Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 20:34, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - анализ программно-целевого подхода в государственном управлении.
Широкое применение за годы экономических реформ получил такой действенный инструмент государственного воздействия на экономические процессы, как программно-целевое планирование.
Общепризнанно его преимущество над другими формами государственного планирования и прогнозирования в способности комплексного решения сложных экономических, социальных, технических и других проблем методами, в полной мере вписывающимся в механизмы рыночной экономики. Большое место в программно-целевом планировании заняли разработка и реализация целевых программ развития регионов страны.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К ПЛАНИРОВАНИЮ 5
1.1. ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ЦЕЛЕВОГО ПРОГРАММНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ 13
ГЛАВА 2. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ 26
2.1. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 26
2.1. СОСТОЯНИЕ ЦЕЛЕВОГО ПРОГРАММНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КАРЕЛИИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Приложение……………………………………………………………………...38
В составе целевой программы при ее формировании могут быть выделены подпрограммы, имеющие соответственно свою систему под программных мероприятий. Формирование и систематизация программных мероприятий осуществляется в разрезе как программы в целом, так и в составе подпрограмм.
В целевой программе стремятся обеспечить увязку всех программных мероприятий и очередность их проведения с проектируемыми объемами финансовых ресурсов, а также согласованность и комплексность решения отраслевых и региональных задач. Перечень программных мероприятий формируется путем их объединения вокруг каждой задачи для ее решения.
Проблема ресурсного обеспечения целевой программы является важнейшей при ее разработке и реализации, поэтому данная стадия работы над программой требует учета, распределения (в разрезе мероприятий или их объединенных групп) но годам реализации и представления в документе всех форм привлечения инвестиций.
Ресурсы
на реализацию мероприятий федеральной
целевой программы определяются
исходя из условий ее полного развертывания
и удовлетворения общества в программной
продукции в течение
Обычно выделяют следующие основные виды ресурсов, необходимых для реализации программы: финансовые (в рублях и валюте); материально-технические (машины и оборудование, материалы, сырье, топливо) и трудовые (рабочая сила, квалифицированные кадры). Важное значение имеют научно-техническое и информационное обеспечение программы.
Общую потребность в ресурсах оценивают для каждого рассматриваемого варианта программной задачи с целью принятия решения по всем мероприятиям программы с разбивкой по этапам на ближайшие 1-2 года — более конкретно с использованием важнейших затратных показателей.
Финансовые ресурсы (в том числе валютные) по источникам формирования включают:
Для
реализации целевых программ могут
создаваться специальные
При подготовке проектов целевых программ разработчики стремятся обеспечить привлечение для реализации программы, прежде всего, внебюджетных средств, средств бюджетов субъектов Российской Федерации в увязке с возможностями государственной поддержки за счет централизованных ресурсов.
Очевидно, что практически любая ЦП реализуется в условиях ограниченности ресурсов и вопрос об оптимальности их распределения является ключевым.
Особое
внимание при формировании целевой
программы уделяется разработке
механизма ее реализации. Механизм
реализации целевой программы
предусматривает использование
всех рычагов экономической
Реализация целевых программ осуществляется с применением системы государстве иных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, заключаемых государственным заказчиком программы со всеми ее исполнителями.
Эффективным средством контроля и управления реализацией программы является метод программной оценки, имеющий целью измерение и сопоставление фактических затрат и результатов программ, завершенных или находящихся в процессе осуществления.
Эффективность
целевой программы оценивается
посредством сопоставления
Программа
по сравнению с традиционно
- программа ориентирована на достижение единой генеральной цели, в то время как план носит в общем случае многоцелевой характер. Любую цель, как программы, так и плана можно разбить на ряд подцелей;
- программа содержит по возможности исчерпывающий перечень ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- программа содержит более полную систему взаимосвязанных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели, начиная с научно-исследовательских и проектных работ и кончая обеспечением кадрами, совершенствованием организационных форм, системой стимулирования участников программы. Другими словами, мероприятия, предусмотренные программой должны охватывать в единстве вес звенья цепочки, нацеленные на получение конечных результатов;
- для программы характерны строгие временные рамки. Они четко устанавливаются для каждого этапа программы. В программе строго определяется последовательность намеченных мероприятий, эшелонирование ресурсов во времени;
- создается специальный орган управления, ответственный за осуществление намеченного комплекса мероприятий^ наделенный соответствующими правами и ресурсами, с временным характером его функционирования.
Переход российской экономики к рыночным отношениям, формам и методам хозяйствования обусловил повышение роли целевых программ как инструмента планирования, способного в определенной мере восполнить пробел в управлении экономикой, образовавшийся вследствие отказа от действовавшей ранее системы директивных государственных планов.
Целевые программы призваны принять на себя функции управления экономикой в той части, в которой их не способны реализовать государственные механизмы рыночного регулирования и механизмы саморегулирования. С помощью целевых программ государство в лице федеральных, региональных, муниципальных органов. способно оказывать значительное воздействие на развитие экономики в соответствии с государственными, общественными интересами в целях решения проблем, затрагивающих судьбы большинства людей.
Прежде всего, приходится отметить определенную условность наименования «метод» применительно к программно-целевому подходу, воплощающему не только один из способов, методов управления, а обширную методологию решения самых разнообразных проблем, возникающих в разных сферах целенаправленной деятельности людей, государства, общества. По своей сути программно-целевой метод есть одна из основных форм приложения комплексного, системного подхода к процессам управления объектами, процессами, отношениями различной природы и содержания. Так что укоренившееся в российской экономической и управленческой литературе понятие «программно-целевой метод» представляет более широкую категорию в сравнении с общепринятым толкованием слова «метод», понимаемого как один из способов анализа, исследования, изучения, управления. Тому смыслу, который вкладывается в используемое здесь и далее понятие «программно-целевой метод», более соответствуют термины «методология», «подход», «управленческие механизмы». В этом смысле и необходимо воспринимать используемое в последующем изложении ставшее термином понятие «программно-целевой метод»10.
Программно-целевой метод может использоваться при решении конкретной проблемы, которая характеризуется значимостью, невозможностью решения ее другими методами, образуется на стыке отраслей, что требует специального подхода. Для применения программно-целевого метода важно обоснование выбора проблем. В широком смысле программно-целевой метод представляет собой осуществление и углубление комплексного подхода к решению проблемы. Только федеральных целевых программ в 2006 г. насчитывалось 52, расходы бюджета на их реализацию составят 147 млрд. руб.11
Программно-целевой метод есть способ решения крупных и сложных задач посредством выработки и проведения системы, программных мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем. Этот метод должен использоваться, если проблема не устраняется в процессе естественного функционирования системы, а, наоборот, обладает тенденцией к обострению. Метод предусматривает постановку целей не только в виде главного стратегического ориентира единственной цели, но и рассмотрение совокупности основных задач, образующих многоуровневую, иерархически построенную эту систему, охватывающую все основные элементы, достижение которых требуется для решения программной проблемы, с учетом разных сторон. Необходимо при этом обеспечить согласованность постановки программных целей и формулируемых программных мер по их достижению в течение установленного времени при заданных ресурсных возможностях и ограничениях.
Программно-целевой метод управления аккумулирует всю гамму методов формирования управленческих решений, придавая им выраженную проблемно-целевую ориентацию.
Еще
одна характерная черта программно-
Применение программно-целевого метода связано с решением отдельных проблем социально-экономического развития, поэтому приходится иметь в виду связь данной программной проблемы с другими проблемами и с общими политическими, экономическими, социальными, экологическими условиями внешней по отношению к проблеме среды. Наличие этой среды накладывает ряд ограничений на избираемые программные способы решения проблемы и намечаемые к использованию ресурсы. Необходимо также принимать во внимание законодательные, нормативно-правовые ограничения. Учет подобных ограничений наряду с анализом возможных побочных последствий предпринимаемых программных действий свойственен корректно используемому программно-целевому методу.
Чтобы получить более полное представление о сущности и содержании программно-целевого метода, рассмотрим черты, характеризующие этот метод:12
1. Целеобоснование. Углубленная проработка целей выделение целевой стадии программирования находят конкретное проявление в следующих чертах, свойственных программно-целевому методу:
- формирование отдельных целей и их систем на основе анализа политических, экономических, социальных, экологических особенностей назревших задач обеспечения военной, экономической, финансовой безопасности с учетом их генезиса, текущего состояния, степени несостоятельности, возможности решения традиционными методами;
- структуризация целей, выделение главной и соподчиненных;
- учет в процессе постановки целей экономических и правовых ограничений,
- сочетание количественного и качественного подходов при формулировании целей и задач, достижение высокого уровня количественной определенности в исходной постановке социальных и экономических целей;
- ранжирование целей по социальной значимости и народнохозяйственной важности в процессе целеустановления.
2. Формирование функциональной системы действий перед установлением совокупности адресных программных мероприятий, направленных на достижение цели. Разделение системы целеустанавливающих действий на функциональные, характеризующие содержание намеченных мер, и адресные, определяющие исполнителей программных мероприятий, носит принципиальный характер и имеет прямое проявление в выделении функциональной и адресной структуры целевых программ.
3.
Принцип целевого
Благодаря
непосредственной увязке целей и
ресурсов, целевой ориентации затрат
возникают предпосылки и
Информация о работе Программно-целевой подход к планированию