Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 06:31, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена слабой изученностью специфики рыночных отношений, складывающихся в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ), началом третьего этапа реформы ЖКХ и введением новых способов управления, необходимостью теоретического осмысления и оценки результатов реформы, что позволит определить ка
1. Прямое
управление – управление
2. Управление через отделы ОМСУ, имеющие самостоятельный бюджет.
3. Управление
через муниципальные
4. Муниципально-подрядное,
контрактное управление – по
муниципальным тарифам
5. Муниципально-арендное
управление – частными
6. Муниципально-концессионное
управление – формальная
7. Концессионное
управление – частными
8. Частнопредпринимательское управление приватизированным имуществом.
Выбор конкретного метода управления ЖКХ на территории МО всегда носит строго индивидуальный характер в каждой конкретной ситуации в зависимости от внешних факторов, местных условий и ожидаемого эффекта.
Управленческие методики, по определению, включают в себя совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой-либо деятельности. Различают общие и специальные управленческие методики.
Примером общей методики может служить авторская Методика эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством на территории муниципальных образований. Методика носит комплексный характер и включает в себя следующие разделы:
1. Сущность
и социально-экономическая
2. Методы
эффективного управления
3. Комплексный анализ ЖКХ территории.
4. Прогнозирование
в системе эффективного
5. Планирование и контроль в ЖКХ.
6. Тарифная
политика как инструмент
7. Экономико-управленческое
моделирование систем
8. Информационные системы – фактор повышения эффективности управления ЖКХ на территории.
9. Современные
управленческие технологии в
жилищно-коммунальном
10. Система
кадровой политики в сфере
управления жилищно-
В рамках данной методики предусматривается проведение комплексного анализа, позволяющего определить фактическое состояние дел в жилищно-коммунальном хозяйстве на различных уровнях территориального управления: от муниципального до регионального. Анализ может проводиться как по отдельным составляющим и отраслям жилищно-коммунального комплекса, так и по всему комплексу. В зависимости от объема и параметров анализа определяется количество и качество последующих управленческих решений, предопределяется конечный результат проводимой работы. Объем и параметры анализа являются основополагающими в предлагаемых рекомендациях.
Объективная
оценка состояния жилищно-
Процесс планирования и прогнозирования связан с выбором инструментов, технологий, а в более общем смысле, средств эффективного управления ЖКХ. Самые замечательные и перспективные планы оказываются неосуществимыми при отсутствии адекватных для их выполнения средств. В методических рекомендациях описываются различные инструменты и средства, способствующие созданию условий для эффективного управления ЖКХ.
Эффективность управления жилищно-коммунальным хозяйством повышается благодаря объективному, системному анализу, хорошей системе планирования и прогнозирования, адекватно выбранным средствам, внутренним и внешним условиям управления, инструментам реализации и уровня квалификации специалистов, осуществляющих реализацию выполнения управленческих задач.
Рассмотрение в методике вопросов кадровой политики, подготовки и переподготовки кадров для сферы ЖКХ предполагает методологическую завершенность комплекса управленческих мероприятий по достижению эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством на территории.
Примерами специальных методик являются:
1. Методика
экспертизы тарифов на жилищно-
Одним из наиболее сложных вопросов в процессе управления жилищно-коммунальным хозяйством является теория и практика механизма ценообразования и установления тарифов на ЖКУ. При этом одной из наиболее острых проблем в формировании себестоимости услуг в жилищной сфере является обоснованность общей величины, структуры и размера, составляющих потребности в финансовых средствах для предоставления в полном объеме и соответствующего стандартам качества работ и услуг по содержанию жилья.
Эффективному
ценообразованию способствует проведение
финансово-экономической
Проведение
независимой специальной
- установления достоверности представляемой информации;
- защиты экономических интересов организаций, оказывающих ЖКУ;
- выявления неэффективных и необоснованных затрат;
- определения путей снижения производственной себестоимости;
- выявления резервов в целях повышения эффективности производства;
- усиления контроля над ценами организаций монополистов;
- защиты экономических интересов населения и других потребителей.
2. Методика анализа, учета и управления финансовыми ресурсами, поступающими от оплаты жилищно-коммунальных услуг, а также из других источников на цели, связанные с капитальным ремонтом, текущим ремонтом и содержанием жилищного фонда на территории муниципального образования.
Для того,
чтобы выстроить систему
Комплексный
анализ состояния жилищно-
- Определение (составление перечня) объектов анализа в территориальном аспекте. На данной стадии осуществляется выбор объекта анализа, определяется его территориальная граница: предприятие, коммунальная отрасль, муниципальное образование, муниципальный район или субъект федерации. Здесь же делается краткая характеристика объекта, составляется предварительный паспорт.
- Выбор системы анализа: финансовый анализ, управленческий анализ, структурный анализ, технический анализ, маркетинг и др.
- Определение элементов исследования. Это может быть жилищный фонд, тепловые и водоснабжающие сети, персонал и др.
- Выбор методов, характеристик и параметров анализа. Например, жилищный фонд может исследоваться по количеству, качеству и уровню благоустроенности жилья.
- Сбор и обработку данных, формулирование результатов анализа.
- Оценку и обобщение результатов анализа: составление общей характеристики и полного паспорта жилищно-коммунального хозяйства в пределах объекта анализа, оставление диагноза.
- Выработку первичных рекомендаций для органов власти и управления по результатам анализа (показания к применению, перечень дальнейших мероприятий для оздоровления социально-экономического положения).
Анализ предшествует выработке прогнозов, составлению планов, разработке модели эффективного управления ЖКХ на территории.
Одним из важнейших направлений в работе по созданию системы эффективного управления ЖКХ на территории являются работы, связанные с повышением эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством на территории муниципальных образований. И, в частности, с систематизацией порядка оплаты гражданами жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) и учета средств затраченных управляющими и обслуживающими организациями на капитальный ремонт, текущий ремонт и содержание жилищного фонда.
Методика предлагает проведение научно-практических работ и мероприятий, направленных на создание методического инструментария для управления финансовыми ресурсами на капитальный и текущий ремонт жилищного фонда.
В состав работ входит:
1. Эксклюзивный
анализ состояния системы
2. Разработка специальной, «привязанной» к конкретной территории Методики анализа, учета и управления финансовыми ресурсами, поступающими от оплаты услуг, связанных с капитальным ремонтом, текущим ремонтом и содержанием жилищного фонда на территории муниципального образования.
3. Выработка
рекомендаций по применению
Предлагаемая методика может стать одним из хороших инструментов эффективного управления сферой ЖКХ на региональном уровне, а также органами местного самоуправления и управляющими компаниями.
Только
благодаря применению новых управленческих
технологий, использованию современных
методов и методик можно
Заключение.
Исследование, проведенное в курсовой работе позволяет сделать вывод, что сущностными характеристиками нынешнего состояния ЖКХ являются:
− резко выраженное преобладание, доминирование государственной собственности на объекты ЖКХ,
− командно-административный характер управления отраслью через бюрократические структуры, характеризующийся низкой эффективностью,
− способ планирования всех показателей - от затрат, а не от результата,
− отчуждение потребителей от процессов управления отраслью .
Исходя из выводов исследования рекомендую:
− ужесточить контроль за ценами естественных монополистов всех уровней, провести совместно с региональными энергетическими комиссиями и антимонопольными комитетами тщательную аудиторскую проверку затрат, включаемых в тарифы, с целью выявления необоснованных затрат;
− обеспечить установку приборов учета и регулирования потребления коммунальных услуг, в том числе, организациям бюджетной сферы (школы, больницы, детские сады и т.д.), предусмотрев возможность сохранения данным организациям на определенный период размера дотаций на коммунальные услуги с разрешением их использования на иные нужды с целью стимулирования снижения ресурсопотребления;
− оказывать всемерную поддержку созданию товариществ собственников жилья как наиболее эффективной форме управления жилищным фондом;
Информация о работе Пути повышения эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством