Пути повышения эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 06:31, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования обусловлена слабой изученностью специфики рыночных отношений, складывающихся в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ), началом третьего этапа реформы ЖКХ и введением новых способов управления, необходимостью теоретического осмысления и оценки результатов реформы, что позволит определить ка

Работа состоит из  1 файл

Мой курсовик.doc

— 214.00 Кб (Скачать документ)

1. Прямое  управление – управление непосредственно  органами МСУ.

2. Управление  через отделы ОМСУ, имеющие самостоятельный бюджет.

3. Управление  через муниципальные предприятия  и организации.

4. Муниципально-подрядное,  контрактное управление – по  муниципальным тарифам частными  подрядчиками.

5. Муниципально-арендное  управление – частными арендаторами  по своим тарифам с оплатой  аренды и присвоением дохода.

6. Муниципально-концессионное  управление – формальная концессия  при фактическом сохранении за  муниципалитетом возможности управлять.

7. Концессионное  управление – частными предприятиями  на определенный срок на договорных  условиях.

8. Частнопредпринимательское управление приватизированным имуществом.

Выбор конкретного метода управления ЖКХ  на территории МО всегда носит строго индивидуальный характер в каждой конкретной ситуации в зависимости от внешних  факторов, местных условий и ожидаемого эффекта.

Управленческие  методики, по определению, включают в  себя совокупность методов, приемов  целесообразного проведения какой-либо деятельности. Различают общие и  специальные управленческие методики.

Примером  общей методики может служить  авторская Методика эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством на территории муниципальных образований. Методика носит комплексный характер и включает в себя следующие разделы:

1. Сущность  и социально-экономическая основа  эффективного управления ЖКХ  на территории муниципальных образований.

2. Методы  эффективного управления жилищно-коммунальным  хозяйством на территории муниципальных  образований.

3. Комплексный  анализ ЖКХ территории.

4. Прогнозирование  в системе эффективного управления  ЖКХ.

5. Планирование и контроль в ЖКХ.

6. Тарифная  политика как инструмент эффективного  управления ЖКХ.

7. Экономико-управленческое  моделирование систем эффективного  управления ЖКХ на территории  муниципальных образований.

8. Информационные  системы – фактор повышения  эффективности управления ЖКХ на территории.

9. Современные  управленческие технологии  в  жилищно-коммунальном хозяйстве.

10. Система  кадровой политики в сфере  управления жилищно-коммунальным  хозяйством.

В рамках данной методики предусматривается  проведение комплексного анализа, позволяющего определить фактическое состояние дел в жилищно-коммунальном хозяйстве на различных уровнях территориального управления: от муниципального до регионального. Анализ может проводиться  как по отдельным составляющим и отраслям жилищно-коммунального комплекса, так и по всему комплексу. В зависимости от объема и параметров анализа определяется количество и качество последующих управленческих решений, предопределяется конечный результат проводимой работы. Объем и параметры анализа являются основополагающими в предлагаемых рекомендациях.

Объективная оценка состояния жилищно-коммунального  комплекса является основой для  последующего прогнозирования тенденций. Прогноз тенденций, вариантов и  сценариев развития, в свою очередь, является основой для осуществления процедуры планирования: оперативного, стратегического и бизнес-планирования. Освещение этих вопросов является неотъемлемой частью методических рекомендаций.

Процесс планирования и прогнозирования  связан с выбором инструментов, технологий, а в более общем смысле, средств эффективного управления ЖКХ. Самые замечательные и перспективные планы оказываются неосуществимыми при отсутствии адекватных для их выполнения средств. В методических рекомендациях описываются различные инструменты и средства, способствующие созданию условий для эффективного управления ЖКХ.

Эффективность управления жилищно-коммунальным хозяйством повышается благодаря объективному, системному анализу, хорошей системе  планирования и прогнозирования, адекватно  выбранным средствам, внутренним и внешним условиям управления, инструментам реализации и уровня квалификации специалистов, осуществляющих реализацию выполнения управленческих задач.

Рассмотрение  в методике вопросов кадровой политики, подготовки и переподготовки кадров для сферы ЖКХ предполагает методологическую завершенность комплекса управленческих мероприятий по достижению эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством на территории.

Примерами специальных методик являются:

1. Методика  экспертизы тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ).

Одним из наиболее сложных вопросов в процессе управления жилищно-коммунальным хозяйством является теория и практика механизма  ценообразования и установления тарифов на ЖКУ. При этом одной  из наиболее острых проблем в формировании себестоимости услуг в жилищной сфере является обоснованность общей величины, структуры и размера, составляющих потребности в финансовых средствах для предоставления в полном объеме и соответствующего стандартам качества работ и услуг по содержанию жилья.

Эффективному  ценообразованию способствует проведение финансово-экономической экспертизы обоснованности тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые жилищно-коммунальными  предприятиями (ЖКП) с учетом современной  экономико-управленческой теории, действующего законодательства и сложившейся практики проведения экспертиз.

Проведение  независимой специальной экспертизы позволяет в значительной степени  установить достоверность, объективность  и необходимость произведенных  работ и затрат на оказание ЖКУ  по содержанию и ремонту жилищного фонда. Экспертиза осуществляется в целях: 

- установления достоверности представляемой информации;

- защиты экономических интересов организаций, оказывающих ЖКУ;

- выявления неэффективных и необоснованных затрат;

- определения путей снижения производственной себестоимости;

- выявления резервов в целях повышения эффективности производства;

- усиления контроля над ценами организаций монополистов;

- защиты экономических интересов населения и других потребителей.

2. Методика  анализа, учета и управления финансовыми ресурсами, поступающими от оплаты жилищно-коммунальных услуг, а также из других источников на цели, связанные с капитальным ремонтом, текущим ремонтом и содержанием жилищного фонда на территории муниципального образования.

Для того, чтобы выстроить систему эффективного управления ЖКХ необходимо проведение серьезного научно-практического поиска, выработки системы контроля состояния  социально-экономических процессов  и проведение комплексного анализа  состояния ЖКХ на территории.

Комплексный анализ состояния жилищно-коммунального  хозяйства на территории предполагает:

- Определение (составление перечня) объектов анализа в территориальном аспекте. На данной стадии осуществляется выбор объекта анализа, определяется его территориальная граница: предприятие, коммунальная отрасль, муниципальное образование, муниципальный район или субъект федерации. Здесь же делается краткая характеристика объекта, составляется предварительный паспорт.

- Выбор системы анализа: финансовый анализ, управленческий анализ, структурный анализ, технический анализ, маркетинг и др.

- Определение элементов исследования. Это может быть жилищный фонд, тепловые и водоснабжающие сети, персонал и др.

- Выбор методов, характеристик и параметров анализа. Например, жилищный фонд может исследоваться по количеству, качеству и уровню благоустроенности жилья.

- Сбор и обработку данных, формулирование результатов анализа.

- Оценку и  обобщение   результатов   анализа:  составление общей характеристики и полного паспорта жилищно-коммунального хозяйства в пределах объекта анализа, оставление диагноза.

- Выработку первичных рекомендаций для органов власти и управления по результатам анализа (показания к применению, перечень дальнейших мероприятий для оздоровления социально-экономического положения).

Анализ  предшествует выработке прогнозов, составлению планов, разработке модели эффективного управления ЖКХ на территории.

Одним из важнейших направлений в работе по созданию системы эффективного управления ЖКХ на территории являются работы, связанные с повышением эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством на территории муниципальных образований. И, в частности, с систематизацией порядка оплаты гражданами жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) и учета средств затраченных управляющими и обслуживающими организациями на капитальный ремонт, текущий ремонт и содержание жилищного фонда.

Методика  предлагает проведение научно-практических работ и мероприятий, направленных на создание методического инструментария для управления финансовыми ресурсами на капитальный и текущий ремонт жилищного фонда.

В состав работ входит:

1. Эксклюзивный  анализ состояния системы оплаты  ЖКУ, связанной с капитальным  ремонтом, текущим ремонтом и  содержанием жилищного фонда  муниципального образования. 

2. Разработка специальной, «привязанной» к конкретной территории Методики анализа, учета и управления финансовыми ресурсами, поступающими от оплаты услуг, связанных с капитальным ремонтом, текущим ремонтом и содержанием жилищного фонда на территории муниципального образования.

3. Выработка  рекомендаций по применению Методики.

Предлагаемая  методика может стать одним из хороших инструментов эффективного управления сферой ЖКХ на региональном уровне, а также органами местного самоуправления и управляющими компаниями.

Только  благодаря применению новых управленческих технологий, использованию современных  методов и методик можно добиться успешного реформирования и эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством, как на отдельных территориях, так  и в Российской Федерации в целом.

 

Заключение.

Исследование, проведенное в курсовой работе позволяет  сделать вывод, что сущностными  характеристиками нынешнего состояния ЖКХ являются:

− резко выраженное преобладание, доминирование государственной собственности на объекты ЖКХ,

− командно-административный характер управления отраслью через бюрократические структуры, характеризующийся низкой эффективностью,

− способ планирования всех показателей - от затрат, а не от результата,

− отчуждение потребителей от процессов управления отраслью .

Исходя  из выводов исследования  рекомендую:

− ужесточить контроль за ценами естественных монополистов всех уровней, провести совместно с региональными энергетическими комиссиями и антимонопольными комитетами тщательную аудиторскую проверку затрат, включаемых в тарифы, с целью выявления необоснованных затрат;

− обеспечить установку приборов учета и регулирования потребления коммунальных услуг, в том числе, организациям бюджетной сферы (школы, больницы, детские сады и т.д.), предусмотрев возможность сохранения данным организациям на определенный период размера дотаций на коммунальные услуги с разрешением их использования на иные нужды с целью стимулирования снижения ресурсопотребления;

− оказывать всемерную поддержку созданию товариществ собственников жилья как наиболее эффективной форме управления жилищным фондом;

Информация о работе Пути повышения эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством