привязана к ним обоим одновременно. К решению этих вопросов следует подходить творчески.
Подсистема
управления стратегическим
планированием. Стратегическое
планирование не возникает само по себе;
оно нуждается в мотивации. Важными элементами
мотивации являются отношение к нему руководителей
и климат в структурных подразделениях
департамента. Поскольку именно функции
планирования осуществляют люди, сам процесс
планирования должен быть формализован,
и им следует руководить. Точно так же,
как процесс планирования требует разработки
стратегии реализации планов, введение
либо радикальное изменение стратегического
планирования требует стратегии внедрения
планирования.
Глава 2. Практическое изучение стратегических планов муниципальных образований
2.1
Анализ стратегических
планов социально-
Современное
состояние социально-
Сегодня местное сообщество должно самостоятельно осмыслить и определить перспективу развития города, формировать единую систему взглядов на то, каким должен быть город в будущем и разработать способы и конкретные мероприятия для достижения цели своего развития.
В связи с этим возникла и пока не нашла своего разрешения проблема создания комплексной системы управления территорией для обеспечения устойчивого развития муниципального образования в условиях относительной нестабильности внешней среды. Для ее создания необходимо объединить различные методики, механизмы и инструменты экономических и отраслевых наук, адаптированные к муниципальному менеджменту.
Стратегическое планирование активно развивается и применяется в управлении развитием муниципальных образований Российской Федерации.
Динамичное развитие отдельного каждого муниципального образования в интересах его населения в условиях открытой экономики невозможно без определения системы приоритетов и обеспечения согласованности действий всех органов управления, населения, предприятий, коммерческих и общественных организаций, действующих на его территории. Эти задачи и решаются в процессе разработки, обсуждения и реализации Стратегического плана социально-экономического развития.
Информация о работе Практическое изучение стратегических планов муниципальных образований