Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является всестороннее изучение жилищной политики в России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты жилищной политики;
проанализировать современное состояние жилищной политики;
проанализировать реализацию жилищной политики в России;
Введение ………………………………………………………………………………… 4
1. Государственная жилищная политика в России …………………………………... 5
1.1. Основные направления жилищной политики в период реформ ……………….. 14
2. Рынки жилья …………………………………………………………………………. 19
3. Приватизация жилья ………………………………………………………………… 21
3.1. Анализ приватизации жилья ……………………………………………………… 24
4. Источники и механизмы финансирования жилищного строительства ………….. 30
Заключение ……………………………………………………………………………... 31
Практическая часть …………………………………………………………………...... 33
Список использованных источников …………………………………………………. 34
В стране реализуется несколько программ жилищного строительства, основной из них является государственная целевая Программа "Жилище" 1993 года, которая предусматривала довести объемы жилищного строительства и ввода жилья в эксплуатацию к 1995 году до 50-56 млн. кв. метров, однако она не была полностью выполнена, срок ее реализации продлен до 2001 года.
29 марта 1996 года Президент Российской Федерации подписал Указ "О новом этапе реализации государственной целевой Программы "Жилище", в котором поставлены следующие задачи:
-
обеспечить возможность
- увеличить объемы и повысить качество жилищного строительства;
-
расширить права органов
Решение жилищной проблемы в России осложняется необходимостью обеспечить жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. С целью рационального регулирования потоков граждан, выезжающих из этих мест, 10 июля 1995 года принята Федеральная программа "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в которой предусмотрены два этапа решения этой проблемы, а также определены основные источники финансирования жилищного строительства: средства из федерального и муниципального бюджетов, из бюджета субъектов Российской Федерации северных территорий, личные средства северян, льготные кредиты, безвозмездные субсидии и др.
Принятие нового Жилищного кодекса ознаменовало собой новый этап развития жилищных отношений в России. Большинство норм ЖК РСФСР 1983 года уже давно устарело и не соответствовало стихийно развивающимся в русле рыночных преобразований жилищным отношениям. Реальность требовала соответствующего законодательного закрепления.
В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 2004 года проблема качества и доступности жилья поставлена на первое место среди других социально-экономических задач, затрагивающих, как подчеркнул Президент Российской Федерации, "практически каждого гражданина, каждую российскую семью"[2; 11].
В настоящее время приняты 3 составляющих оценки развития станы:
Два
первых показателя непосредственно
связаны с проблемой
Проблема повышения обеспеченности граждан жильем делится на две взаимосвязанные задачи:
Общий объем жилищного фонда России - 2,85 млрд. кв. м (19 млн. жилых строений). Однако из них:
- 62,1 процента старше 30 лет,
- 3,1 процента (88,7 млн. кв. м) - это ветхий и аварийный фонд, в котором проживают более 2,5 млн. человек;
Более 15 млн. человек проживают в панельных зданиях, построенных в 50-60 гг., около 40 млн. человек - в неблагоустроенных квартирах. Средняя обеспеченность жильем в России составляет 19,7 кв. м на человека. Это в 2-3 раза меньше, чем в развитых странах (например, Мадрид - 24, Париж, Лондон - 32, Стокгольм - 40 кв. м на человека)[1; 12].
Падение объемов строительства жилья связано с тем, что в условиях перехода к рынку доля капитальных вложений государства в данный сектор экономики сократилась с 85 процентов в конце 80-х годов до 20 процентов в настоящее время. При этом до сих пор не сформированы механизмы, обеспечивающие приток необходимого объема внебюджетных инвестиций. Главная причина - в административных и бюрократических барьерах, препятствующих внедрению рыночных механизмов в инвестиционно-строительную деятельность.
Велика зависимость инвесторов и строителей от местных администраций при выделении земельных участков под застройку. Требуют срочного решения проблемы, связанные с получением исходно-разрешительной документации (ИРД), согласованием и проведением экспертиз градостроительной и проектной документации. Не применяются конкурентные процедуры предоставления участков на торгах. От подачи заявки на предоставление земельного участка под строительство до утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию и государственной регистрации права на объект недвижимости проходит от 1,5 до 3,5 лет. В этом процессе может быть задействовано от 25 до 40 различных инстанций, в которых надо получить до 2 сотен подписей. Все это в конечном итоге приводит к удорожанию строительства и повышению цены продаваемого жилья. В настоящее время наблюдается устойчивый рост цен на жилье на первичном и вторичном рынках, например, только за 2004 год в регионах цены выросли на 26 процентов, а в Москве - на 45 процентов. Средняя цена на первичном рынке в 2-3 раза превышает себестоимость строительства. Цена на вторичном рынке приближается к цене на первичном рынке, что свидетельствует о дефиците жилья.
Система ипотечного жилищного кредитования разворачивается, но пока годовой суммарный объем кредитов - менее 10 млрд. рублей. Составной частью системы ипотечного жилищного кредитования являются надежные и прозрачные в финансовом отношении механизмы накопления средств гражданами в целях приобретения жилья. Однако при существующей законодательной базе возникающие во многих регионах России подобные схемы, в том числе схемы долевого участия в строительстве и жилищно-накопительные кооперативы, обладают повышенными рисками для граждан, поскольку отсутствуют механизмы, гарантирующие возвратность вложенных ими средств. Все это привело к тому, что:
-
состоят в очереди на
-
время ожидания в очереди на
получение социального жилья
малоимущими гражданами
- количество желающих улучшить жилищные условия составляет 61 процент (31,6 млн. семей);
- общая потребность в жилье составляет порядка 1,57 млрд. кв. м (55 процентов имеющегося фонда);
- за 2003 год улучшили жилищные условия 230 тыс. семей (0,7 процента желающих).
Из-за резкой дифференциации населения по уровню доходов решение жилищной проблемы для большинства желающих является более чем затруднительным. При этом в очереди стоят не только малоимущие, но и те, кто в состоянии самостоятельно с использованием кредита либо с частичной помощью государства приобрести жилье.
В жилищном законодательстве существуют несомненные пробелы, сдерживающие:
1) спрос на рынке жилья, в том числе:
- все еще достаточно высоки процентные ставки по ипотеке (11-13 процентов);
- высокие цены на жилье;
- смешанный состав очереди на получение социального жилья;
- высокие ограничения в области определения жилищных прав;
2) предложение на рынке жилья, в том числе:
-
большое количество
- отсутствие земельных участков с инфраструктурой и процедур доступа к этим участкам.
1.1. Основные направления жилищной политики в период реформ
Жилищная реформа, начатая в России в 1991г. с принятием Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», явилась неотъемлемой частью общих структурных преобразований, проводимых Правительством Российской Федерации в прошедшем десятилетии, и одним из приоритетных направлений государственной социально-экономической политики указанного периода.
Исходная
жилищная система, функционировавшая
в дореформенный период, характеризовалась
жестким государственным
В этих условиях в самом начале перехода к рыночным отношениям в жилищной сфере были намечены основные направления новой федеральной жилищной политики, которые нашли отражение в разработанном и принятом в 1992г. Законе Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики».
Принципиальные же положения долговременной государственной жилищной политики были впервые сформулированы в Государственной целевой программе «Жилище» (1993г.), определены ее цели и конкретные задачи. При этом предполагалось в ходе реализации Программы:
Однако в ходе практической реализации Программы в регионах России в 1993–1995гг. выявилась необходимость в поиске новых подходов к ряду проблем жилищной реформы, внесения в нее апробированных на практике многочисленных предложений, направленных на совершенствование системы финансирования, кредитования и налогообложения жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, сохранение и восстановление жилищного фонда за счет его реконструкции, а также уточнение ряда архитектурно-технических и градостроительных аспектов проводимой жилищной реформы.
В указанных Основных направлениях были намечены долгосрочные перспективы федеральной жилищной политики на период до 2000г. и установлены конкретные задачи на 1996–1997гг.
Целью нового этапа в реализации Программы «Жилище» определено было дальнейшее развитие долгосрочной государственной жилищной политики по проведению жилищной реформы и повышению ее социальной направленности.
Преобразование осуществлялось по следующим направлениям: