Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 20:34, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - анализ программно-целевого подхода в государственном управлении.
Широкое применение за годы экономических реформ получил такой действенный инструмент государственного воздействия на экономические процессы, как программно-целевое планирование.
Общепризнанно его преимущество над другими формами государственного планирования и прогнозирования в способности комплексного решения сложных экономических, социальных, технических и других проблем методами, в полной мере вписывающимся в механизмы рыночной экономики. Большое место в программно-целевом планировании заняли разработка и реализация целевых программ развития регионов страны.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К ПЛАНИРОВАНИЮ 5
1.1. ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ЦЕЛЕВОГО ПРОГРАММНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ 13
ГЛАВА 2. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ 26
2.1. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 26
2.1. СОСТОЯНИЕ ЦЕЛЕВОГО ПРОГРАММНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КАРЕЛИИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Приложение……………………………………………………………………...38
-
научно-технические, инновационные программы
нацелены на развитие фундаментальных
и прикладных научных исследований, продвижение
в области научно-технического и технико-технологического
прогресса, освоение достижений науки
и техники, их применение в экономике с
целью повышения эффективности производства,
качества продукции, товаров, услуг, повышения
их конкурентоспособности. К этому классу
относятся программы, направленные на
решение
важнейших научно-технических проблем,
освоение и
- широкомасштабное внедрение принципиально новых видов техники и технологии, комплексное осуществление крупных научно-технических проектов отраслевого и межотраслевого характера с охватом всего цикла «наука — техника — производство — применение»;
-
инвестиционные программы и крупные инвестиционные
проекты программного характера связаны
с долговременным, стратегическим вложением
капитала с целью обеспечения устойчивого
развития, роста экономического потенциала,
укрепления положения страны, ее регионов
на внутренних и мировых рынках, создание
предпосылок существования будущих поколений
людей, повышения эффективности функционирования
экономики. Программы этого класса охватывают
освоение новых территорий, зон источников
природных ресурсов, создание, строительство
крупных производственных объектов, расширение
производства прогрессивных видов продукции,
товаров, пользующихся повышенным спросом
на рынках, реконструкцию, модернизацию,
обновление основных средств производства,
развитие промышленной инфраструктуры,
преобразование отраслевой структуры
производства, ориентированное на выпуск
конечной продукции, развитие территориально-
- экологические программы ориентированы на бережное использование природных богатств, охрану и предотвращение недопустимого загрязнения земли, водного и воздушного бассейна. Мирового океана, всемерное
- сохранение естественных природных условий существования людей, природовосстановление создание условий всемерного сохранения и поддержания растительного и животного мира планеты;
- программы безопасности направлены на обеспечение и повышение уровня следующих видов безопасности:
- оборонная (военная) безопасность, обеспечивающая подавление угрозы нападения и захвата территорий страны, нанесения военных ударов, совершения террористических актов;
- экономическая и финансовая безопасность, предусматривающая предотвращение экономических и финансовых кризисов, дефолта, обеспечение устойчивого функционирования экономики, сбалансированность бюджетов всех уровней, подавление угрозы превышения предельно допустимых (пороговых) значений внутреннего и внешнего долга, последовательную ликвидацию угроз криминализации и коррумпированности экономики;
- предотвращение и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создающих угрозу нормальному существованию людей и функционированию экономики, состоянию окружающей среды.
При определении типа программы, обладающей несколькими из указанных признаков, выделяется ведущий признак, вытекающий из основной цели программы.
2) По срокам реализации программы подразделяются на:
Инновационные программы могут быть только краткосрочными, научно-технические - также и среднесрочными, остальные любой длительности.
Принципы
разработки федеральных, межгосударственных,
региональных и других программ базируются
на понятиях и принципах программно-
Наиболее важными из них являются:
— целенаправленность — целевая ориентация программ на обеспечение конечных результатов;
— системность - разработка совокупности мер, необходимых для реализации программ (организационно-экономических, законодательных, политических, административных, технологических и т.д.) во взаимосвязи с концепцией развития страны в целом. Программы, ориентированные на реализацию целевых установок развития страны в целом, как правило, имеют в общественной системе статус наибольшего благоприятствования;
— комплексность — имеется в виду, что разработка отдельных увязанных между собой элементов программной структуры, обеспечивающих достижение более частных целей (подцелей), осуществляется в соответствии с основной (генеральной) целью той или иной программы;
— обеспеченность состоит в том, что все мероприятия, предусмотренные в программе, должны быть обеспечены различными видами ресурсов, необходимых для ее реализации: финансовых, информационных, материальных, трудовых;
— приоритетность — иначе говоря, отдается предпочтение приоритетным задачам, исходя из общей концепции развития;
—
экономическая безопасность
— согласованность — речь идет о согласованности федеральных и региональных интересов и задач;
— своевременность достижения требуемого конечного результата в установленные сроки.
Основное назначение целевых программ - ускорить социально-экономические процессы, ведущие к решению наиболее важных проблем экономического и социального развития, сократить сроки достижении, в сложившихся условиях, тех целей и целевых ориентиров, которые имеют первостепенный характер для общества в целом и отдельных сфер общественного производства на данном этап. В свете этой главной задачи целевые программы служат средством реализации принципа ведущего звена в управлении, создания приоритетов стратегически важных для экономики страны, региона, отрасли, обеспечения структурных сдвигов, обусловленных требованиями интенсификации производства, концентрации ресурсов на наиболее значимых направлениях научно-технического и социального прогресса.
Наряду с выделением групп целевых программ, различающихся по виду цели и характеру решаемой проблемы, используется разделение программ по признаку способа действий, применяемых путей, обеспечивающих снятие, подавление, ослабление назревшей проблемы. Во главу угла при подобной классификации программ ставится объект действий, на преобразование которого направлены программные усилия.
По такому признаку могут быть выделены следующие виды программ:
1) производственные, решающие задачи подъема, расширения, увеличения производства определенных видов продукции, товаров, услуг;
2) ресурсные, направленные на развитие ресурсного потенциала, эффективное использование и экономию затрат трудовых, материальных, финансовых, информационных ресурсов, вовлечение в хозяйственный оборот вторичных ресурсов, освоение нетрадиционных ресурсных источников, комплексное, многоцелевое применение ресурсов;
3) отраслевые, ставящие своей задачей подъем, ускоренное развитие определенных отраслей и подотраслей экономики, отраслевых производств;
4)
территориальные (региональные)
5) маркетинговые, призванные поддерживать и интенсифицировать продвижение производимых товаров и услуг на рынки сбыта, способствовать приобретению и потреблению товаров, активизировать спрос на товары и услуги, осваивать новые сегменты рынка;
6) организационно-управленческие, направленные на преобразование и качественное совершенствование управления экономическими объектами, процессами, отношениями, модернизацию хозяйственного механизма, улучшение методов, технологии и организации управления, перестройку организационных структур, применение рыночных методов хозяйствования, активизацию использования системы экономических стимулов и рычагов, улучшение способов организации трудовой деятельности;
7) внешнеэкономические, представляющие программы развития внешней торговли, внешнеэкономического сотрудничества и углубления мировых интеграционных процессов, осуществления совместных проектов.
Программа должна иметь четко выраженный целевой характер, ориентироваться на эффективное решение поставленной проблемы и характеризоваться конкретными, по возможности количественно выраженными конечными результатами (индикативными показателями), достижение которых достаточно для решения программной проблемы. Она должна иметь временные ограничения, в границах которых решается проблема, содержать конкурентный перечень мероприятий (работ, услуг) и их исполнителей, разработанную систему управления и контроля за ходом реализации программ.
Целевая программа может включать несколько подпрограмм, направленных па реализацию конкретных задач программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности, степени сложности решения программных проблем, а также рациональной организации управления их разработкой и реализацией,
Ресурсное обеспечение программ осуществляется на основе рассмотрения бюджетных заявок, которые содержат обоснование затрат на реализацию федеральных и межгосударствеиных целевых программ и иных федеральных нужд в соответствующем году.
Примерная структура целевой программы и порядок ее формирования выглядит следующим образом.
Целевая программа разрабатывается в виде единого документа, который, исходя из системной логики, содержит следующие отделы;
1) Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом.
2) Основные цели и задачи программы, сроки и этапы ее реализации.
3) Система программных мероприятий.
4) Ресурсное обеспечение программы.
5) Механизм реализации программы.
6) Организация управления программой к контроль за ходом сс реализации.
7) Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы,
8) Паспорт программы.
Процесс формирования целей масштабных федеральных программ сложен и требует использования различных методов. Принципиально можно отметить, что целевая установка таких программ выражается не единой целью, а системой целей. Это объективный факт, который отражает процесс многоцелевого развития производственно-экономических систем.
Формируемый набор целей включает в себя систему производственно-экономических, социальных, экологических, научно-технических и других целей, достижение которых возможно в рамках программы.
Цели и задачи программы выстраиваются в соответствии с сутью программной проблемы. Проблема рассматривается в рамках потребностей, удовлетворение которых снимает или ослабляет ее.
Для
обеспечения комплексного подхода
к решению программной проблемы
рекомендуется прорабатывать
Цели и задачи программы формируются с учетом действующих в настоящее время федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации и других документов нормативного характера.
Концепция решения программной проблемы должна определять варианты ее решения, формировать основные цели и задачи соответствующей целевой программы, обосновывать этапы и наиболее эффективные направления ее реализации и необходимые для этого размеры ресурсов (Приложение 1).
Разработанный проект ЦП и необходимые в соответствии с существующими требованиями документы, согласованные с заинтересованными министерствами и ведомствами, государственный заказчик ЦП направляет в Министерство экономического развития и торговли России и Министерство финансов России, а по целевым программам, которые содержат разделы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения, - также в Министерство экономического развития и торговли России.
Представленные материалы должны содержать необходимые данные для проведения анализа проекта целевой программы, особенностей сегмента рынка, на которые ориентируется указанный проект, возможностей реализации этой программы в предполагаемые сроки, оценки эффективности и возможностей осуществления контроля за ходом ее выполнения.
Информация о работе Программно-целевой подход к планированию