Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:29, контрольная работа
В современной науке и практике во многом преодолена концепция невмешательства государства в рыночную экономику. Стало очевидным, что только государство способно преодолеть так называемые «провалы» рынка и ввести экономические процессы в цивилизованное русло сочетания централизованного управления и рыночного саморегулирования. Разработка и проведение антимонопольной политики относятся к числу важнейших экономических функций современного государства. Данная функция характеризует не только деятельность тех государств, в которых уже имеется социально ориентированная рыночная экономика, но и тех, которые идут по пути строительства такой экономики, как, например, Россия.
Антимонопольное регулирование в рыночной экономике
2 Конкурентный и монопольный рынки
3. Государственное противодействие монополизму
4. Антимонопольное управление рынками имущественных объектов собственности
5. Государственная поддержка конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей
Заключение
Список использованной литературы
По отношению к
этим видам монополий государство
редко проводит антимонопольную
политику или вообще не проводит ее.
Государственное регулирование
осуществляется на законодательной
основе либо путем предоставления лицензий
(чаще всего государственным
4. Антимонопольное
управление рынками
Наряду с рассмотренными
выше государственными мерами по ограничению
монополизма в производстве и
продаже массовых товаров необходимы
специальные меры государственной
антимонопольной деятельности применительно
к товарам, продаваемым на рынках
объектов собственности. Дело в том,
что крупные объекты
Антимонопольные меры
применительно к рынкам объектов
собственности видятся в
Развитию конкурентных начал должно способствовать улучшение механизма ценообразования на объекты собственности. Специфика рынка купли-продажи объектов собственности такова, что даже при наличии формально соблюдаемых условий конкурсной продажи или аукциона нет гарантии продажи объекта по реальной рыночной цене, так как рынок бывает весьма ограниченным (особенно при закрытом конкурсе) и невозможно предотвратить предшествующий рынку сговор нескольких его истинных и мнимых участников, имитирующих конкуренцию. При повсеместно применяемом английском аукционе, как, впрочем, и при голландском, влияние на установление рыночной цены оказывает стартовое объявление, зависящее от аукциониста.
Механизм свободного
рыночного ценообразования на основе
уравновешивания спроса и предложения
практически не работает на рынке
крупных объектов собственности, поэтому
государственное (независимое от агентов
рынка) регулирование цен на недвижимость
становится неизбежным. Необходимо предотвращать,
как правило, продажу объектов государственной
собственности по так называемой
балансовой стоимости, если даже она
исчислена с учетом переоценки основных
средств, так как балансовая стоимость
объекта обычно не отражает его рыночной
стоимости. Основным средством ценового
регулирования на рынках недвижимости
призвано стать государственное
установление ценовых ограничений
(коридора цен) под наблюдением
Столь же важно ввести
государственное регулирование
величины арендной платы, взимаемой
за аренду объектов государственной
и муниципальной собственности.
Установление арендной платы как
договорной цены по соглашению между
арендодателем и арендатором
не обеспечивает ее соответствия реальным
рыночным ценам. Желательно установление
государственных прейскурантов
арендной платы на типичные объекты
недвижимости с учетом видов объектов
(земельные участки, складские помещения,
помещения под офисы, жилая площадь
и др.) и их качественных параметров
(расположения, степени износа, продуктивности,
удобства использования и др.); подобные
прейскуранты призваны стать ориентирами
величины арендной платы. Немаловажную
роль играет государственное регулирование
величины арендной платы и платы
за предоставление государственного имущества
в концессию в зависимости
от характера использования
Отмеченная выше специфика рынка продаж и аренды объектов собственности стимулирует проявление скрытого монополизма, который трудно уловить непосредственно на рынке. Поэтому в антимонопольное управление рынками объектов собственности следовало бы включать предварительный контроль за концентрацией собственности определенного вида или разных видов в руках одного владельца. При этом имеется в виду концентрация как вещественных, материальных объектов собственности, так и купленных долей, паев, акций.
Особым направлением антимонопольного управления объектами собственности является установление аффилированных групп, тайных сговоров, картельных соглашений.
5. Государственная
поддержка
К антимонопольному управлению объектами собственности следует отнести ограничение или пресечение монопольных прав выдачи лицензий, титулов, официальных рекомендаций, заключений юридическими и физическими лицами, осуществляемой от имени государственных органов и используемой в целях принесения выгоды указанным лицам.
Говоря об управлении
конкуренцией на рынках со стороны
государства, следует иметь в
виду ограниченные возможности государственных
органов и тем более
Если подходить к проблеме конкуренции с этой стороны, то правомернее рассматривать ее как с точки зрения воздействия на процессы конкуренции, именуемого управлением конкуренцией, так и в равной, а то и большей мере с позиций развития возможностей субъектов хозяйственной деятельности участвовать в конкуренции, усиливать свое конкурентное положение на рынках.
При такой постановке
в центре внимания должна находиться
конкурентоспособность
В научной и учебной
литературе можно встретить разные
определения понятия «
Европейский форум
по проблемам управления предлагает
следующее определение: «Конкурентоспособность
— это реальная и потенциальная
возможность фирм в существующих
для них условиях проектировать,
изготовлять и сбывать товары,
которые по ценовым и неценовым
характеристикам более
Еще одна характерная
черта приводимого определения
заключается в том, что в нем
выделено влияние на конкурентоспособность
не только производства и сбыта, но
и проектирования товаров. Действительно,
уже в процессе проектирования, разработки
товаров, при определении их конструкции,
формы, состава закладываются
Характерно, что в
приводимом определении
Отметим к тому же,
что включение в определение
конкурентоспособности таких
Отдельные авторы включают
в определение
В более общем виде конкурентоспособность товара характеризуется как степень его соответствия требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами того же назначения, представленными на данном или других доступных рынках. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценой предложения на товар, устанавливаемой его продавцом. На конкурентоспособность товара влияют также мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, известность и популярность товара, конъюнктура рынка, колебания спроса, платежеспособность потребителей.
В предыдущем изложении,
говоря о конкурентоспособности, мы
имели в виду конкурентоспособность
товара и связанную с ней
Под конкурентоспособностью
страны понимается возможность, способность
этой страны соревноваться, противоборствовать
с другими странами в стремлении
удержать за собой и расширять
долю внутреннего и внешнего рынков,
на которых представлены и находят
устойчивый сбыт товары данной страны.
Конкурентоспособность страны зависит
от уровня конкурентоспособности
Конкурентоспособность
компания характеризует ее реальную
и потенциальную возможность
соперничать с другими
Конкурентоспособность проекта определяется его преимуществами в сравнении с аналогичными проектами, проявляющимися в основном в уровне достигаемой экономической и социальной эффективности, определяемом как отношение достигаемого эффекта к затратам на его получение.
Конкурентоспособность товара характеризуется прежде всего отношением качества товара к его рыночной цене в сравнении с величиной этого отношения для аналогичных по природе и назначению товаров, представленных на рынке другими производителями и продавцами. Конкурентоспособность товара предопределяется качеством, эффективностью его производства и продажи, совершенством технологии и организации производства, ориентацией на запросы потребителей, учетом платежеспособного спроса.
Все эти виды конкурентоспособностей
образуют своего рода иерархию, в которой
способность конкурировать на уровне
системы предопределяется конкурентоспособностью
входящих в нее подсистем. В то
же время каждый уровень обладает
собственными возможностями воздействия
на повышение