Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:07, курсовая работа
Цель работы — исследование проблем, тенденций и перспектив развития института местного самоуправления, анализ итогов муниципального реформирования в современной России.
Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущностные характеристики системы местного самоуправления в России;
- проанализировать становление института местного самоуправления в условиях российской системы власти;
Введение
Раздел I. Особенности становления и исторические традиции местного самоуправления в России
Раздел II. Современное состояние реформы местного самоуправления: основные итоги переходного периода
Раздел III. Проблемы развития и пути оптимизации местного самоуправления в России
Заключение
Список использованной литературы
Несмотря на наличие в историческом опыте России определенных самоуправленческих начал (начиная с новгородской вечевой демократии), по сути, только становление земского и городского самоуправления дает начало местному самоуправлению в нашей стране в его современном понимании.
Основной чертой политики
Российской Империи в сфере местного
самоуправления стали попытки разделить
предметы ведения между государством
и земствами и выделить круг вопросов
местного значения. В 1870-е годы земства
уделяли основное внимание таким
ставшим в дальнейшем традиционно
земскими занятиям, как статистика,
народное образование, здравоохранение.
Кроме того, на земства возлагались,
помимо вопросов местного значения, также
и государственные полномочия, а
также вопросы, составляющие задачи
одновременно разных уровней власти.
Так, после 1890 г. на земства, помимо традиционных
видов деятельности, были возложены
дополнительные обязанности: забота об
общественном призрении, улучшении
местных путей сообщения, о земской
почте, о взаимном страховании имущества,
о строительном деле; помощь местному
земледелию, торговле, промышленности;
обязанности по раскладке некоторых
казенных налогов, исполнению земских
повинностей; обеспечение потребностей
общегосударственной
Названные подходы характеризуются
принципами политики центрального правительства
в отношении устройства местной
власти: отделением местного самоуправления
от системы органов
Особого внимания заслуживает
опыт самоуправления крестьян. Жители
одной или нескольких деревень составляли
мир, сельское общество, со своим собранием
— сходом — и выборным управлением.
На сходах демократическим путем
обсуждались дела по общинному владению
землей, раскладу податей, проведению
выборов, вопросы пользования лесом,
строительства плотин, сдачи в
аренду рыболовных угодий и общественных
мельниц, согласия на отлучку и удаление
из общины, пополнения общественных запасов
на случай стихийных бедствий и неурожаев.
Кроме того, регулировались все основные
стороны жизни села: сроки начала
и окончания
Несколько сельских общин образовывали волость. Высшим органом волости был волостной сход, собиравшийся в большом торговом селе и состоявший из сельских старост и выбранных крестьян. На сход могли свободно приходить все крестьяне, желавшие участвовать в собрании. Волостнoe правление вело книги для записывания решений схода, а также сделок и договоров, заключенных крестьянами как между собой, так и с посторонними для волости лицами.
Земское самоуправление охватывало
около половины населения России
и имело по закону более широкую
сферу деятельности, чем самоуправления
в других государствах. Земские учреждения
существовали на уровне губерний, уездов,
сами избирали свои руководящие органы,
формировали структуру
Несмотря на декларируемое
разрешение свобод в области местного
самоуправления, государство проявляло
перманентное стремление подчинить
себе земства и встроить их в структуру
единого государственного организма.
Бюрократия прибегала к регулярному,
все более и более
Формирование местного самоуправления в России и порожденные им политические процессы (становление сословия земцев, создание идеологии конституционализма и т. д.) были прерваны революционными событиями 1917 года.
Одной из наиболее серьезных проблем местного самоуправления рассматриваемого периода является практически полное отсутствие связей между соседними самоуправляющимися территориями. Подобная замкнутость управления послужила одной из причин разрушения системы местного самоуправления в 1917 г.
Сначала в стране возникло двоевластие традиционных органов власти и новой публичной формы — Советов депутатов. После октябрьской революции советы постепенно заняли место прежних земств и городских самоуправлений[7].
По мнению некоторых исследователей, советские органы самоуправления 1920-х гг. не имеют аналогов в мире. Это не представительные, а профессиональные органы, встроенные в вертикаль избранных советских органов (в качестве органов государственной власти). Как считают эксперты, во многом благодаря усилиям этих «самоуправлений» удалось преодолеть разруху и восстановить экономику[8]. В то же время, «ликвидация земства была вполне закономерным процессом, т.к. местное самоуправление предусматривает децентрализацию власти, экономико-социальную, финансовую и, в определенной степени, политическую независимость, самостоятельность, а идеи социализма опирались на государство пролетарской диктатуры, т. е. государство по своей природе централизованное»[9]. К тому же, несмотря на то, что хозяйственные функции Советов совпадали с земским местным самоуправлением, в первую очередь они являлись политическим институтом советской системы и выполняли роль проводника государственной воли.
Ленинские взгляды на самоуправление
были тесно связаны с развитием
его взглядов на Советы. Придя к
идее о необходимости слома
С конца 1920-х гг. Советское
государство пошло на ликвидацию
начал самоуправления, а также
институтов и правовых форм, включая
институт частной собственности, гражданские
права. Партийным руководством были
приняты решения о
Традиции самоуправления
в течение последующих лет
господства командно-административной
системы в значительной мере были
утрачены и замещены установками, связывавшими
процессы принятия любых решений
с вертикальным администрированием.
Советской модели организации местной
власти в том виде, в каком она
сложилась к концу
Советскую систему отличало
единство административно-
С конца 1980-х гг. государственный механизм перестраивался. В принципе, муниципальные реформы начались уже в 1990—1991 гг[12]. Местным советам был присвоен статус местного самоуправления и дана определенная автономия. На практике они продолжали исполнять компетенцию прежней власти, а также решали стихийно возникавшие повседневные задачи, по существу, во многом самостоятельно определяя свои полномочия.
Переломное значение для развития местного самоуправления в постсоветской России имело принятие Конституции 1993 года[13]. Гарантируя автономность местного самоуправления, она оставляла простор для творчества в построении российской модели местного самоуправления.
После принятия Конституции Президентом России в целях дальнейшего осуществления реформы местного самоуправления, обеспечения его государственной поддержки был издан Указ от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации». Указ устанавливал, что органы местного самоуправления Самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность; разграничивал полномочия представительного органа местного самоуправления и местной администрации; устанавливал, что решения органов местного самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке и др.
С 1994 г. после серии указов Президента и принятия Конституции в России проводилась первая реформа системы местного самоуправления. Она предполагала отказ от системы исполнительной вертикали, оформившейся после конституционного кризиса октября 1993 г. Эксперты считают, что, фактически, речь шла о «реализации так называемой общественной модели, основанной на принципе самостоятельного решения местными сообществами вопросов местного значения. Предполагалось, что государственные полномочия на субрегиональном уровне будут делегироваться органам местного самоуправления»[14]. Указанные важные шаги федеральной власти, несмотря на свою большую значимость, на практике не дали ожидаемых результатов: местнoe самоуправление было декларировано, но не было обеспечено ни в материальном, ни в организационном, ни в правовом отношениях.
Федеральный закон от 28 августа
1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации»[15] не содержал,
по принципу всех рамочных законов 1990-х
гг., детального регулирования местного
самоуправления, оставляя эту сферу
субъектам Федерации (исходя из того,
что вопрос находится в совместной
компетенции Федерации и
С принятием этого закона весьма активно стало формироваться федеральное и региональное законодательство. Тем не менее, практика применения данного Федерального закона выявила целый ряд проблем, связанных с осуществлением местного самоуправления в Российской Федерации. Это вызвало насущную необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования местного самоуправления на федеральном уровне.
Реформы 1990-х гг. позволили
решить ряд важных задач, связанных
с созданием работающих структур
местной власти: к середине 1990-х
муниципалитеты обладали достаточной
собственностью и доходами для того,
чтобы решать задачи самообеспечения
и развития; с другой стороны, к
началу 2000-х гг. были осуществлены конституционное
признание, закрепление принципа автономности
муниципальной власти в пределах
общего контекста власти публичной.
В то же время, достаточно широкая
свобода усмотрения субъектов РФ
в вопросах регулирования местной
сферы и недостаточность