Автор работы: p***********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 10:54, курсовая работа
Каждый раз смена типов конституционного права сопровождала бурные события и общественные потрясения. И каждый раз новый тип полностью отрицал предыдущий. Так что о преемственности в развитии российского конституционного права можно говорить весьма условно или даже негативно, хотя отрицание предшествующего типа всегда оказывало большое влияние на последующее развитие.
Нынешний, демократический тип конституционного права принципиально отрицает тоталитарный тип, но через «отрицание отрицания» он как бы возвращает государство к этапу развития, прерванному большевистской революцией. Следовательно, новое конституционное право России, с одной стороны, как бы восстанавливает связь времён, а с другой – возрождает государство на новой исторической основе.
1. Введение
2.Дореволюционное Конституционное право
3.Тоталитарное Конституционное право
4.Конституционная реформа:
а)юридические аспекты укрупнения субъектов РФ
б) Политические аспекты укрупнения субъектов РФ
в)Экономические аспекты укрупнения субъектов РФ
5)Заключение.
Введение
Право
в советском обществе до начала девяностых
годов было, в основном, продуктом
и юридизированным
Правда, октябрь 1917 года ознаменовался широковещательными юридическими документами- декретами, великим множеством декретов, иных актов, в последующие годы появилась серия сменяющих друг друга Конституций -1918,1924,1936 годов.
Но революционные декреты служили, по прямому указанию Ленина, прежде всего, «пропаганде»; а главное и они, и весь гигантский массив юридических документов, практика юридических органов строилась в соответствии с « духом революционного правосознания»,ни в самой малости не связывали всевластие партийных чиновников и административного аппарата партийного государства , юридически облагораживая ничем не ограниченные внесудебные репрессии, расправу с неугодными «контрреволюционерами и оппозицией»
В связи с этим невозможно не отметить две особенности «революционного права» характеризующие его развитие при сталинском тоталитарном режиме и и выражающие его тоталитарную природу
Первая особенность Декреты и иные нормативные документы того времени открыли простор, реально включили в жизнь непосредственно- социальное революционное право, то есть тот не правовой, в юридическом смысле феномен, который, как представлялось, был обусловлен потребностями революции, а в действительности лишь обосновывал насилие.
Вторая особенность- непосредственное включение в ткань революционного права тоталитарных идеологических моментов.
Советская
юридическая система выступила
как сугубо государственная,
К этому следует добавить то, что отчётливо проявилось в развитии « юридической надстройки социализма» к тридцатым годам, когда всецело утвердился тоталитарный режим, и развеялась практика «революционного права».
Права человека процветали особой пышностью проявившиеся после принятия Конституции 1936 года откровенная фальсификация и государственная ложь. Фиктивный характер пышно дикларированных избирательных и политических прав граждан, декларированных этим документом, очевиден.
Нельзя пройти мимо одной, весьма противоречивой черты защиты прав человека «советских времён». С момента возникновения правовой системы Советского государства вся мощь законодательства была направлена на обеспечение социальной защищённости граждан. Именно в связи с этой направленностью получило развитие социальное законодательство, в частности, такие отрасли, как трудовое, социальное обеспечение, семейное право.
Во второй половине пятидесятых и в шестидесятых прошла законодательная реформа, были обновлены основные отрасли законодательства: уголовное, гражданское , трудовое, семейное, земельное. Издавались новые крупные законодательные акты, венцом которых стала «Конституция развитого социализма» 1977 года.
К сожалению, всё это не изменило общего облика советской правовой системы как имеющий тоталитарный характер. Не изменило во многом потому, что законодательные нововведения, в сущности, не затронули главного доминирующего положения административно-командного управления, безраздельного господства всесильного аппарата, всевластия бюрократической государственной собственности, репрессивной деятельности карательных органов и в целом осуществления политико-государственной деятельности помимо права.
Конституционное право- это система правовых норм конкретной страны, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов , а также органов самоуправления.
Развитие конституционного права является крупной научно-теоретической проблемой конституционного права в целом.
Научная разработка данной
При рассмотрении данной тематики нельзя обойти молчанием вопрос об основных этапах развития науки конституционного права.
В XX в. в России сменилось два типа конституционного права :
- дореволюционное
конституционное право,
-тоталитарное
конституционное право,
Ныне в России складывается новый тип конституционного права, соответствующий переходу общества к демократии и учреждающий правовое государство с признанием высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина.
Каждый раз смена типов
Нынешний, демократический тип
Дореволюционное конституционное право
Со второй
половины XIX в. начинается процесс перестройки
государственной системы и перерастания
абсолютной монархии в конституционную.
Этот процесс проходил медленно и мучительно,
сопровождаясь нарастанием в стране революционного
движения, террористическими актами и
ответными репрессиями . 17 октября 1905 г.
Николаем II был издан Манифест, провозгласивший
«незыблемые основы гражданской свободы
на началах действительной неприкосновенности
личности, свободы совести, слова, собраний
и союзов».Монарх как бы принимал на себя
обязательство не нарушать и охранять
провозглашённые права и свободы. Это
был, конечно, ограниченный, но всё же
первый в истории России акт о гражданских
свободах. Весь мир приветствовал эту
победу первой русской революции, и только
большевики проигнорировали Манифест,
объявив его ловушкой , пустым, формальным
актом.
Между
тем манифест провозгласил
Вторая палата ( Государственный
Совет) имела те же права,
что и Дума. Она рассматривала
все законопроекты, принятые
Эти конституционные акты привели к легализации политических партий и обострению межпартийной борьбы. I Государственная дума оказалась бесплодной и просуществовала семьдесят два дня, II- сто два дня. Монарх активно пользовался своим правом издания указов законодательного характера « во время прекращения занятий Государственной думы», а также правом роспуска Думы. Между Думой и Советом возникали разногласия, государственным Советом был отклонён ряд важных законопроектов, принятых Думой. Происходили частые смены главы и состава правительства, акты исполнительной власти стали занимать всё большее место среди источников конституционного права.
Развитие нового
Парламенту
предоставлялось право
Правовые же партии, черносотенцы (
« Союз русского народа») упорно настаивали
на незыблемости самодержавия как основы
формы правления, по существу, вообще
не хотели какого то ни было изменения
государственного строя. Напротив, левые
партии объявляли самодержавие пережитком
и главным препятствием демократизации
системы власти. Социал -демократы
выдвигали идеи однопалатного законодательного
собрания на основе всеобщего, равного
и прямого избирательного права, выборности
судов, замены армии вооружением народа,
отделения церкви от государства. Они
поддерживали передачу власти Учредительному
собранию, хотя в то же время большевики
бичевали Государственную Думу, называя
её лжепарламентом, и не признавали реальными
перемены в государственном строе.
Схожие с социал-демократами планы конституционно-
правовой реформы выдвигали эсеры.
Таким образом, страна
В ходе Февральской ( 1917г.) революции конституционная
монархия была легитимно свергнута. Император
Николай II специальным актом передал
власть брату Михаилу, который, в свою
очередь отрёкшись от престола, предоставил
решение вопроса о форме правления
будущему Учредительному Собранию. Депутаты
Государственной Думы сформировали Временное
правительство, которое провело политическую
амнистию, взяло под защиту гражданские
права и свободы. Были упразднены жандармерия,
полиция и цензура. Это правительство
последовательно проводило курс на
недопущение скатывания страны к диктатуре,
на проведение Учредительного Собрания.
Информация о работе Тенденции и проблемы развития Конституционного права в Российской Федерации