Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:29, контрольная работа
В современной науке и практике во многом преодолена концепция невмешательства государства в рыночную экономику. Стало очевидным, что только государство способно преодолеть так называемые «провалы» рынка и ввести экономические процессы в цивилизованное русло сочетания централизованного управления и рыночного саморегулирования. Разработка и проведение антимонопольной политики относятся к числу важнейших экономических функций современного государства. Данная функция характеризует не только деятельность тех государств, в которых уже имеется социально ориентированная рыночная экономика, но и тех, которые идут по пути строительства такой экономики, как, например, Россия.
Антимонопольное регулирование в рыночной экономике
2 Конкурентный и монопольный рынки
3. Государственное противодействие монополизму
4. Антимонопольное управление рынками имущественных объектов собственности
5. Государственная поддержка конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей
Заключение
Список использованной литературы
монополизм порождает
неэффективное распределение
монополисты, увлеченные собственной выгодой, в минимальной мере озабочены интересами государства и общества, безжалостно вытесняют из производства и с рынка своих соперников;
монополизм подобно раковой опухоли способен разрастаться, включая в свою орбиту новых и новых участников, и по мере обретения силы сращиваться с аппаратом государственной власти, органами государственного управления, чиновниками разных уровней.
В связи с подобными
негативными проявлениями монополизма
практически все государства
вынуждены проводить
Государственное антимонопольное
регулирование в виде запретов осуществления
монопольного производства и продажи
товаров возникло более полутора
тысяч лет тому назад. В качестве
основного инструмента
Принятый в США в 1914 г. Закон Клейтона шагнул значительно дальше в государственном противостоянии монополизму. Этот закон запретил ценовую дискриминацию потребителей, поглощение одной корпорацией других путем приобретения их активов, создание переплетающихся директоратов нескольких компаний, иные способы ослабления конкуренции. В дальнейшем действие Закона Клейтона было усилено и расширено введением поправок. Антимонопольное законодательство вошло в практику государственного регулирования многих стран мира.
В советской экономике проблеме антимонопольного регулирования не уделялось внимания, так как, с одной стороны, существовала глобальная государственная монополия и отсутствовал свободный конкурентный рынок, а с другой — монополизму предприятий препятствовал государственный план. Что же касается конкуренции, то ее стремились заменить так называемым социалистическим соревнованием между товаропроизводителями за высокие результаты производства.
Проведение рыночных
преобразований и становление свободного
рынка товаров и услуг в
России значительно активизировали
государственную
С 2004 г. Федеральная
антимонопольная служба как главный
государственный орган
Одной из серьезных
трудностей преодоления монополизма
в мире служит выявление и доказательство
его наличия, умело скрываемого
самими монополистами под маской
законности. Исключительно трудно установить
однозначно определяемые и четко
фиксируемые критерии, в соответствии
с которыми деятельность организации,
компании следует считать
В теории и практике
антимонополистического государственного
регулирования используется понятие
«доминирующее положение на рынке»,
относящееся к субъектам
К злоупотреблению
своим доминирующим положением на рынке
относят все виды деятельности хозяйствующих
субъектов, которые приводят к ограничению
конкуренции посредством
Совершенствование
практики антимонопольного регулирования
в развитых странах проявилось в
последнее время при
Аффилированные (взаимозависимые) лица — это любые физические и юридические лица, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия и экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. К ним относятся следующие категории лиц:
лицо, участвующее в имуществе другого, если доля такого участия составляет более 20%;
физическое лицо,
подчиняющееся другому
лица, состоящие в родственных отношениях (супруги, родители — дети; братья — сестры).
Отношения аффилированных
лиц могут быть имущественными; договорными;
организационно-
Антимонопольное государственное регулирование призвано препятствовать, не допускать недобросовестную конкуренцию на рынке, к проявлениям которой относят:
— опорочение конкурентов путем распространения ложных сведений о них;
распространение заведомо искаженной информации о потребительских свойствах и качестве товаров;
незаконное использование прав на интеллектуальную собственность, торговые марки, фирменные знаки;
разглашение сведений, информации, составляющей коммерческую тайну, без согласия владельцев информации.
Государственные органы,
отвечающие за антимонопольную деятельность,
обладают значительным арсеналом средств
борьбы с монополистами и
обязательные для
исполнения, директивные предписания
хозяйствующим субъектам о
принудительное разделение монопольных структур, выделение из их состава самостоятельных, независимых организаций, подразделений;
расторжение или изменение договоров, соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству:
наложение штрафов,
принятие санкций, мер административной
ответственности за нарушение правил
и норм, предусмотренных
принудительный роспуск организаций-монополистов.
Несмотря на наличие столь обширных видов государственного антимонопольного воздействия, их практическая реализация затруднена ярым противодействием со стороны монополистов. Антимонопольная деятельность государства должна носить непрерывный характер, так как монополистические структуры находят новые пути и способы возрождения подавленных монополистических проявлений.
3. Государственное
регулирование естественных
При всей нежелательности и даже вредности монополий в экономике, функционирующей на рыночных началах, они в определенной мере неизбежны, а в какой-то степени даже естественны, имманентно присущи экономике. Сферы экономической деятельности, по объективным причинам исключенные из зоны действия рыночной конкуренции, именуются естественными монополиями. Наличие естественных монополий оправдывается либо практической невозможностью создания конкурентного рынка данного товара (в условиях, например, когда монополист обладает авторским правом и не желает передавать его другим лицам), либо экономической нецелесообразностью создания конкурирующих производств (например, в виде прокладки параллельных магистральных газопроводов).
В ряде случаев естественные
монополии возникают, когда организация,
компания овладевает способами производства
данного вида товаров и услуг
с минимальными издержками производства
и обращения, что позволяет ей
в течение определенного
К объектам естественной монополии относят, например, добычу многих видов полезных ископаемых, отдельные виды транспорта и транспортных коммуникаций, существующих в единственном варианте, производство и продажу наиболее опасных видов вооружений, ядовитых веществ, уникальные каналы и средства связи.
В соответствии с
Федеральным законом РФ «О естественных
монополиях» к категории
— транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам;
услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
железнодорожные перевозки;
услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Хотя крупные естественные монополисты находятся на виду у государства и общества, это не мешает им в условиях свободного рыночного ценообразования поднимать цены на производимые товары и предоставляемые услуги. Подобная ценовая политика естественных монополистов особенно опасна тем, что распространяет свое действие на обширное количество потребителей, включая население. Взвинчивая цены на сырье, энергию, естественные монополисты порождают волну ценового роста, охватывающую материалы, полуфабрикаты, конечную продукцию, услуги, издержки производства которых во многом зависят от стоимости сырья и энергии.
Отсюда следует обязательность государственного регулирования естественных монополий. К числу самых распространенных в современной российской экономике способов государственного регулирования деятельности естественных монополий относятся:
установление государственными
антимонопольными органами цен и
тарифов на товары и услуги естественных
монополий или ценовых
обязательное обслуживание
ограниченного контингента
дифференциация цен
и тарифов на товары и услуги естественных
монополий в зависимости от категории,
общественного положения
В тех областях производственно-экономической
деятельности, где монополия неизбежна,
государство прибегает не только
к надзору и регулированию, но
и к непосредственному
Особую часть естественных
или, точнее, близких к естественным
монополий образуют государственные
монополии, функционирующие в области
формирования экономической политики,
регулирования денежного