Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:07, курсовая работа
Цель работы — исследование проблем, тенденций и перспектив развития института местного самоуправления, анализ итогов муниципального реформирования в современной России.
Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущностные характеристики системы местного самоуправления в России;
- проанализировать становление института местного самоуправления в условиях российской системы власти;
Введение
Раздел I. Особенности становления и исторические традиции местного самоуправления в России
Раздел II. Современное состояние реформы местного самоуправления: основные итоги переходного периода
Раздел III. Проблемы развития и пути оптимизации местного самоуправления в России
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Раздел I. Особенности становления и исторические традиции местного самоуправления в России
Раздел II. Современное состояние реформы местного самоуправления: основные итоги переходного периода
Раздел III. Проблемы развития и пути оптимизации местного самоуправления в России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Становление гражданского общества в России непосредственно связано с развитием одного из значимых социальных институтов — системы местного самоуправления. Основное его назначение — приближение власти к населению, привлечение его к решению жизненно важных для территориального развития вопросов, улучшение качества социальных услуг. Становление института местного самоуправления — объективно обусловленный процесс. В Конституции РФ и Федеральном законе РФ от 6.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены основные принципы российской модели местной власти. Российская Федерация ратифицировала Европейскую Хартию местного самоуправления, многие идеи и положения которой заложены законодателями в основу концепции построения системы местного самоуправления в нашей стране.
В рамках целенаправленной
работы по развитию демократических
институтов проведено четкое разграничение
полномочий федерации, регионов и местного
самоуправления. На местный уровень
власти передана значительная часть
функций в сфере социально-
Вместе с тем, развитие системы местного самоуправления сопровождается серьезными проблемами, обусловленными факторами различного уровня. В числе основных: недостаточная проработка институциональной основы, нечеткость властных полномочий, зависимость действенности муниципального управления от реального состояния конкретных регионов, которые значимо отличаются друг от друга по целому комплексу показателей и, прежде всего, экономических и социальных.
Во многом от того, насколько
эффективной станет система местного
самоуправления, зависит реализация
многих конституционных прав и свобод.
А именно такие права и свободы
в соответствии со ст. 18 Конституции
РФ определяют деятельность не только
органов местного самоуправления, но
и органов государственной
Смысл и содержание проводимой в нашей стране реформы местного самоуправления — реализовать, как это установлено Конституцией РФ и предусмотрено муниципальным законодательством, право населения самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения. Как и любое другое конституционное право, местное самоуправление — это большая и рассчитанная на многие годы работа.
Проблема построения теоретически обоснованной, эффективно действующей модели местного самоуправления приобрела в современной России первостепенное значение. В президентских посланиях Федеральному Собранию последних лет четко прослеживается мысль о необходимости модернизации всей системы местного самоуправления.
Так, Д.А. Медведев обозначил
работу по развитию местного самоуправления
в качестве одной из приоритетных
задач государства: «Местное самоуправление
должно открывать гражданам
1 января 2009 г. закончился
переходный период реализации
Федерального закона №131-ФЗ, в
результате чего все его
Вышеизложенное определило выбор темы выпускной квалификационной работы, ее актуальность и круг рассматриваемых проблем.
Объектом исследования выступает институт местного самоуправления в России.
Предметом исследования является процесс реформирования и институционализации системы местного самоуправления в современной России.
Цель работы — исследование проблем, тенденций и перспектив развития института местного самоуправления, анализ итогов муниципального реформирования в современной России.
Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущностные
характеристики системы
- проанализировать становление
института местного
- охарактеризовать политико-
- рассмотреть основы
взаимодействия между органами
государственной и
- обосновать правовые
проблемы формирования системы
местного самоуправления в
- на основе проведенного
анализа выявить тенденции,
Теоретико-методологическую основу работы составили теории, концепции, подходы, содержащиеся в трудах ученых, в которых в широком спектре анализируются проблемы развития института местного самоуправления.
Методологической основой исследования является совокупность общенаучных методов, таких как: институциональный, системный, структурный, функциональный, исторический, сравнительный, нормативный, статистический и др.
Источниковой базой работы
являются нормативные правовые акты
Российской Федерации: Конституция
Российской Федерации, федеральные
законы «Об общих принципах
В ходе исследования важным было изучение ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что ее основные выводы могут быть использованы в научных целях при определении возможных перспектив развития института местного самоуправления в Российской Федерации.
Результаты, полученные в
ходе проведенного исследования, могут
быть использованы при подготовке учебно-методических
материалов по курсам, связанным с
местным самоуправлением и
Сформулированные в работе
научно-практические рекомендации могут
быть использованы как в процессе
профессиональной подготовки государственных
и муниципальных служащих, так
и в организации деятельности
органов государственной и
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы.
Раздел I. Особенности становления и исторические традиции местного
самоуправления в России
Представляется очевидным, что при обсуждении проблем реформы местного самоуправления в современной России, ее первых итогов необходимо учитывать трудности становления местной власти, являющегося длительным историческим процессом, тесно связанным с развитием государства.
Развитие политической системы
России на протяжении большей части
ее истории характеризовалось
В дореволюционной России
выделяют следующие наиболее устойчивые
формы самоуправления: вечевая демократия
Древней Руси, слободское самоуправление,
земское и городское
Вечевая демократия — наиболее раннее проявление самоуправленческих начал на Руси. Ее развитие происходило в период перерастания родоплеменных объединений в добровольные общности самостоятельных хозяев — древнерусские общины. Как основообразующие институты раннефеодального общества общины представляли собой самоуправляющиеся, автономные организации, обладающие административно-судебной самостоятельностью. Высшими органами управления общины были сходы жителей — вече, на которых решались важнейшие вопросы их жизни: о войне, мире, приглашении и изгнании князей, принятии законов, избрании должностных лиц и др.
Классическими образцами
самоуправляющихся городских
Формами местного самоуправления
России с конца XV до начала XVIII в. являются
самоуправление городских слобод и
крестьянское общинное самоуправление.
Как отдельная
Вместе с тем, в этот
период местное самоуправление как
институт не получило должного правового
оформления. До середины XVI в. местное
управление осуществлялось посредством
системы кормлений. В уездах и
городах царем назначались
Первая реформа местного
самоуправления в нашей стране была
проведена при Петре I в 1699 г., когда
были учреждены бурмистрские палаты
в Москве и земские избы в городах.
Состав их был выборный. Избы собирали
доходы и заведовали повинностями,
лежавшими на купецких и промышленных
людях. Управление делами города как
целого на них возложено не было,
кроме того, их относительная
Для эпохи Петра I стало
характерным усиление государственного
вмешательства в быт народа, рост
бюрократической опеки над
Включенные Петром I в
структуру управления новые элементы
со временем были преобразованы Екатериной
II (последняя четверть XVIII в.) в органы
с более развитыми формами
городского самоуправления, которые
просуществовали вплоть до введения
земских учреждений в 1864 г. Местные
учреждения были тесно взаимосвязаны
с сословным строем. Екатерина II
стремилась создать из всех сословий
ряд местных организаций («сословных
обществ»), предоставив им известные
права «по внутреннему
Земская (1864 г.) и городская
(1870 г.) реформы Александра II преследовали
цель децентрализации управления и
развития начал местного самоуправления
в России как системы, выполняющей
функции государственные (решение
дел публичной сферы) и общественные
(самоорганизация в целях