Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 06:31, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена слабой изученностью специфики рыночных отношений, складывающихся в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ), началом третьего этапа реформы ЖКХ и введением новых способов управления, необходимостью теоретического осмысления и оценки результатов реформы, что позволит определить ка
Для решения
проблем коммунального
- модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;
- повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры;
- привлечение средств из внебюджетных источников (от частных инвесторов, кредитные средства, личные средства граждан) для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Реализация федеральной целевой программой "Жилище" имеет достаточно типичные проблемы: оценка привлеченных средств из внебюджетных источников (составляющих около половины всей суммы, заложенной в программе) излишне оптимистична; средства местных бюджетов (немногим менее четверти от запланированной суммы по программе) выделяются не в полном объеме, а средств, выделяемых федеральным центром, как правило, недостаточно для решения накопившихся за долгое время проблем. При этом зачастую нет четко сформированных приоритетов, средства расходуются не по назначению, реализация конкретных проектов чрезмерно затягивается.
Кроме того, следует отметить, что некоторые регионы РФ существенно отличаются друг от друга своими климатическими условиями, а также уровнем социально-экономического развития, поэтому перечень проблем и приоритетные направления их решения могут иметь значительное расхождение. Успешное достижение декларированных целей требует комплексного подхода именно на уровне региона, с более четкой проработкой целей и задач с учетом региональной и муниципальной специфики.
Новые факторы успешного управления
Необходимо понимать, что, кроме внутрисистемных компонентов, серьезное внимание при управлении коммунальным комплексом следует уделять вопросам социальной защищенности потребителей. Создание и поддержание коммунальной инфраструктуры на уровне, соответствующем высоким стандартам качества жизни, в достаточно неблагоприятных условиях может оказаться весьма дорогостоящим процессом. Поэтому важно оценить и спрогнозировать: способно ли население оплачивать высокие стандарты жизни. Если способно, то в какой мере, если нет - нужно определить, какая для этого потребуется финансовая поддержка из бюджета.
В процессе проведения реформ ЖКХ население оказалось самым незащищенным на рынке товаров и услуг, производимых предприятиями коммунального комплекса. На сегодняшний день основными проблемами, связанными с потреблением и оплатой коммунальных услуг, являются:
низкий средний уровень доходов населения, не позволяющий полностью оплачивать потребляемые объемы;
отсутствие отлаженной системы договорных отношений и товарно-денежных взаиморасчетов между всеми участниками рынка ЖКУ;
недостаточное количество приборов учета и регулирующего оборудования;
недостаточно
проработанная регламентация
несовершенство существующей системы бюджетной помощи населению.
Необходимо
определить новую цель
Кроме того, успешное решение указанных задач невозможно осуществить без целеустремленных усилий федерального центра, региональных и муниципальных властей. Особенно актуальны указанные проблемы для северных районов, ряда регионов Сибири и Дальнего востока.
Таким образом, помимо целей и задач развития коммунальной инфраструктуры, органам власти при управлении коммунальным комплексом необходимо акцентировать свое внимание на решении проблем платежеспособности и социальной защиты населения, поскольку модернизация и развитие коммунального комплекса - не самоцель, а существенный элемент государственной политики, направленной на повышение уровня жизни населения Российской Федерации.
Функции и полномочия органов управления жилищно-коммунального хозяйства.
К полномочиям и функциям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся:
Анализ структуры и экономического состояния предприятий ЖКХ.
Структурные особенности и реформа собственности в жилищно-коммунальном хозяйстве
1. Жилищно-коммунальное хозяйство подразделяется на следующие основные подотрасли: 1) жилищное хозяйство, 2) ресурсоснабжение (теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и водоотведение), 3) благоустройство населенных пунктов (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, санитарная очистка и утилизация отходов), 4) бытовое обслуживание (банно-прачечное хозяйство, гостиничное хозяйство, ритуальные услуги).
Задачи демонополизации и приватизации предприятий бытового обслуживания в настоящее время решены в достаточно полной мере. Эта подотрасль уже сегодня функционирует в рыночных условиях.
Настоящая
программа разработана с целью
демонополизации и развития конкуренции,
в первую очередь, на рынке услуг
жилищного хозяйства и
2. Основной
обобщающей характеристикой
Для жилищно-коммунальных услуг характерны:
а) принадлежность к группе жизнеобеспечения;
б) социальная значимость;
в) низкая заменяемость другими услугами.
3. В
силу технологических
Существенной особенностью отрасли является проявление негативных последствий монопольного положения предприятий - поставщиков и производителей услуг, выражающееся не только в необоснованном завышении цен и тарифов на них, но и в их неудовлетворительном качестве, надежности и экологической безопасности при отсутствии у потребителя возможности отказаться от данных видов услуг.
4. В
настоящее время ценовой
5. Монопольное положение предприятий отрасли приводит к недостаточно эффективному использованию имеющихся финансовых и материальных ресурсов, отсутствию оперативного реагирования на требования потребителей путем принятия адекватных экономических мер и управленческих решений, слабой восприимчивости предприятий жилищно-коммунального хозяйства к требованиям научно-технического прогресса, отсутствию личной заинтересованности работников в соблюдении показателей качества, надежности и экологической безопасности работ (услуг).
Антимонопольное регулирование, имеющее целью снижение негативных последствий монопольного положения предприятий отрасли и обеспечение безусловного соблюдения требований Закона РФ "О защите прав потребителей", постановления Правительства РФ от 18 июня 1996 г. N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг", а также Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года №1099 и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.97г. N 155, возможно путем реализации комплекса взаимоувязанных действий как экономического, так и административного характера, осуществляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, что требует совершенствования функционирования таких составляющих хозяйственного механизма как финансирование, ценообразование, управление и взаимоотношения между всеми сторонами, участвующими в процессе производства и получения жилищно-коммунальных услуг.
Информация о работе Пути повышения эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством