Пути повышения эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 06:31, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования обусловлена слабой изученностью специфики рыночных отношений, складывающихся в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ), началом третьего этапа реформы ЖКХ и введением новых способов управления, необходимостью теоретического осмысления и оценки результатов реформы, что позволит определить ка

Работа состоит из  1 файл

Мой курсовик.doc

— 214.00 Кб (Скачать документ)

Для решения  проблем коммунального комплекса  была разработана федеральная целевая  программа "Жилище". Ее ключевым элементом  является подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры", предусматривающая создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания. Задачи подпрограммы:

- модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;

- повышение  эффективности     управления     объектами       коммунальной инфраструктуры;

- привлечение средств из внебюджетных источников (от частных инвесторов, кредитные средства, личные средства граждан) для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Реализация  федеральной целевой программой "Жилище" имеет достаточно типичные проблемы: оценка привлеченных средств  из внебюджетных источников (составляющих около половины всей суммы, заложенной в программе) излишне оптимистична; средства местных бюджетов (немногим менее четверти от запланированной суммы по программе) выделяются не в полном объеме, а средств, выделяемых федеральным центром, как правило, недостаточно для решения накопившихся за долгое время проблем. При этом зачастую нет четко сформированных приоритетов, средства расходуются не по назначению, реализация конкретных проектов чрезмерно затягивается.

Кроме того, следует отметить, что некоторые  регионы РФ существенно отличаются друг от друга своими климатическими условиями, а также уровнем социально-экономического развития, поэтому перечень проблем и приоритетные направления их решения могут иметь значительное расхождение. Успешное достижение декларированных целей требует комплексного подхода именно на уровне региона, с более четкой проработкой целей и задач с учетом региональной и муниципальной специфики.

Новые факторы успешного  управления

Необходимо  понимать, что, кроме внутрисистемных  компонентов, серьезное внимание при  управлении коммунальным комплексом следует уделять вопросам социальной защищенности потребителей. Создание и поддержание коммунальной инфраструктуры на уровне, соответствующем высоким стандартам качества жизни, в достаточно неблагоприятных условиях может оказаться весьма дорогостоящим процессом. Поэтому важно оценить и спрогнозировать: способно ли население оплачивать высокие стандарты жизни. Если способно, то в какой мере, если нет - нужно определить, какая для этого потребуется финансовая поддержка из бюджета.

В процессе проведения реформ ЖКХ население оказалось самым незащищенным на рынке товаров и услуг, производимых предприятиями коммунального комплекса. На сегодняшний день основными проблемами, связанными с потреблением и оплатой коммунальных услуг, являются:

низкий  средний уровень доходов населения, не позволяющий полностью оплачивать потребляемые объемы;

отсутствие  отлаженной системы договорных отношений  и товарно-денежных взаиморасчетов между всеми участниками рынка  ЖКУ;

недостаточное количество приборов учета и регулирующего оборудования;

недостаточно  проработанная регламентация качества предоставляемых ЖКУ;

несовершенство  существующей системы бюджетной  помощи населению.

 Необходимо  определить новую цель управления  коммунальным комплексом - создание  адекватной системы повышения социальной защищенности населения. Основные ожидаемые результаты от реализации целей и задач:

  • снижение бремени оплаты ЖКУ для населения должно переломить тенденцию опережающего роста расходов на ЖКУ относительно доходов домохозяйств;
  • повышение качества ЖКУ приведет к установлению более жестких требований к предоставляемым услугам, в том числе к четкому определению: какие услуги являются необходимыми для той или иной группы потребителей;
  • совершенствование системы социальной поддержки позволит повысить эффективность существующих средств поддержки населения;
  • обеспечение роста доходов населения будет способствовать повышению его платежеспособности;
  • общее снижение социальной напряженности позволит в целом повысить эффективность мер по социальной поддержке населения.

Кроме того, успешное решение указанных  задач невозможно осуществить без целеустремленных усилий федерального центра, региональных и муниципальных властей. Особенно актуальны указанные проблемы для северных районов, ряда регионов Сибири и Дальнего востока.

Таким образом, помимо целей и задач  развития коммунальной инфраструктуры, органам власти при управлении коммунальным комплексом необходимо акцентировать свое внимание на решении проблем платежеспособности и социальной защиты населения, поскольку модернизация и развитие коммунального комплекса - не самоцель, а существенный элемент государственной политики, направленной на повышение уровня жизни населения Российской Федерации.

Функции и полномочия органов управления жилищно-коммунального хозяйства.

К полномочиям  и функциям органов государственной  власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся:

  1. определение порядка государственного учета жилищных фондов;
  2. установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;
  3. определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
  4. определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
  5. определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации;
  6. определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации;
  7. определение оснований предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
  8. определение порядка организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, определение правового положения членов таких кооперативов, в том числе порядка предоставления им жилых помещений в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
  9. определение порядка организации и деятельности товариществ собственников жилья, определение правового положения членов товариществ собственников жилья;
  10. определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений;
  11. определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания;
  12. признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации непригодными для проживания;
  13. установление правил пользования жилыми помещениями;
  14. определение оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений;
  15. правовое регулирование отдельных видов сделок с жилыми помещениями;
  16. установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы;
    1. методическое обеспечение и определение порядка осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства;
  17. осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
  18. иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, Жилищным Кодексом, другими федеральными законами.

Анализ  структуры и экономического состояния предприятий  ЖКХ.

Структурные особенности и  реформа собственности  в жилищно-коммунальном хозяйстве

1. Жилищно-коммунальное хозяйство подразделяется на следующие основные подотрасли: 1) жилищное хозяйство, 2) ресурсоснабжение (теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и водоотведение), 3) благоустройство населенных пунктов (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, санитарная очистка и утилизация отходов), 4) бытовое обслуживание (банно-прачечное хозяйство, гостиничное хозяйство, ритуальные услуги).

Задачи  демонополизации и приватизации предприятий бытового обслуживания в настоящее время решены в  достаточно полной мере. Эта подотрасль уже сегодня функционирует в рыночных условиях.

Настоящая программа разработана с целью  демонополизации и развития конкуренции, в первую очередь, на рынке услуг  жилищного хозяйства и ресурсоснабжения. При этом особое внимание отводится  развитию конкуренции и демонополизации на локальных (в пределах муниципальных образований) товарных рынках.

2. Основной  обобщающей характеристикой жилищно-коммунальных  услуг является их необходимость  для функционирования системы  жизнеобеспечения городов и населенных  пунктов. Услуги, предоставляемые предприятиями отрасли, могут выступать в виде доведения до потребителей материальных носителей с определенными качественными показателями (тепловая и электроэнергия, вода и т.д.), а также в виде непосредственно работ на объекте (обслуживание жилых домов, санитарная очистка и т.д.).

Для жилищно-коммунальных услуг характерны:

а) принадлежность к группе жизнеобеспечения;

б) социальная значимость;

в) низкая заменяемость другими услугами.

3. В  силу технологических особенностей  отрасли и условий формирования современных систем жизнеобеспечения территорий большинство предприятий жилищно-коммунального хозяйства, и в первую очередь, связанные с сетевой поставкой ресурсов, занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории (являются локальными монополиями). При этом географические границы товарных рынков, как правило, определяются административными границами городов и районов (исключения в отдельных случаях составляют межрайонные электрические сети, водопроводные сети и ряд других объектов, имеющих межрайонное значение).

Существенной  особенностью отрасли является проявление негативных последствий монопольного положения предприятий - поставщиков  и производителей услуг, выражающееся не только в необоснованном завышении  цен и тарифов на них, но и в их неудовлетворительном качестве, надежности и экологической безопасности при отсутствии у потребителя возможности отказаться от данных видов услуг.

4. В  настоящее время ценовой контроль, осуществляемый по ряду услуг  органами государственной власти, а по ряду услуг органами местного самоуправления, должен противостоять возможности предприятий-монополистов использовать монопольное положение для неоправданного роста цен. Однако, отсутствие методических материалов по проблемам ценообразования в сфере естественных локальных монополий, а также системы типовых договоров, отражающих интересы как поставщика услуги, так и ее потребителя, делает этот контроль недостаточно эффективным.

5. Монопольное  положение предприятий отрасли  приводит к недостаточно эффективному использованию имеющихся финансовых и материальных ресурсов, отсутствию оперативного реагирования на требования потребителей путем принятия адекватных экономических мер и управленческих решений, слабой восприимчивости предприятий жилищно-коммунального хозяйства к требованиям научно-технического прогресса, отсутствию личной заинтересованности работников в соблюдении показателей качества, надежности и экологической безопасности работ (услуг).

Антимонопольное регулирование, имеющее целью снижение негативных последствий монопольного положения предприятий отрасли  и обеспечение безусловного соблюдения требований Закона РФ "О защите прав потребителей", постановления Правительства РФ от 18 июня 1996 г. N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг", а также Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года №1099 и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.97г. N 155, возможно путем реализации комплекса взаимоувязанных действий как экономического, так и административного характера, осуществляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, что требует совершенствования функционирования таких составляющих хозяйственного механизма как финансирование, ценообразование, управление и взаимоотношения между всеми сторонами, участвующими в процессе производства и получения жилищно-коммунальных услуг.

Информация о работе Пути повышения эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством