Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:41, курсовая работа
Цели исследования состоят, во-первых, в попытке возможно более полного системного анализа правовых аспектов сущности местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации, важнейшей составной части системы демократии в нашей стране. Во-вторых, в исследовании понятия, существенных признаков, функций местного самоуправления. В-третьих, в выявлении особенностей реализации концептуальных положений и действующего законодательства в сфере местного самоуправления в условиях становления демократии в Российской Федерации, определении основных направлений дальнейшего совершенствования муниципально-правовых отношений.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СИСТЕМА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 6
Глава 2. ПОНЯТИЕ И ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 9
§ 1.Полномочия органов местного самоуправления в планово-финансовой деятельности и в области управления муниципальной собственностью 11
§ 2. Полномочия органов местного самоуправления в области социальной защиты населения 13
§ 3. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищного и коммунального хозяйства 16
§ 4. Полномочия местного самоуправления в области образования и здравоохранения 17
§ 5. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды 21
§ 6. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка, противопожарной безопасности, и связи 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Также важным является аспект
участия органов местного самоуправления
в обеспечении санитарно-
Помимо всего перечисленного органы местного
самоуправления обязаны осуществлять
меры по предотвращению загрязнения атмосферного
воздуха в городских и сельских поселениях,
а также воздуха в местах постоянного
или временного пребывания человека. Применительно
к водным объектам, находящимся на территории
органов местного самоуправления, то может
быть приостановлено или запрещено использование
этих объектов распоряжением органа местного
самоуправления, если эти объекты представляют
опасность для жизни и здоровья населения.
Органы местного самоуправления не должны оставлять без внимания вопросы охраны семьи, материнства, отцовства и детства. В ходе решения этого вопроса в муниципальных системах здравоохранения создаются бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, по медико-психологическим аспектам семейных отношений и другим вопросам. В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья проводятся мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, проводится лечебно-оздоровительная работа, медицинская реабилитация детей-инвалидов и другое.
§ 5. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды.
Природоохранные полномочия органов местного самоуправления представляют собой определяемую Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования и договорами совокупность прав и обязанностей этих органов по осуществлению деятельности, направленной сохранение и восстановление окружающей среды, предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности человека на эту среду и ликвидацию последствий такого рода деятельности. Классификацию природоохранных полномочий органов местного самоуправления можно представить следующим образом.
По видам нормативных актов можно выделить полномочия по охране окружающей среды, определяемые законами и иными нормативными актами Российской Федерации, ее субъектов, а также закрепляемые в нормативных правовых актах муниципальных образований.
По порядку закрепления полномочия органов местного самоуправления в природоохранной сфере можно разделить на собственные полномочия, государственные полномочия, которые переданы путем наделения, а также полномочия, возникшие в результате заключения специальных договоров
По своему характеру экологические полномочия органов местного самоуправления можно разделить на общие и специальные. Общие полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и Конституциями (уставами) субъектов РФ; законами РФ и ее субъектов о местном самоуправлении, уставами и иными нормативными правовыми актами муниципальных образований. Специальные полномочия фиксируются как законодательством о местном самоуправлении, так и законодательством об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, о земле, о недрах, лесным, водным законодательством.
По предмету природоохранной деятельности органов местного самоуправления их полномочия делятся на четыре группы: - полномочия по охране окружающей природной среды в целом - по охране отдельных видов природных объектов - полномочия по созданию особо охраняемых природных территорий и объектов местного значения - полномочия по охране окружающей среды при осуществлении различных видов деятельности18.
Закон в числе принципов защиты окружающей среды называет ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления19. Закон, в общем, закрепляет ряд обязанностей органов местного самоуправления: принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, учитывать мнение населения при принятии решения о размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде.
К полномочиям органов местного самоуправления по охране окружающей среды в целом можно отнести полномочия по решению вопросов благоустройства муниципальных образований. Полномочия по охране отдельных видов природных объектов закрепляются рядом отраслевых нормативных актов Российской Федерации и ее субъектов.
Полномочия органов местного самоуправления как властного органа в сфере охраны земель можно разделить на несколько групп: 1) органы местного самоуправления вправе разрабатывать местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. 2) органы местного самоуправления вправе осуществлять муниципальный контроль за соблюдением правового режима земель в зависимости от их целевого назначения. 3) органы местного самоуправления вправе своими решениями осуществлять консервацию земель с изъятием их из оборота в целях предотвращения деградации земель в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. 4) органы местного самоуправления вправе осуществлять экономическое стимулирование охраны земель в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах20.
Необходимость выделения природоохранительных полномочий муниципальных органов при осуществлении различных видов деятельности обусловлена вредным воздействием некоторых видов деятельности человека не на один определенный вид природных объектов, а на несколько таких объектов в совокупности.
В общем, законодательство Российской Федерации и ее субъектов создало определенную правовую базу для участия органов местного самоуправления в реализации задач по охране окружающей среды. Федеральные законы закрепляют общие положения о полномочиях муниципальных органов в этой сфере, либо стараются конкретизировать их применительно к природно-климатическим условиям региона.
§ 6. Полномочия местного самоуправления в области охраны общественного порядка, противопожарной безопасности, и связи.
Конституция РФ и Закон об общих принципах организации местного самоуправления относят к предметам ведения местного самоуправления охрану общественного порядка. Деятельность органов местного самоуправления по охране общественного порядка - это часть деятельности всей системы правоохранительных и судебных органов, а также различных государственных служб, инспекций, осуществляющих функции государственного надзора и контроля и обеспечивающих режим законности в государстве. Основные задачи по охране общественного порядка на территории муниципальных образований призвана сегодня решать милиция общественной безопасности. Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности21. Органы местного самоуправления с учетом местных условий и необходимости усиления борьбы с нарушениями общественного порядка вправе выделять дополнительные финансовые средства для создания новых или увеличения сверх нормативов штатной численности уже существующих подразделений милиции общественной безопасности.
Таким образом, устанавливается
Для обеспечения охраны общественного порядка органы местного самоуправления могут привлекать граждан, общественные организации, предприятия, используя для этого различные организационно-правовые формы. Охрана общественного порядка предполагает неукоснительное прав и свобод граждан, пресечение любых действий, направленных на их нарушение. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны рассматривать индивидуальные и коллективные обращения граждан и давать ответ по существу таких обращений в течение одного месяца.
Полномочия в области противопожарной безопасности. В соответствии с законом органы местного самоуправления обеспечивают противопожарную безопасность в муниципальном образовании. К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относятся:
- организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;
- участие в выполнении
федеральных и региональных
- разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
- создание, реорганизация и ликвидация в установленном порядке пожарной охраны, финансируемой за счет средств местных бюджетов;
- осуществление в пределах
их компетенции экономического
и социального стимулирования
обеспечения пожарной
- установление специальных
местных налогов и (или)
- содействие созданию
и деятельности фондов
- обучение населения
мерам пожарной безопасности
и его привлечения к
- содействие деятельности
добровольных пожарных и
- организация общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности22.
Полномочия местного самоуправления в области связи.
Органы местного самоуправления на основе планов социально-экономического развития соответствующих территорий определяют направления и разрабатывают программы использования инвестиций в развитие связи, осуществляемых за счет средств соответствующих бюджетов.[18] Органы местного самоуправления обязаны предоставлять предприятиям связи в аренду отдельные помещения в существующих (или строящихся) жилых или иных зданиях, соответствующие технологическим нормам, в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий оказывают содействие предприятиям, учреждениям и организациям. В ведении, которых находятся линии и сооружения связи, в предупреждении повреждений этих линий и сооружений, а также в обеспечении обязательного выполнения всеми юридическими и физическими лицами требований Правил охраны линий и сооружений связи.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные льготы на услуги связи определенным категориям граждан за счет средств местного бюджета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассматривая вопрос о компетенции органов местного самоуправления необходимо отталкиваться от общей цели существования местного самоуправления. Цель создания местного самоуправления - уход от централизации власти в государстве. Если в государстве такая централизация доведена до максимума, то убивается всякое творчество на местах и, в конце концов, власть сводиться к творчеству главы государства, что является прямым путем к тоталитаризму. Создание еще одного не подчиненного государственной власти уровня управления, в котором участвуют граждане, как раз развивает творчество населения в области управления.
Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Определенная самостоятельность в решении вопросов местного значения, составляющая, необходимый признак местного самоуправления, не может существовать вне единой государственной экономической, социальной, идеологической и другой политики. Местное самоуправление не может находиться вне системы государственно-властных отношений и быть абсолютно независимым от государства. Многие объективные тенденции, свойственные современному положению местного самоуправления в государственном механизме, свидетельствуют об общих для демократических государств принципах: децентрализации управления, самоорганизации граждан, законности, осуществления публично-властных полномочий на уровне, позволяющем достичь наибольшей их эффективности.
В результате анализа действующего
законодательства можно сделать
вывод о неудачной