Антимонопольное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:29, контрольная работа

Описание

В современной науке и практике во многом преодолена концепция невмешательства государства в рыночную экономику. Стало очевидным, что только государство способно преодолеть так называемые «провалы» рынка и ввести экономические процессы в цивилизованное русло сочетания централизованного управления и рыночного саморегулирования. Разработка и проведение антимонопольной политики относятся к числу важнейших экономических функций современного государства. Данная функция характеризует не только деятельность тех государств, в которых уже имеется социально ориентированная рыночная экономика, но и тех, которые идут по пути строительства такой экономики, как, например, Россия.

Содержание

Антимонопольное регулирование в рыночной экономике
2 Конкурентный и монопольный рынки
3. Государственное противодействие монополизму
4. Антимонопольное управление рынками имущественных объектов собственности
5. Государственная поддержка конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

анти.docx

— 42.91 Кб (Скачать документ)

Выделение конкурентоспособностей на разных уровнях управления экономикой подчеркивает также специфику методов  управления конкурентоспособностью на каждом из уровней, своеобразие макроэкономического  и микроэкономического управления, способность к конкуренции страны, отраслей, регионов, компаний, производителей отдельных товаров и услуг.

Государственное управление конкурентоспособностью представляет организационно-распорядительное, экономическое, морально-психологическое воздействие  государственных органов на процессы разработки, изготовления, рыночного  обращения, потребления товаров  и услуг и участников этих процессов, осуществляемое с целью укрепления позиций на рынках, максимизации объема продаж, выручки от продаж, дохода, прибыли  посредством использования конкурентных преимуществ. В число конкурентных преимуществ входят более высокие в сравнении с конкурентами технический уровень и качество товаров и услуг, более низкие цены, издержки производства и обращения, включая трансакционные (посреднические, оформительские и другие косвенные расходы, связанные с заключением и осуществлением сделок).

Государственное управление конкурентоспособностью на макро- и  микроэкономическом уровнях, направленное на ее повышение, включает, соответственно:

финансирование научных  исследований, проектных, конструкторских, технологических разработок, опытного производства, испытаний в рамках государственных целевых программ научно-технического и технико-технологического развития;

участие государства  в профессиональной подготовке, повышении  уровня образования работников;

государственное участие  в поиске, распространении, передаче мирового опыта ведения производства я организации рыночных продаж;

государственное содействие освоению и применению ресурсосберегающих технологий производства и обращения  продукции;

управление качеством  товаров и услуг посредством  разработки и утверждения государственных  стандартов качества и сертификации продукции;

государственное способствование  продвижению товаров и услуг  отечественных производителей на рынки  сбыта, удержанию и расширению секторов рынка, защите от давления отечественных  и иностранных монополий.

Государство может  прибегать к мерам повышения  конкурентоспособности продукции, товаров, услуг путем стимулирования высокого качества, регулирования и  контроля параметров качества, установления налоговых ставок, таможенных пошлин, тарифов, способствующих усилению конкурентных возможностей отечественных товаропроизводителей. 

Заключение

Антимонопольная политика государства не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное  регулирование. Суть и смысл любой  антимонопольной политики состоит  в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать ее возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции. Именно сочетание этих двух подходов и составляет практически наиболее трудноразрешимую, меняющуюся в зависимости  от ситуации правовую и экономическую  задачу.

Система антимонопольного регулирования в России складывается с учетом богатого зарубежного опыта  в этой области, но имеет ряд существенных особенностей. Во-первых, она формируется  в условиях, когда в России устойчивые рыночные связи находятся лишь в  стадии становления, созданы только основы рыночной экономики, не преодолен  полностью государственно-административный монополизм. Неразвитость многих рыночных структур в России, отсутствие некоторых  из них усиливает нагрузку на систему  государственного антимонопольного регулирования. Задачи антимонопольного регулирования  в России шире, чем сохранение и  защита конкуренции, ее необходимо создавать  заново. Антимонопольное законодательство само по себе не создает систему  свободного предпринимательства и  конкуренции. Оно успешно может  действовать в условиях уже существующей конкурентной рыночной системы, защищая  и поддерживая последнюю.

Во-вторых, в России монополистическая деятельность включает не только деятельность хозяйствующих  субъектов, но и деятельность государственных  органов и органов местного самоуправления. Поэтому антимонопольное регулирование  в России распространяется и на деятельность всех этих субъектов. 

Список литературы

1. Государственное  регулирование рыночной экономики:  Учеб. пособие. – М. Дело. 2001. – 280 с. – (Сер. «Наука управления»).

2. Борисов Е.Ф.  Экономическая теория: Учебник. –  3-е изд. , перераб. И доп. – М.: Юрайт – здат, 2004. – 399 с.

3. Нуреев Р. М.  Курс микроэкономики. Учебник для  вузов. – М.: Издательская группа  НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 572 с.

4. Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 384 с. — (Высшее образование).

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://referat.ru

Информация о работе Антимонопольное регулирование экономики