Взаимодействие органов местного самоуправления с предпринимателями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:04, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является разработка проекта по совершенствованию системы и направлений взаимодействия органов местного самоуправления с предпринимательскими структурами на примере муниципального образования «Уссурийский городской округ» с целью повышения уровня развития данной территории в современных экономических условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ
1.Правовые основы взаимодействия органов муниципального управления с предпринимательскими структурами
2.Правовое регулирование имущественных отношений между органами местного самоуправления и малым и средним бизнесом
3.Направления муниципальной политики в сфере взаимодействия с предпринимательством
2.ПРОЕКТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ
1.Актуальность и назначение проекта
2.Проект «Программы взаимодействия органов местного самоуправления с предпринимателями»
1.Цели и задачи проекта
2.Механизм и сроки реализации проекта
3.Обоснование эффективности проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ.doc

— 276.00 Кб (Скачать документ)

     5) образование координационных или  совещательных органов в области  развития малого и среднего  предпринимательства органами местного  самоуправления.

     Данный  перечень полномочий, согласно формулировке ч. 1 ст.11, не является закрытым, а называет лишь некоторые полномочия (т.к. их перечислению предшествует оборот «к полномочиям органов местного самоуправления относится …. в том числе»). Это означает, что органы местного самоуправления вправе реализовывать и иные полномочия, установленные как данным законом, так и иными законами (Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в т. ч. его ст. 17, Налоговым кодексом РФ3, Бюджетным кодексом РФ4 и т.д.).

     В частности, в этом перечне отсутствует  такое полномочие, как поддержка  субъектов малого и среднего предпринимательства. Данное полномочие закреплено иными  положениями Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства  в РФ» и осуществляется в рамках реализации муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 5 ст. 3). Более того, из указанной нормы вытекает, что реализация муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и есть поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны органов местного самоуправления.

     Ничего  не говорится в законе и о таком  полномочии, как предоставление налоговых  льгот по местным налогам. Вместе с тем право установления таких  льгот для различных категорий налогоплательщиков, в т.ч. для субъектов малого и среднего предпринимательства, вытекает из ч. 6 п. 4 ст. 12, п. 3 ст. 56, ч. 2 п. 2 ст. 387  Налогового кодекса РФ. Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов хотя и вводят ЕНВД на своей территории, устанавливают коэффициент К2 и 90 % этого налога поступает в местные бюджеты, однако они не вправе предусматривать для субъектов малого и среднего предпринимательства какие-либо льготы по уплате ЕНВД (ч. 3 ст. 246.26 НК РФ).

     Закон напрямую не выделяет прав и обязанностей органов местного самоуправления. Вместе с тем полномочия органов власти представляют собой не что иное, как двуединство прав и обязанностей. То есть, закрепление за муниципальными образованиями вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления по их реализации означает не только право действовать в определенных сферах определенным образом, но и обязанность выполнять соответствующие функции, в данном случае – создавать условия (оказывать содействие) для развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании.

     Таким образом, создание условий для развития (содействие развитию) малого и среднего предпринимательства является обязанностью органов местного самоуправления,  а правом является выбор тех или иных форм, способов, средств содействия малому и среднему предпринимательству.

     Регламентируя порядок деятельности органов местного самоуправления по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства, закон позволяет выделить те меры, которые они должны предпринять, и те меры, в отношении которых сохраняется их свобода усмотрения, т.е. дифференцировать права и обязанности.

     Так, из различных положений Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» вытекают следующие обязанности органов местного самоуправления:

     - принятие и реализация муниципальных  программ развития субъектов  малого и среднего предпринимательства;

     - определение порядка создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства (ч. 4 ст. 13);

     - ведение реестра субъектов малого  и среднего предпринимательства  - получателей поддержки, оказываемой  органами местного самоуправления (ст. 8);

     - представление (бесплатно) в федеральные  органы исполнительной власти, осуществляющие  функции по формированию официальной  статистической информации в  установленной сфере деятельности, документированной информации по  установленным формам, а также информации, полученной в связи с осуществлением ими контрольно-надзорных и других административных полномочий в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (ч. 4 ст. 5).

     Муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства определяются законом как нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются:

       а) перечни мероприятий, направленных  на достижение целей в области  развития малого и среднего  предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях,

     б) объем и источники их финансирования,

     в) органы местного самоуправления, ответственные  за реализацию указанных мероприятий, и ожидаемые результаты их деятельности5.

     Закон не устанавливает ни конкретных требований к таким программам, ни их периодичности, ни порядка разработки и принятия. Следовательно, определение всех этих параметров также должно осуществлять муниципальными правовыми актами.

     Из  закона следует, что оказание тех  или иных конкретных форм поддержки  субъектам малого и среднего предпринимательства  и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства, определение  условий и порядка оказания такой поддержки является правом органов местного самоуправления, которое реализуется посредством утверждения и исполнения муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 16).

     Вместе  ст. 18 и 19 закона дают основания утверждать, что имущественная и информационная поддержка должны оказываться органами местного самоуправления в обязательном порядке, поскольку в этих нормах говорится, что эти формы поддержки не «могут осуществляться» (как во всех других случаях), а «осуществляются». А вот вопрос о том, какие из возможных форм такой поддержки и в каком объеме будут применяться, остается все равно на усмотрение муниципальных властей.

     Закон закрепляет также в качестве принципа ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства (ч. 3 ст. 6). Вместе с тем, каких-либо конкретных положений об ответственности за решение данных вопросов местного значения, за состояние малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании не устанавливается. Здесь применяются общие механизмы ответственности (как в позитивном, так в негативном понимании). В т.ч. это может учитываться при оценке субъектами РФ эффективности деятельности органов местного самоуправления (ст. 18.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», введенная Федеральным законом от 18 октября 2007 г. № 230-ФЗ).

     Закон устанавливает также полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства (ст. 9 и 10 закона). При этом закрепляется, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут передавать в установленном законом порядке отдельные полномочия по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства органам местного самоуправления (ч. 2 ст. 10).

     Следует отметить, что к полномочиям субъектов  РФ отнесены, в частности:

     - поддержка муниципальных программ  развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

     - методическое обеспечение органов  местного самоуправления и содействие  им в разработке и реализации  мер по развитию малого и  среднего предпринимательства на  территориях муниципальных образований6.

     Органы  местного самоуправления обращаться в органы государственной власти субъектов с предложениями об оказании такой помощи. Второе из указанных полномочий относится также к компетенции федеральных органов государственной власти, поэтому органы местного самоуправления могут обращаться и в федеральные структуры (Минэкономразвития России, Минрегион России, прежде всего).

     К полномочиям федеральных и региональных органов государственной власти отнесено финансирование научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  по проблемам развития малого и среднего предпринимательства. Органы местного самоуправления вправе рассчитывать на информирование их о результатах соответствующих исследований.

     На  основании Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» можно выделить направления содействия органов местного самоуправления развитию малого и среднего предпринимательства, которые представлены на рисунке 1.

       

       
 

       
 
 

Рисунок 1 - Направления взаимодействия органов местного самоуправления и предпринимательства7 

     В целом, подводя итог данному разделу, можно сделать вывод, что на сегодняшний  день законодательно закреплены направления  взаимодействия органов местного самоуправления и предпринимательства. В то же время, в законах нет прямого, конкретного указания на формы реализации данных направлений. Более того, существуют коллизионные проблемы, связанные как с неурегулированностью некоторых вопросов взаимодействия местной власти и малого и среднего бизнеса, так и с трактовкой существующих нормативных понятий.

    1. Правовое регулирование имущественных отношений между органами местного самоуправления и малым и средним бизнесом

 

     Как уже отмечалось, органы местного самоуправления могут оказывать имущественную  поддержку малого и среднего предпринимательства.

     Имущественная поддержка, согласно ст. 18 закона, выражается в передаче во владение и (или) в пользование  муниципального имущества, в том  числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.

     Закон не определяет правовых форм такой  передачи имущества, они могут быть самыми различными, в т. ч.:

     - аренда (в соответствии с гл. 34 Гражданского кодекса РФ8), в т. ч. аренда земельных и лесных участков (в соответствии со ст. 22 и др. ст. Земельного кодекса РФ9, ст. 71 и др. ст. Лесного кодекса РФ10);

     - ссуда, или безвозмездное пользование  (гл. 36 Гражданского кодекса РФ);

     - лизинг (в соответствии с §  6 гл. 34 Гражданского кодекса РФ);

     - концессия (в соответствии с  Федеральным законом «О концессионных  соглашениях»11);

     - договор водопользования (в соответствии с гл. 3 Водного кодекса РФ12).

     Концессия выгодна тем, что права собственности  на имущество сохраняются за муниципальных  образованием, однако бремя его реального  содержания, в т.ч. создания и (или) реконструкции, ремонта переходит к пользователю, при этом в местный бюджет поступают платежи за пользование данным имуществом. Это позволяет привлечь инвестиции в создание и восстановление муниципального имущества и наладить эффективное управление им.

     В случае, если при органах местного самоуправления созданы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, передача прав владения и (или) пользования имуществом осуществляется с участием этих координационных или совещательных органов.

     При этом закон вводит ряд дополнительных требований к использованию переданного в порядке поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства имущества:

     - имущество должно использоваться  по целевому назначению;

     - запрещаются продажа  имущества,  переуступка прав пользования  им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.

     При нарушении этих запретов органы местного самоуправления вправе обратиться в  суд с требованием о прекращении прав владения и (или) пользования субъектами малого и среднего предпринимательства соответствующим муниципальным имуществом.

Информация о работе Взаимодействие органов местного самоуправления с предпринимателями