Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:29, контрольная работа
В современной науке и практике во многом преодолена концепция невмешательства государства в рыночную экономику. Стало очевидным, что только государство способно преодолеть так называемые «провалы» рынка и ввести экономические процессы в цивилизованное русло сочетания централизованного управления и рыночного саморегулирования. Разработка и проведение антимонопольной политики относятся к числу важнейших экономических функций современного государства. Данная функция характеризует не только деятельность тех государств, в которых уже имеется социально ориентированная рыночная экономика, но и тех, которые идут по пути строительства такой экономики, как, например, Россия.
Антимонопольное регулирование в рыночной экономике
2 Конкурентный и монопольный рынки
3. Государственное противодействие монополизму
4. Антимонопольное управление рынками имущественных объектов собственности
5. Государственная поддержка конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Воронежский Государственный Аграрный университет имени им. Петра I «
Кафедра Экономической теории и мировой экономики
Контрольная
работа по экономической
теории
на тему:
«Антимонопольное регулирование экономики»
Выполнила: студентка БФ-1-9
Воронеж 2011
План
1
Антимонопольное регулирование в рыночной экономике
2 Конкурентный и монопольный рынки
3. Государственное противодействие монополизму
4. Антимонопольное
управление рынками
5. Государственная
поддержка
Заключение
Список использованной
литературы
Антимонопольное регулирование в рыночной экономике
Введение
Во всех странах
в любых социально-
Не остаются вне влияния государства и рыночные процессы, для регулирования которых государство использует правовые, организационные, экономические механизмы, институты и инструменты. Программно-целевое планирование и управление также попадает в сферу государственного воздействия.
В современной науке и практике во многом преодолена концепция невмешательства государства в рыночную экономику. Стало очевидным, что только государство способно преодолеть так называемые «провалы» рынка и ввести экономические процессы в цивилизованное русло сочетания централизованного управления и рыночного саморегулирования. Разработка и проведение антимонопольной политики относятся к числу важнейших экономических функций современного государства. Данная функция характеризует не только деятельность тех государств, в которых уже имеется социально ориентированная рыночная экономика, но и тех, которые идут по пути строительства такой экономики, как, например, Россия.
1. Конкурентный и монопольный рынки
Рыночная экономика
способна эффективно функционировать
только в условиях наличия конкуренции
между участниками рынка: товаропроизводителями,
продавцами, предпринимателями, т.е. всеми,
кто поставляет и предлагает к
продаже свои товары. В более широком
плане конкуренция
Согласно общепринятому
определению конкуренция есть состязание,
соперничество между разными
производителями или
Теория конкуренции
и представления о ее роли в
регулировании рыночных цен и
рыночных отношений зародились несколько
сот лет тому назад в рамках
классической политической экономии.
Адам Смит впервые высказал утверждение
о ключевой роли конкуренции как
механизма автоматического
В дальнейшем представление
о конкуренции значительно
Совершенная конкуренция, именуемая также чистой, идеальной, подразумевает соблюдение следующих условий:
наличие на рынке столь большого количества конкурирующих продавцов однородного товара и его покупателей, что ни один из продавцов не обладает способностью навязывать свою «ценовую» волю покупателям, так как они могут приобрести тот же товар у других продавцов;
свободный вход на рынок и выход из него продавцов и покупателей (отсутствие ограничений для проникновения на рынок и уход с него);
отсутствие внешнего контроля над ценами и ценового принуждения;
доступность для
каждого участника рынка
Идеальный рынок, соответствующий
указанным условиям, представляет своеобразный
эталон, мысленную конструкцию, так
что совершенную конкуренцию
можно считать абстрактной
Несовершенная конкуренция,
как явствует из ее названия, представляет
вид конкурентной борьбы в условиях,
заметно отличающихся от тех, которые
характеризуют совершенную, чистую,
идеальную конкуренцию. Несовершенная
конкуренция разделяется на несколько
разновидностей, отражающих в основном
степень монополизации рынка, определяемую
количеством конкурирующих
Монополистическая конкуренция, наиболее близкая к совершенной, характеризуется достаточно большим количеством продавцов и покупателей, свободным входом на рынок и выходом из него. Основное отличие от совершенной конкуренции заключается в дифференцировании товаров, предлагаемых покупателям конкурирующими фирмами, представленными на рынке. Тем самым конкуренты способны привлекать покупателя не только ценой, но и отличительными свойствами, качеством товара, видами обслуживания.
Олигополистическая конкуренция имеет место на рынке, где представлено относительно небольшое количество независимых продавцов однородного товара, который может быть дифференцирован по видам, при значительном количестве покупателей. В условиях олигополистической конкуренции на каждого продавца может приходиться значительная доля рыночного товара, в связи с чем он способен занимать доминирующее положение, в определенной мере диктовать цены, ограничивать доступ на рынок новых конкурентов. Частным случаем олигополии является дуополия, имеющая место на рынке, где представлены товары двух конкурирующих продавцов, фирм.
Практическое отсутствие конкуренции характерно для рынков, где господствует чистая монополия, т.е. представлены товары одного продавца, не имеющие адекватных заменителей (товаров-субститутов). Проникновение конкурентов на монополизированные рынки чрезвычайно затруднено, в связи с чем государства, стремящиеся поддержать конкурентную рыночную ситуацию, активно борются с монополизмом.
Довольно часто приходится наблюдать конкуренцию, искаженную поведением реальных или потенциальных конкурентов, получившую название недобросовестной. Недобросовестная конкуренция наблюдается в форме отклонений от узаконенных, принятых правил и норм конкурентной борьбы. Недобросовестные конкуренты вступают в сговор, направленный против соперников, стремятся опорочить их, дискредитировать, используют ложную рекламу, прибегают к поддержке влиятельных лиц и организаций, устанавливают дискриминационные, иногда демпинговые цены. Недобросовестную конкуренцию в самых злостных формах называют хищнической.
Различают также виды конкуренции в зависимости от методов ее осуществления.
Ценовая конкуренция основывается на продаже товаров и услуг по ценам, более низким, чем у конкурентов, с целью привлечь покупателей. Относительное снижение цен достигается либо благодаря преимуществу в виде меньших издержек производства и обращения, либо за счет уменьшения рентабельности во имя увеличения объема продаж и вытеснения конкурентов. В отдельных случаях ценовая конкуренция осуществляется и путем временной продажи товаров по себестоимости при полной потере прибыли с тем, чтобы укрепить свои позиции на рынке и не допустить расширения поля действия конкурентов, а в последующем повысить цены.
Неценовая конкуренция
опирается преимущественным образом
на повышение качества продукции, товаров,
услуг при неизменных рыночных ценах
на них. Используются также расширение
ассортимента, оказание дополнительных
услуг. Особое значение в неценовой
конкуренции имеют маркетинг
в виде мер по продвижению продукции
на рынок и ее сбыту благодаря
активной рекламной кампании, стимулированию
продаж, привлечению покупателей. Основным
орудием неценовой конкуренции
служит снижение производственных затрат,
что позволяет увеличить
2. Государственное противодействие монополизму
В странах с рыночной экономикой государство заинтересовано в развитии конкуренции в ее форме, приближающейся к совершенной, чистой. Такая конкуренция побуждает соревнование между производителями, что ведет к росту качества производимых товаров и услуг, снижению издержек производства и обращения, стремлению к более полному удовлетворению потребностей населения. Возбуждая качественный и количественный рост производительных сил страны, пересекая границы национальной экономики и распространяясь на мировые рынки, конкуренция способствует укреплению экономического положения государства на мировой арене.
В то же время органы
государственной власти обладают ограниченными
возможностями управления конкуренцией,
включая ее стимулирование. В среде
товаропроизводителей и продавцов
товаров и услуг существует неистребимое
стремление к монополизму и
Приходится в то
же время отмечать, что некоторые
коррумпированные государственные
чиновники и даже органы способны
поддерживать неявно, а то и явно
монополистов в результате подкупа
или непосредственного участия
в монополистической
Распространение монополизма
в любых его формах приводит к
ощутимым потерям для государства
и общества, экономики и
монополисты способны
устанавливать высокие цены предложения
на свои товары при явно ограниченной
возможности покупателей
производители-монополисты не заинтересованы в развитии производства, повышении качества товаров и услуг, более полном удовлетворении потребностей покупателей, так как им не угрожают конкуренты, а высокую прибыль можно получать путем увеличения цен при ограниченном объеме производства;