Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 06:31, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена слабой изученностью специфики рыночных отношений, складывающихся в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ), началом третьего этапа реформы ЖКХ и введением новых способов управления, необходимостью теоретического осмысления и оценки результатов реформы, что позволит определить ка
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена слабой изученностью специфики рыночных отношений, складывающихся в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ), началом третьего этапа реформы ЖКХ и введением новых способов управления, необходимостью теоретического осмысления и оценки результатов реформы, что позволит определить как положительные результаты, так и проблемы, возникающие в ходе ее проведения. Развитие рыночных отношений в стране существенным образом отразилось и на ее жилищно-коммунальном хозяйстве. При государственной форме собственности на все основные фонды данная отрасль, охватывая единое экономическое и географическое пространство, функционировала при жестком государственном регулировании всех жилищно-коммунальных отношений. В результате же проведенных рыночных преобразований 1991-2006 гг. существовавшая система управления и финансирования ЖКХ претерпела существенные изменения. В первую очередь, это связано с тем, что произошли изменения форм собственности на все объекты жилищно-коммунальной сферы страны. Однако даже таких, кардинальных изменений оказалось недостаточным для вывода ЖКХ из сложившейся кризисной ситуации. Государственное регулирование публичных отношений в сфере ЖКХ в условиях рынка играет особую роль, поскольку рынок жилья является одним из самых значительных секторов рыночной экономики, способствует быстрому и свободному перемещению капитала. Но в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 гг. констатируется, что общее состояние ЖКХ страны не отвечает современным требованиям. Динамика правонарушений, выявленных государственной жилищной инспекцией, свидетельствует о том, что жилищный фонд остро нуждается в ремонте и все более ветшает, наблюдается постоянное снижение качества оказываемых коммунальных услуг, не контролируются обоснованность и достоверность установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги, не проводится экспертиза их экономической обоснованности, не осуществляется конкурсный отбор организаций на выполнение работ по оказанию данных услуг населению и т.п. Только за 2006 г. в два раза увеличилось число жалоб от населения. Судя по динамике их поступления в 2007 г. и соотношению к числу поступивших за аналогичный период прошлого года, в 2008 г. ожидается увеличение числа жалоб уже в три раза, что говорит о быстро нарастающем кризисе в ЖКХ. Очевидно, что состояние и специфика ЖКХ, его функционирование на современном этапе требуют новых подходов к реформированию. Выход из создавшейся ситуации сегодня требует незамедлительного решения следующих конкретных проблем, негативно сказывающихся на состоянии жилищно-коммунальной сферы:
Таким
образом, дальнейшее проведение реформы
становится невозможным без применения
новых форм и методов управления предприятиями
ЖКХ. При этом остро стоит и социальная
значимость вопросов, связанных с реформированием
жилищно-коммунальной сферы. Следовательно,
повышение эффективности управления этой
отраслью является актуальной и весьма
значимой проблемой, как для теории, так
и для практики хозяйствования в этой
области деятельности. И поскольку ЖКХ
является сферой, непосредственно связанной
с благосостоянием населения, удовлетворением
его жизнеобеспечивающих потребностей,
главной задачей государства сейчас является
достижение равновесия между интересами
государства и человека, снятие социальной
напряженности, достижение конечной цели
- повышение качества жизни людей.
Теоретическое исследование.
Исследованию и научному обобщению организационных и правовых проблем государственного управления, правового положения органов государственного управления, отраслевого и межотраслевого управления, затронутых настоящей курсовой работой и положенных в ее основу, посвящены труды следующих авторов: В.В. Авдеева, Ю.С. Адушкина, Е.А. Агеевой, И.А. Азовкина, С.С. Алексеева, А.П. Але хина, Г.В. Атаманчука, В.Я. Афанасьева, А.Г. Барабашева, И.Л. Бачило, B.C. Боголюбова, Л.А. Велихова, В.Г. Вишнякова, В.В. Власенкова, А.Г. Власовой, Н.А. Волкова, Ю.Ю. Галямова, Н.И. Глазунова, М.В. Глазырина, А.В. Демина, Л.К. Зайцева, И.Т. Иванова, В.И. Ивановой, Н.А. Игнатюка, М.В. Исаева, А.И. Казанника, Д.А. Керимова, Ю.М. Козлова, А.П. Коренева, Б.П. Курашвили, Б.М. Лазарева, Т.Н. Лисниченко, С.П. Ломтева, А.Е. Лунева, В.М. Манохина, В.П. Никитиной, А.Ф. Ноздрачева, Д.М. Овсянко, Р.И. Орловой, В.А. Пертцик, Г.И. Петрова, А.А. Пикулькина, М.И. Пискотина, В.К. Попова, B.C. Прониной, С.В. Розенберг, А.С Садыкова, В.Р. Скрипко, В.Н. Соловьева, О.Н. Сорокина, В.М. Стеняева, Ф.Г. Таги-Заде, М.Ю. Тихомирова, Ю.А. Тихомирова, Ю.К. Толстого, И.В. Федорова, В.Е. Чиркина, А.Л. Шушарина, ВА. Юсупова, В.Н. Яганова, Ц.А. Ямпольской и др., которые внесли значительный вклад в науку. Но, несмотря на то, что в отдельных исследованиях затрагиваются вопросы, связанные с государственным управлением ЖКХ, большинство работ, связанных с данной тематикой опубликовано до начала структурных изменений в ЖКХ. В период с 2002 по 2006 гг. последовательно принято новое законодательство, заложившее принципиально новый подход к управлению ЖКХ, в связи с чем отсутствует комплексное исследование административно-правовых вопросов управления ЖКХ в современный период, особенно вопросов управления сферой ЖКХ на региональном и муниципальном уровнях.
Существенный
вклад в решение проблем
Цель
исследования заключается в том, чтобы
определить пути повышения эффективности
управления жилищно-коммунальным хозяйством,
выработать рекомендации по совершенствованию
административно-правового регулирования
ЖКХ.
Объектом
исследования выступают общественные
отношения, связанные с обеспечением процессов
производства и удовлетворения потребностей
населения в жилищно-коммунальных услугах
в условиях рынка.
Предметом
исследования являются нормативные
правовые акты, регулирующие данную сферу,
организация и деятельность федеральных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, исполнительно-распорядительных
органов муниципальных образований в
сфере ЖКХ.
Гипотеза.
Эффективность управления жилищно-коммунальным хозяйством будет достигаться, если:
Задачи.
1. Выявить
специфику ЖКХ как объекта
управления и регулирования и
на этой основе вывести
2. Установить цели управления ЖКХ как исходного начала формирования организационной структуры органов исполнительной власти.
3. Исследовать
специфику и особенности
4. Определить
полномочия исполнительно-
5. Актуализировать
проблемы реализации
6. Обобщить
организационно-правовые формы
Методы исследования.
При выполнении исследования применялись общенаучный диалектический метод познания, сравнительно-правовой метод, метод системного анализа, логический, формально-юридический, исторический и экономико-статистический методы.
В процессе
работы автором изучены научные
труды и важнейшие
Эмпирическую
основу исследования составляют материалы,
отражающие деятельность органов исполнительной
власти федерального и регионального
уровней, муниципальных исполнительно-распорядительных
органов управления; социологические
базы данных, в том числе материалы социологических
опросов, статистические сборники, рабочие
материалы министерств и ведомств РФ.
В работе также использовались материалы,
опубликованные по проблематике исследования
в монографиях и периодических изданиях.
Основное противоречие.
Несоответствие
достижений теории управления жилищно-коммунальным
хозяйством практике эффективного функционирования
отрасли.
Проблема исследования.
Необходимость кардинальных преобразований жилищно-коммунального хозяйства.
Тема.
Пути
повышения эффективности
Новизна исследования.
Научная новизна данного исследования заключается в обосновании и уточнении методических основ и положений, связанных с формированием системы управления предприятиями ЖКХ, способной обеспечить эффективное их функционирование в условиях развивающегося российского рынка. Также автором применен комплексный подход к изучению организационно-правовых аспектов проблем управления в сфере ЖКХ. Определены тенденции и направления формирования и развития системы органов исполнительной власти в этой сфере, формы и методы их работы, необходимые полномочия органов местного самоуправления, предложены пути совершенствования реализации контрольно-надзорных функций государственных органов. В контексте нового законодательства о местном самоуправлении раскрываются полномочия исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований в сфере ЖКХ. В целом в работе представлены направления совершенствования административно-правового регулирования публичных отношений в сфере ЖКХ.
В результате проведенного исследования выносятся следующие содержащие элементы новизны положения:
Информация о работе Пути повышения эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством