Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 06:31, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена слабой изученностью специфики рыночных отношений, складывающихся в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ), началом третьего этапа реформы ЖКХ и введением новых способов управления, необходимостью теоретического осмысления и оценки результатов реформы, что позволит определить ка
Практическая значимость работы состоит в том, что сформулированные в данном исследовании выводы, рекомендации и предложения устраняют имеющиеся в теории административного права пробелы, формируют необходимую теоретическую базу для дальнейшего исследовании проблем совершенствования механизма правового регулирования, организации и деятельности органов исполнительной власти и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований в сфере ЖКХ, распределения правомочий и ответственности между различными органами.
Результаты
исследований имеют значимость прежде
всего для специалистов, занимающихся
вопросами реформирования и эксплуатации
городского и районного жилищно-
Методические рекомендации по реформированию жилищно-коммунального хозяйства могут быть использованы при разработке и совершенствовании соответствующих программ муниципального образования.
Темпы
реформирования системы могут быть
интенсифицированы при
Положения
результатов исследования могут
являться основой для чтения лекций
студентам ВУЗов по курсам «Государственное
и муниципальное управление», «Административное
право», «Муниципальное право».
Жилищно-коммунальное хозяйство как объект управления.
Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) представляют собой комплекс работ по содержанию и ремонту жилищного фонда, а также по доведению основных видов коммунального обслуживания до непосредственных потребителей. Однако, в большинстве городов страны, уровень жилищно-коммунального обслуживания остается низким и не соответствует среднестатистическим европейским требованиям. Возложенные на него задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени влияет на снижение качества жизни населения. Особенно явно это проявляется в средних и крупных городах, так как в них сосредоточен огромный жилищный фонд, сконцентрировано проживает большая часть населения страны, сосредоточены основные мощности жилищно-коммунальных предприятий. Именно здесь наиболее ярко проявляются негативные черты жилищной сферы: абсолютный монополизм, чрезмерная ведомственность, недостаточная квалификация кадров, техническая и технологическая отсталость и, как результат, неудовлетворительный уровень работы, игнорирование интересов населения и низкое качество предоставляемых услуг потребителям.
При
этом существенной
При этом рыночные преобразования слабо затронули жилищно - коммунальную сферу (за исключением приватизации жилья, в результате которой государство практически сняло с себя ответственность за состояние инженерных сооружений ЖКХ). Хотя, несмотря на это, сегодня отрасль все еще держится на бюджетных вливаниях, которые, только начиная с 2002 г. составили 4% ВВП страны и составляют до 30% местных бюджетов. Правда, судя по состоянию ЖКХ, становится сомнительным, что данные средства поступают и расходуются по назначению. По-видимому, по этой причине и поскольку тарифы росли меньшими темпами, чем цены на промышленную продукцию отрасль жилищно-коммунального хозяйства не стала даже самоокупаемой. Правда в последнее время наблюдается обратная тенденция. Причем происходит абсолютно необоснованный рост тарифов при снижении качества ЖКУ.
Сегодня в России население оплачивает (если оплачивает) около половины расходов ЖКХ. За остальное, а если учесть и неплатежи населения, то почти за все, платит государство (также, когда платит) в виде дотаций. Причем дотации распределяются весьма и весьма неправильно. Тем, кто владеет большой квартирой высокого качества, доплачивается много, а социально необеспеченным гражданам, проживающим зачастую в ужасных условиях, - мало. В результате этого средства, во-первых, распыляются, а во-вторых, не доходят к тем, кому они действительно необходимы.
К тому же предоставление услуг по обслуживанию жилья является сложной и трудоемкой работой. В этой связи и проявляются многочисленные трудности, связанные с низким уровнем обслуживания населения, чрезмерной бюджетной нагрузкой и отсутствием необходимых финансовых ресурсов, искусственным монополизмом, административно-ведомственным характером механизма хозяйствования и др. Следовательно, для повышения эффективности управления необходимо определить четкие границы объекта управления и значения нормативов оценки качества оказываемых коммунальных услуг и привязать невыполнение данных нормативов со штрафами предприятий в виде снижения тарифов с учетом недопоставки услуг потребителям с заданным качеством реализации. С другой стороны, такой подход позволит организовать управление процессом оказания коммунальных услуг по отклонению их фактических характеристик от заданных нормативных значений.
Однако в результате частого действия спонтанных возмущений необходимо также предусмотреть адаптивное управление по возмущению, которое эффективней всего можно строить по ситуационному принципу. В этом случае, согласно имеющемуся опыту управления каждому типу возмущающих факторов или их совокупности ставятся в соответствие управленческие мероприятия направленные или на устранение самого фактора, или на устранение связанных с ним последствий.
Все это показывает, что ЖКХ муниципальных образований относится к сложным экономическим объектам, для управления которыми необходима разработка и использование адаптивных информационных принципов управления, а в силу неопределенности условий его функционирования в основе таких принципов должны лежать эвристические процедуры опирающиеся на накопленный опыт и служащие для поддержки принятия управленческих решений.
Учитывая, что сегодня на жилищно-коммунальную отрасль фактически легла ответственность за сохранность и использование более чем 30 % основных фондов страны на сумму 4,8 триллиона рублей, то эффективное управление такой собственностью является одним из основных условий действенности проводимых в стране преобразований. Поэтому в отрасли для повышения эффективности управления был взят курс на организационное разделение функций управления хозяйствования, создание служб заказчика, управляющих компаний, введение и развитие частного управления жилыми домами с целью постепенного перевода на режим безубыточного функционирования отрасли (предприятий) путем сокращения бюджетного дотирования и перекрестного субсидирования потребителей. Решение этих задач обеспечивалось Указом Президента Российской Федерации от 29.03.96 № 432 "О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов". Однако, к сожалению, основные положения данного указа так и остались на бумаге. Только к настоящему времени удалось достигнуть определенных положительных результатов. Если на 1 января 1997 г. в субъектах Российской Федерации функционировало менее 1 тысячи служб заказчиков, то к настоящему времени их создано уже около 4 тысяч.
Огромный ущерб развитию ЖКХ наносят также неплатежи населения за оказываемые ему услуги. При этом анализ показывает, что низкая собираемость жилищно-коммунальных платежей является следствием неудовлетворительной работы местных органов власти.
По этой причине долги населения за жилищно-коммунальные услуги быстро растут, при условии, что жилищно-коммунальное хозяйство и местные органы власти испытывают значительные финансовые трудности. В ряде случаев задолженность населения превышает платежи за полгода.
Проведенные финансовыми органами обследования также показывают, что многие местные органы власти не обеспечивают последовательного проведения мероприятий жилищно-коммунальной реформы, одним из направлений которой является дифференциация платежей населения в зависимости от качества и количества услуг, месторасположения жилья и т.д.
В большинстве регионов гражданам, имеющим сверхнормативное, второе жилье, установлена такая же плата за услуги, как и за жилье в пределах социальной нормы. Имеют место случаи, когда граждане покупают жилье «элит» класса, а затем пользуются субсидиями.
Полная оплата жилья и коммунальных услуг, используемых сверх социальной нормы, обеспечит дополнительное поступление средств, в основном от наиболее обеспеченных слоев населения, примерно 9-10 млрд. руб. в год. Но не менее важно сократить и расходы на жилищно-коммунальные услуги, снизить их себестоимость. Это, как определено в Концепции реформы, должно быть первоочередным направлением в работе по реформированию отрасли.
Положительную
роль в повышении эффективности
ЖКХ может сыграть
Важным элементом реализации программы демонополизации является дальнейшее акционирование организаций ресурса снабжающих отраслей городского хозяйства, в сфере дорожного хозяйства, благоустройства и коммунально-бытового обслуживания. Однако при этом надо придерживаться имеющегося опыта, который показывает, что изменение формы собственности дает положительные результаты только в том случае, если акционирование предприятий осуществляется на основе глубокого финансово-экономического анализа их деятельности, финансовой заинтересованности каждого работника и целенаправленной работы коллектива и его руководителей для развития своего предприятия.
Цели и задачи управления коммунальным комплексом в условиях реформирования.
Термин "коммунальный комплекс" с одной стороны можно рассматривать как неотъемлемую часть жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), с другой стороны - как совокупность подотраслей, обеспечивающих снабжение коммунальными услугами население и организации, а также как посредника между топливно-энергетическим комплексом и конечными потребителями энергоресурсов. При этом каждая подотрасль имеет собственные проблемы, компетенции и может регулироваться различными нормативными документами.
Исторически согласно Общероссийскому классификатору "Отраслей народного хозяйства" к жилищно-коммунальному хозяйству были отнесены: жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения. В соответствии с этим коммунальный комплекс включал в себя: наружное освещение, гостиничное хозяйство, теплоснабжение, газоснабжение, внешнее благоустройство, эксплуатацию служебных зданий, коммунальное и бытовое водоснабжение, управление коммунальным хозяйством и др.
Наиболее актуальное толкование понятия "коммунальное хозяйство" содержит утвержденный в 2003 г. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). По данному классификатору к коммунальному комплексу прежде всего следует отнести деятельность по распределению электрической энергии, газа, тепловой энергии, сбору и доставке воды, обращению с бытовыми отходами, производству тепловой энергии на котельных (рис. 1).
Несмотря на то, что понятие "коммунальный комплекс" как таковое и являлось общепризнанным, однако свое законодательное определение оно получило в вышедшем федеральном законе № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Закон устанавливает, что организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Кроме
того, в государственном стандарте
Российской Федерации "Жилищно-коммунальные
услуги. Общие технические условия"1
применительно к жилищно-
Основные цели и задачи реформирования коммунального комплекса
Сложившаяся
к началу реформ ситуация в коммунальной
сфере определялась типичными условиями
административно-командной
Информация о работе Пути повышения эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством