Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является всестороннее изучение жилищной политики в России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты жилищной политики;
проанализировать современное состояние жилищной политики;
проанализировать реализацию жилищной политики в России;
Введение ………………………………………………………………………………… 4
1. Государственная жилищная политика в России …………………………………... 5
1.1. Основные направления жилищной политики в период реформ ……………….. 14
2. Рынки жилья …………………………………………………………………………. 19
3. Приватизация жилья ………………………………………………………………… 21
3.1. Анализ приватизации жилья ……………………………………………………… 24
4. Источники и механизмы финансирования жилищного строительства ………….. 30
Заключение ……………………………………………………………………………... 31
Практическая часть …………………………………………………………………...... 33
Список использованных источников …………………………………………………. 34
В результате за период 1991–2001гг. была создана принципиально новая законодательно-нормативная база, определившая основные направления государственной жилищной политики и обеспечившая проведение реформ в жилищной сфере страны. Было разработано и принято более 260 законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности и сделками в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений[11; 17].
Формирование и реализация государственной политики, направленной на решение жилищной проблемы, в настоящее время определяется федеральной целевой программой "Жилище" 2002-2010 гг. Программа устанавливает основные количественные приоритеты:
В настоящее время Программа включает 9 подпрограмм:
1.
"Государственные жилищные
2.
"Обеспечение жильем граждан
Российской Федерации,
3. "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного фонда";
4.
"Реформирование и
5.
"Обеспечение жильем
6. "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации";
7. "Обеспечение жильем молодых семей";
8.
"Обеспечение жильем граждан,
выезжающих из районов
9. "Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан".
В
2004 году закончился первый этап этой Программы.
Прошедший трехлетний период можно
назвать предварительным
-
дефицит федеральных бюджетных
ассигнований на выполнение
-
отсутствие концентрации
-
отсутствие консолидации
-
слабое использование
-
отсутствие конкретных
Второй этап реализации Программы (2006-2010годы) предусматривал продолжение преобразований в жилищной сфере, а также реализацию комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1050 срок реализации федеральной целевой программы "Жилище" и входящих в ее состав подпрограмм продлен на период 2011 - 2015 годов.
При этом наряду
с ранее действующими подпрограммами
и мероприятиями федеральной
целевой программы "Жилище" добавились
новые направления жилищного
обеспечения, а также решения
проблем жилищно-коммунального
Опыт
реализации Программы "Жилище" позволяет
сделать вывод о том, что наиболее эффективное
использование средств федерального бюджета,
предназначенных для выполнения установленных
законом обязательств государства по
обеспечению жильем отдельных категорий
граждан, достигается, если эти средства
направляются в виде адресных целевых
субсидий, в форме государственных жилищных
сертификатов.
2. Рынки жилья
В условиях рыночной экономики жилье неизбежно приобретает рыночную стоимость и цену, в силу чего на территории муниципального образования формируется местный рынок жилья. Местный рынок жилья представляет собой систему экономических отношений субъектов, обеспечивающих перераспределение жилых помещений между собственниками. Этот рынок обеспечивает передачу прав собственности на жилищные объекты от одних юридических или физических лиц к другим [12; 19].
Особое значение для рынка жилья имеет его местоположение. Покупатель жилья приобретает вместе с ним определенный набор характеристик местности:
Принято разделять первичный и вторичный рынки жилья. Под первичным рынком понимается рынок нового жилья, вводимого в эксплуатацию. Под вторичным рынком понимается рынок жилья, освобождающегося по разным причинам: приобретение жилья на первичном рынке, переезд на другое место жительства, смерть и т. п. В условиях сокращения объемов нового жилищного строительства, снижения численности населения в России в целом и во многих муниципальных образованиях и активных миграционных процессов роль вторичного рынка жилья все более возрастает. Основная часть жилья приобретается гражданами в последние годы именно на вторичном рынке.
Рынки жилья различных муниципальных территорий характеризуются особенностями структуры спроса и емкости. Емкость рынка зависит от общей численности нуждающихся в улучшении жилищных условий и платежеспособности населения. При расчете емкости местного рынка жилья необходимо также учитывать выбытие из эксплуатации ветхого и аварийного жилья, а также перевод части жилых помещений в нежилые, особенно на первых этажах многоквартирных домов.
Ситуация на рынке жилья зависит от многих факторов. К основным факторам относятся:
- государственная и муниципальная политика, регулирующие вопросы распределения бесплатного жилья малообеспеченным группам населения, предоставления ссуд на приобретение жилья;
- наличие и развитость инфраструктуры, обслуживающей рынок жилья: агентства недвижимости, регистрационные и нотариальные конторы и т. п.;
- территориальные особенности: климатические условия, социальная стабильность, национальные традиции, криминогенная обстановка и т. п.
Особое
влияние на состояние рынка жилья
оказывает состояние жилищно-
Регулирование рынка жилья может осуществляться с помощью государственных и местных программ по следующим направлениям:
- политика
стимулирования предложения,
- политика стимулирования спроса, т. е. субсидирование потребителей жилья через различные инструменты (пособия, сертификаты и т. д.);
- административное ограничение квартирной платы.
Политика стимулирования предложения предполагает, что местные органы власти могут строить и обслуживать специальное жилье для бедных. Участие государства при этом может осуществляться несколькими способами.
Политика стимулирования спроса направлена на предоставление бедным семьям права свободного выбора жилища. Получаемые ими купоны могут использоваться для оплаты как нового, так и вторичного жилья, которое обычно дешевле.
Ограничение квартплаты — самый простой инструмент регулирования рынка жилья административными методами. Фактически речь идет о перераспределении доходов, передаче определенной суммы от домовладельцев каждому жильцу.
Эти
направления регулирования
1. Жилищная помощь, включающая различные меры для улучшения жилищных условий и снижения стоимости жилья для малоимущих граждан.
3. Приватизация жилья
После достижения 18 лет гражданин имеет право на приватизацию жилого помещения один раз, независимо от того, принимал ли он уже участие (например, с родителями) в приватизации жилого помещения до достижения 18 лет.
Можно
приватизировать жилые
Ведомственный
фонд - это государственный жилой
фонд, который находится в полном
хозяйственном ведении
Граждане, забронировавшие занимаемые жилые помещения, приватизируют жилье по месту бронирования жилых помещений [13; 22].
Если
государственные или
Это положение не должно применяться, если правопреемники изменивших форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации (п.6 Примерного положения о приватизации).
Например, предприятие изменило форму собственности - стало акционерным, - а потом построило новый жилой дом. Этого нового дома еще не было при передаче жилищного фонда и поэтому он не подлежит приватизации, поскольку принадлежит к частному жилищному фонду. Те же дома, которые имело это предприятие до акционирования, должны быть переданы с сохранением всех прав граждан, в том числе и права на приватизацию.
Не подлежат приватизации жилые помещения частного и общественного жилищных фондов.
Также не подлежат приватизации жилые помещения : [12; 22]