Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является всестороннее изучение жилищной политики в России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты жилищной политики;
проанализировать современное состояние жилищной политики;
проанализировать реализацию жилищной политики в России;
Введение ………………………………………………………………………………… 4
1. Государственная жилищная политика в России …………………………………... 5
1.1. Основные направления жилищной политики в период реформ ……………….. 14
2. Рынки жилья …………………………………………………………………………. 19
3. Приватизация жилья ………………………………………………………………… 21
3.1. Анализ приватизации жилья ……………………………………………………… 24
4. Источники и механизмы финансирования жилищного строительства ………….. 30
Заключение ……………………………………………………………………………... 31
Практическая часть …………………………………………………………………...... 33
Список использованных источников …………………………………………………. 34
Программы приватизации, принимаемые государственными органами различных уровней, могли бы быть более привлекательными и простыми, если бы в них использовалось большее количество методов приватизации. К сожалению, чаще проводилась линия на сужение сферы приватизации и ограничение ее форм.
Поскольку в ходе первого этапа приватизации не были решены задачи передачи предприятий в руки эффективных собственников, чековая приватизация не обеспечила заметного повышения эффективности производства.
Главная цель денежного этапа приватизации (начало 1.06.94) - переход прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных собственников.
Этот этап должен обеспечить выполнение трех стратегических задач :
1)
сформировать инвесторов, владеющих
значительными пакетами акций,
что повысит их
2)
обеспечить приватизируемые
3)
способствовать решению
К основным результатам денежной приватизации следует отнести :
1) выведение значительной части государственного имущества из под директивного управления государства и вовлечение его в рыночный оборот ;
2)
формирование основ рынка
4. Источники и механизмы финансирования жилищного строительства
Местными источниками финансовых ресурсов для жилищного строительства могут быть бюджетные средства, амортизационные отчисления, плата, взимаемая с населения на капитальный ремонт жилья, налоги на имущество, страховые платежи. Однако все эти источники крайне ограничены. Лишь немногие предприятия могут позволить себе строительство жилья для своих работников за счет собственных средств.
Одним из главных источников в настоящее время являются средства населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий. При этом денежные доходы большей части населения не позволяют приобретать жилье даже на вторичном рынке. Решением данной проблемы является использование различных кредитных механизмов, важнейшим из которых является ипотека. Ипотекой называется залог недвижимого имущества для получения кредита на приобретение жилья[12; 30]. Гражданин может заключить с банком или иным кредитным учреждением договор на получение кредита для приобретения жилья под залог имеющегося у него жилья. По ипотечному договору он может получить жилье в короткие сроки, однако собственником жилья станет только после погашения ссуды и выплаты процентов по ней. При невыполнении условий договора заемщик может лишиться жилья. Система ипотечного кредитования регулируется специальным федеральным законом.
Заключение
Существующая модель жилищной политики в современной России выстраивается в сложных условиях трансформации прежнего общественного строя, перехода на рыночную экономику, создания новой вертикали власти, серьёзных трудностей в экономическом развитии страны и недостаточно эфективно работающего законодательства; в такой ситуации остро встаёт вопрос о создании условий для эффективной социальной защиты граждан, включая и обеспечение их жильем, закрепленной в Конституции РФ и других законодательных актах;решение проблем социальной незащищённости российских граждан, явившейся следствием политических и социально-экономических изменений, произошедших в стране в 90-е гг. XX - начале XXI вв., и осознание ими необходимости отстаивать и защищать свои права, способствует целенаправленной организации взаимосвязи между властными структурами и институтами гражданского общества
Эффективность организации жилищной политики и инновационные изменения в ней способны оказать социализирующее воздействие на людей; социальное партнерство такого рода является важным аспектом жилищной политики и основой государственных программ для выработки тактических правил формирования и реализации дальнейшей стратегии сотрудничества властных структур с институтами гражданского общества с целью выработки согласованных решений и предотвращения конфликтов между ними.
Эффективность реализации любой политики, включая и жилищную, во многом, как известно, зависит от уровня развития экономики страны и состояния её бюджета. Без достаточных капиталовложений в строительство жилья и жилищно-коммунальную инфраструктуру трудно судить о справедливом обеспечении социальной защиты населения в этой сфере. При научно обоснованном, грамотном подходе к проблеме финансирования данной отрасли сама жилищная политика (как составная часть социальной, основой которой, в свою очередь, является социально-трудовая деятельность населения) может и должна оказывать большое положительное влияние на состояние бюджета, распределение финансов и развитие экономики страны.
При разработке общегосударственной стратегии жилищной политики как механизма перехода от плановой экономики к рынку, с точки зрения эффективности, необходима детализация самой её концепции. При этом следует максимально учитывать предпосылки её осуществления в условиях социо-культурных различий и неравенства. Такая модель должна основываться на жизненно важных отношениях партнёрства и социальной справедливости с непосредственным участием граждан в решении значимых для них проблем. В этой связи необходимо выделение факторов и средств, обуславливающих эффективность социального партнёрства в области жилищной политики. При выработке теоретического обоснования жилищной политики необходимо учитывать объединение усилий сторон (властных структур и институтов гражданского общества), направленных на решение её модернизационных проблем и снижение уровня конфликтности, а также - оценку социально-экономической политики с учётом выгод и издержек, связанных с её осуществлением. Для этого необходимо: изучить возможности и пути формирования государства и институтов гражданского общества в переходный период; формирование теоретической концепции и поиск наиболее приемлемой для России формы модернизации осуществляемых реформ в сфере жилья; модернизация жилищной политики на федеральном, региональном и местном уровнях и определение её предметной области, объектов её воздействия и субъектов осуществления; разграничение её полномочий в зависимости от типов регионов России, с точки зрения их готовности к её проведению модернизационных изменений; определение временных параметров, технологий и ресурсных возможностей проведения политики в сфере жилья для различных регионов страны на федеральном, региональном и местном уровнях; "выделение государственных институтов, ответственных за решение жилищных проблем, и определение их специфических функций, а также разработка направлений подготовки специалистов в сфере жилищной политики и модели её информационного обеспечения;"теоретическое осмысление организации граждан с различными степенями экономических возможностей и стимулирования их участия в решении социально значимых для них проблем; определение наиболее перспективных форм такого участия, а также изучение механизмов поддержки и стимулирования граждан.
Однако,
такая модель жилищной политики может
быть осуществлена на рациональной социально
политической основе, путём установления
правового и общественного