Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:07, курсовая работа
Цель работы — исследование проблем, тенденций и перспектив развития института местного самоуправления, анализ итогов муниципального реформирования в современной России.
Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущностные характеристики системы местного самоуправления в России;
- проанализировать становление института местного самоуправления в условиях российской системы власти;
Введение
Раздел I. Особенности становления и исторические традиции местного самоуправления в России
Раздел II. Современное состояние реформы местного самоуправления: основные итоги переходного периода
Раздел III. Проблемы развития и пути оптимизации местного самоуправления в России
Заключение
Список использованной литературы
В целях организации
Если главной целью
всей реформы можно назвать
С 1 января 2009 г. переходный период
муниципальной реформы
Несмотря на очевидные успехи реформы, местное самоуправление «прививается» с большим трудом и в муниципальных районах, и в городских округах. Анализируя первые результаты муниципальной реформы 2000-х годов, член Общественной палаты P.P. Туфетулова отмечает, что главная причина этого в том, что «в нашей стране местное самоуправление в течение многих лет воспринималось как один из атрибутов государственной системы. В наши дни, к сожалению, приходится сталкиваться с тем же самым заблуждением, хотя смысл местного самоуправления заключается в том, чтобы каждому гражданину предоставить возможность личного участия во всех делах и заботах местного значения, найти оптимальное сочетание общегосударственных интересов с интересами муниципальных образований»[26]. Подтверждают опасения эксперта и данные мониторинга, проведенного в 2006 г. Министерством финансов, который показал, что уровнем самостоятельности, соответствующим общемировым стандартам, в России обладают лишь 2% муниципальных образований[27].
Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как и сама реформа, нашел своих сторонников и противников. Сторонники реформы в качестве основных концептуальных достижений закона видят:
- формирование двухуровневой
модели местного
- четкое разграничение
вопросов ведения и бюджетных
поступлений между разными
- более полное включение населения в принятие решений на местном уровне.
Противники же Закона приводят аргументы, сводящиеся к тому, что «не было необходимости в его принятии, а последствия принятия — отрицательные, разрушающие сложившуюся систему местного самоуправления, ведущие к хаосу в управлении, вплоть до потери управляемости»[28].
Федеральный закон № 131-ФЗ,
как подчеркивалось, был принят еще
в 2003 г., однако вступал в силу несколькими
этапами. Причина этому — сложность
и масштабность задачи. Если раньше
край, область или республика сами
определяли, какой быть системе местного
самоуправления на их территории, то сегодня
выбранные депутаты и главы есть
не только у районов и городов,
но и у поселений. Это обусловило
необходимость решения сложной
задачи перераспределения
Среди очевидных успехов
реформы уже сегодня можно
выделить достижение ряда количественных
показателей. Так, с момента принятия
закона количество муниципальных образований
в стране выросло более чем
в два раза — до 24 244, из которых
516 имеют статус городских округов,
1801 — муниципальных районов, 1732 —
городских поселений, 19849 — сельских
поселений, 236 — внутригородских
муниципальных образований
Кроме того, депутатский корпус местных представительных органов власти превысил 240 тысяч человек, а число муниципальных служащих достигло почти 330 тысяч человек. На всех уровнях власти в основном сформирована нормативно-правовая база местного самоуправления.
К числу достижений реформы
на сегодняшний день можно отнести
и формирование Совета по развитию
местного самоуправления при Президенте
Российской Федерации, который является
совещательным органом, созданным
в целях совершенствования
Совет вырабатывает предложения
по осуществлению Государственной
политики в области развития местного
самоуправления, определяет приоритетные
направления ее реализации, обеспечивает
взаимодействие федеральных органов
государственной власти, органов
государственной власти субъектов
Федерации и органов местного
самоуправления муниципальных образований,
рассматривает проекты
На прошедшем в декабре
2008 г. Президиуме Совета при Президенте
РФ по развитию местного самоуправления,
премьер-министр В.В. Путин объявил
пять главных муниципальных
- решение проблем занятости;
- поддержка малого бизнеса;
- выверенная тарифная политика;
- эффективное использование
федеральных ресурсов на
- разработка механизма
дополнительной адресной
На заседании Президиума
Совета также обсуждались вопросы
готовности муниципалитетов к исполнению
в полном объеме требований закона,
укрепления финансовой базы местного
самоуправления. Одновременно были сформулированы
направления поддержки
- продление сроков
описания и утверждения границ
муниципальных образований и
разграничения муниципального
- передача муниципалитетам
дополнительных источников
- направление трансфертов в местные бюджеты;
- содействие муниципалитетам в обновлении муниципального транспорта.
В современных условиях наличие такой площадки, как Совет по развитию местного самоуправления, является важным инструментом поддержания стабильности в российском обществе, так как многое зависит от эффективности региональных и местных администраций, от их способности брать на себя ответственность, действовать энергично, Грамотно, своевременно в условиях кризисной ситуации.
Что касается отношения граждан
к институту местного самоуправления,
то, как показали результаты социологических
исследований, в массовом сознании
россиян до сих пор не сформировалось
однозначное понимание его
На сегодняшний день в
России общественный интерес к проводимой
реформе местного самоуправления невысокий:
о Законе 2003 г. информирован только
каждый десятый из опрошенных горожан.
Население слабо вовлечено в
различные формы
По данным опроса ВЦИОМ в 2008 г. мнение населения относительно предлагаемых муниципальных реформ было следующим: скорее не согласны с их проведением 29%, полностью не согласны — 19%, поддержало реформы 39%, затруднились ответить 13% опрошенных.
Каковы же основные проблемы местного самоуправления, без решения которых невозможно представить функционирование этого уровня социальной организации? Изменились ли они за последние десять лет?
Они остались прежними, смещены лишь их акценты в ту или иную сторону. Особенностью является и то, что все проблемы, как были, так и остались, связанными с удовлетворением витальных потребностей. По-прежнему современные заботы населения отражает и количественное соотношение их актуальности, преимущественно связанных с развитием экономики. Исходя из этого, можно сделать вывод, что выявленный спектр проблем, указывает на реальную злободневность направлений деятельности местного самоуправления.
Подавляющее большинство респондентов, заявило, что только экономическое развитие обеспечивает благополучие и счастье людей (2000 г. — 81,3%, 2005 г. — 90,3%, 2005 г. — 86,9%), поэтому органам местного самоуправления необходимо заботиться о перспективах экономики (1995 г. -74,8%, 2005 г. — 84,5%). Актуальность этой проблемы связана и с тем, что муниципальные образования — это первичные территориальные звенья промышленного хозяйства, самоорганизованные в целях удовлетворения жизненно важных потребностей и интересов, включая потребность в труде.
Еще одним фактором, подчеркивающим слабую степень вовлечения населения в процесс формирования института местного самоуправления на данный момент, является уровень заинтересованности граждан в формировании органов местного самоуправления, проявляющаяся в средней явке на муниципальных выборах.
В целом, результаты социологических исследований по вопросам доверия населения к местной власти показывают, что эффективность действия этого института власти зависит от степени осознания населением территориального интереса, сформированности представлений о формах гражданского участия в его реализации, а также о сути новаций и реформ в сфере местного самоуправления.
Понятие «местное самоуправление»
превратилось в одно из самых распространенных
словосочетаний, которое используется
как на официальном, так и повседневном
уровнях. Достаточно сказать, что оно
включено во все новые энциклопедические
издания, образовательные стандарты
обучения, присутствует почти в каждом
ежегодном президентском
Итак, в ходе реформы местного
самоуправления в целом сформирована
двухуровневая модель местного самоуправления
с поселенческим уровнем, наиболее
приближенным к населению; разграничены
вопросы ведения и бюджетных
поступлений между разными
За время, прошедшее после
принятия Федерального закона от 6 октября
2003 года № 131-ФЗ, на федеральном, региональном
и местном уровнях в большей
части сформирована необходимая
нормативная правовая база, создаются
условия для поступательного
развития экономики и социальной
сферы в муниципальных