Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 20:34, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - анализ программно-целевого подхода в государственном управлении.
Широкое применение за годы экономических реформ получил такой действенный инструмент государственного воздействия на экономические процессы, как программно-целевое планирование.
Общепризнанно его преимущество над другими формами государственного планирования и прогнозирования в способности комплексного решения сложных экономических, социальных, технических и других проблем методами, в полной мере вписывающимся в механизмы рыночной экономики. Большое место в программно-целевом планировании заняли разработка и реализация целевых программ развития регионов страны.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К ПЛАНИРОВАНИЮ 5
1.1. ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ЦЕЛЕВОГО ПРОГРАММНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ 13
ГЛАВА 2. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ 26
2.1. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 26
2.1. СОСТОЯНИЕ ЦЕЛЕВОГО ПРОГРАММНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КАРЕЛИИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Приложение……………………………………………………………………...38
Межрегиональная дифференциация усилилась при нарастании кризисных явлений в экономике в период перехода к рыночным реформам. Это связано, во-первых, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; обнаружилась различная адаптация к рынку регионов с разной структурой экономики. Во-вторых, значительно сократились государственные инвестиции в региональное развитие. В-третьих, сказалось фактическое неравенство различных субъектов Российской Федерации в экономических отношениях с центром. В результате главные индикаторы социально-экономического развития регионов настолько сильно различаются, что это приводит к возникновению на некоторых территориях сепаратистских настроений, имеются случаи конфронтации между центром и регионами, особенно в рамках межбюджетных отношений.
Минэкономразвития России ежегодно осуществляет оценку уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации по сравнению со среднероссийским. При этом выделяются следующие 5 групп субъектов Федерации:5
1.
Регионы с относительно
2. Регионы со средним уровнем развития.
3. Регионы с уровнем развития ниже среднего.
4. Регионы с низким уровнем развития.
5.
Регионы с крайне низким
Улучшение
ситуации такими медленными темпами, какие
могут сейчас обеспечить чисто рыночные
механизмы, обрекает страну на резкое
обострение социально-экономических
проблем и необратимое
Важно применить для этого наиболее отвечающие
современному этапу формы и методы государственного
участия в решении тех или иных проблем.
Таким методом в настоящее время является
программно-целевое планирование.
Именно
программно-целевое
Особое значение имеет программно-целевое планирование в условиях усложняющихся связей и взаимодействия между различными сферами и отраслями экономики, когда между началом работы и конечным результатом, между исходным сырьем и конечным продуктом появляется большое число звеньев в виде различных структур и субъектов рынка. В этих случаях, а это типовые, наиболее часто встречающиеся случаи, необходимы особые процедуры для согласования действий всех звеньев, особенно на стыках отдельных видов и стадий работ.
Именно
такие ситуации возникают при
решении территориальных
В течение последних 50 лет широкое распространение во всем мире получил программно-целевой метод в планировании и управлении самыми разнообразными социально-экономическими объектами и процессами. Разработка и реализация целевых комплексных программ стала действенным способом решения острых проблем, требующих сосредоточения ресурсов, концентрации усилий, целевой ориентации используемых средств, согласованности целесообразных действий.
В отличие от ряда других инструментов управления экономикой программно-целевые методы, целевые программы применяются как в централизованно управляемой, так и в рыночной экономике, хотя условия и характер их пользования заметно различаются. В любой экономике программирование позволяет воплощать плановое начало, укреплять государственное воздействие на социально-экономические процессы, направлять их в нужное русло, противодействовать рыночной стихии.
В современной литературе, посвященной управлению социально-экономическими процессами, объектами, отношениями, все более широко используются понятия «программно-целевое планирование», «программно-целевое управление», «программно-целевые методы», «программно-целевой подход», «целевые программы». Начиная со второй половины XX в. программно-целевая методология неуклонно проникает во все новые области деятельности людей, производственных и социально-культурных организаций, органов управления экономикой регионов и стран, находит отражение в мировых экономических, социальных, природоохранных процессах.
Программно-целевое планирование представляет собой разработку и реализацию особого, согласованного всеми участниками документа, называемого целевой программой6.
Целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, oпытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
Это определение дано в утвержденном Правительством Российской Федерации порядке разработки и реализации федеральных целевых программ. В целом оно правильно отражает сущность программно-целевого планирования. Вместе с тем представляется, что это определение неполно.
Во-первых, необходимо было бы подчеркнуть обязательность выполнения программных заданий всеми участниками ее реализации, независимо от их институционного типа (государственная организация или коммерческая структура). Эта та особенность федеральных целевых программ (ФЦП), которая в плановом хозяйстве имела название «адресность». Без соблюдения принципа «адресности» ФЦП теряет свой смысл. Далее в определении следовало бы подчеркнуть комплексный характер ФЦП, выраженный в том, что решение данной проблемы требует участия ряда отраслей и сфер экономики, коммерческих структур, а также федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Из этого определения с учетом прилагаемых дополнений видно, что главными признаками целевых программ, определяющими возможности их применения для решения совершенно определенных проблем, являются:7
-
наличие четко обозначенной
- комплексный характер, выражающийся во множестве осуществляемых для достижения поставленной цели мероприятий и участников реализации программы;
-
адресности, то есть определение
и формальное закрепление
-
полнота и безусловная
-
согласованность всех
Программы являются основой проводимой государством бюджетной политики, которая ориентирована на реализацию важнейших задач развития. Отражение структурной политики государства в программах предполагает применение следующих принципов:8
Формирование проектов федеральных целевых программ осуществляется в соответствии с государственными прогнозами социально-экономического развития страны и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетов на предстоящий год с учетом:
Разделение целевых программ на группы, виды, классы в соответствии с разными классификационными признаками рассматривалось и предлагалось целым рядом исследователей программно-целевого управления. Несмотря на это, общепринятая классификация целевых программ тик и не создана, что обусловлено в первую очередь крайним разнообразием видов программ и множеством характеризующих их признаков. Каждая целевая программа, с одной стороны, настолько индивидуальна, а с другой — настолько многогранна, что уверенное отнесение ее к одному определенному виду чаще всего наталкивается на непреодолимые трудности.
Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ предусматриваются следующие виды целевых программ:
Одним из видов федеральных целевых программ являются президентские программы. Они являются инструментом реализации конституционных функций Президента Российской Федерации.
В качестве отдельного вида программ вводятся также федеральные научно-технические программы гражданского назначения. Формально не выделены в отдельную группу, но фактически представляют собой отдельный вид ФЦП федеральные целевые программы развития регионов9.
Однако надо отметить, что за время действия Порядка разработки и реализации программ межгосударственные целевые программы ни разу не принимались Правительством России (по крайней мере, в имеющихся правовых базах такие программы не были обнаружены). А значит, средства на их реализацию в федеральных бюджетах не предусматривались.
Наиболее естественным следует признать разделение целевых программ на классификационные группы в соответствии с их нелепой Ориентацией, характером и природой проблем, которые призваны решать программы.
1) По виду целей, достижению которых призвана служить программа, и типу решаемых программой проблем выделяются следующие виды целевых программ:
-
социально-экономические,
- целенаправленное преобразование социальных и экономических отношений общества;
- социальные (социально ориентированные) программы направлены на решение проблем социальной природы, повышение степени удовлетворения материальных и духовных потребностей, рост уровня и совершенствование образа жизни, изменение характера и облегчение условий труда, претворение принципа социальной справедливости, уменьшение различий и сближение уровней жизни разных групп и слоев населения, улучшение распределительных отношений, социальное обеспечение, К социально ориентированным относятся целевые программы, непосредственно связанные с развитием культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, обеспечением потребностей в жилье, коммунальных услугах, коммуникациях, повышением доходов людей и семей, улучшением демографической ситуации, решением проблем переселения, миграции, защитой социально уязвимых слоев населения;
Информация о работе Программно-целевой подход к планированию