Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:33, курс лекций
Юридические аспекты налогообложения, понятие налоговых рисков, возможность нахождения законного компромисса между лицами с разными налоговыми интересами рассматривает налоговое законодательство. Его основополагающие источники – Конституция РФ и Налоговый кодекс РФ. Однако налоговое законодательство тесно связано с бюджетным, гражданским, административным, уголовным законодательством. Весьма актуальны подзаконные нормативные акты, носящие разъяснительный характер, и судебные решения, создающие налоговые прецеденты и в дальнейшем соответствующие налоговое законодательство, а значит, и систему права.
Особенности | Виды налога | ||
Федеральные | Региональные | Местные | |
Порядок установления | |||
Порядок введения в действие и прекращения действия | |||
Порядок отмены | |||
Территория | |||
Принадлежность к бюджету |
Литература:
1. НК РФ;
2. Налоговое право: практикум/ под ред. А.Н. Козырина. – М.: Норма, 2009. – 240с.
3.
Налоговое администрирование:
учебное пособие/
М.А. Невская, М.А.
Шалагина. М.: Издательство
«Омега –Л», 2009.-250с.
Раздел
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О НАЛОГАХ И
СБОРАХ
Тема:
Налоговые органы.
Федеральная налоговая
служба
План:
Статьей 30 НК РФ установлено, что налоговые органы составляют единую систему контроля. В эту систему входят:
Права налоговых органов
Эти права предусмотрены не только в специальной ст.31 НК, но и разбросаны в целом по НК, кроме того, предусмотрены в действующем специальном Законе «О налоговых органах Российской Федерации», который есть не что иное, как тот самый базовый закон 1991 года «О Государственной налоговой службе в РСФСР», но только в новой редакции 1999 года. Таким образом, права налоговых органов велики по объему и среди них есть существенные, важные права, есть малозначительные. Но всю эту группу полномочий можно классифицировать определенным образом.
Первая группа полномочий – полномочия налоговых органов в сфере правового регулирования вопросов налогообложения. Речь идет о праве налоговых органов издавать акты по вопросам налогообложения. Это могут быть нормативные акты, индивидуальные акты.
Вторая группа полномочий – права налоговых органов в сфере исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налога. Это право на бесспорное списание сумм недоимок и пени, а также право на обращение в суд с исками для взыскания сумм налогов и пени за счет имущества налогоплательщиков.
Третья группа прав – права налоговых органов в сфере осуществления налогового учета. Именно налоговые органы осуществляют налоговый учет и определяют порядок осуществления этого учета, в том числе утверждают формы заявления о постановке на налоговый учет, порядок заполнения этих форм и т.д.
Четвертая группа прав налоговых органов – это права в сфере осуществления налогового контроля. Это наиболее многочисленная группа полномочий. Сюда входят:
Право проведения налоговых проверок (выездных и камеральных).
Право привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков и понятых.
Пятая
группа полномочий
– права налоговых органов в сфере применения
мер государственного принуждения и привлечения
к ответственности. В данном вопросе налоговые
органы имеют право привлекать к ответственности
лиц, совершивших налоговые правонарушения,
а также выполнять ряд действий, которые
являются ничем иным, как мерами государственного
принуждения
Обязанности.
1. Соблюдать налоговое законодательство.
2. Осуществлять
контроль за соблюдением
3. Учет налогоплательщиков.
4. Налоговым
органам вменено в обязанность
проводить разъяснительную
5. Обязанность
осуществлять возврат или
6. Обязанность соблюдения налоговой тайны.
7. Налоговые
органы обязаны направлять
8. Поскольку
налоговый орган – это не
правоохранительный орган, а
Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Контрольные вопросы:
Литература:
1. НК РФ;
2. Налоговое право: практикум/ под ред. А.Н. Козырина. – М.: Норма, 2009. – 240с.
3.
Налоговое администрирование:
учебное пособие/
М.А. Невская, М.А.
Шалагина. М.: Издательство
«Омега –Л», 2009.-250с.
Раздел
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О НАЛОГАХ И
СБОРАХ
Тема:
Правовое регулирование
организации налогового
законодательства
План:
Конституция российской Федерации определяет исходное начало налогового законодательства – обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.57)
Налоговый кодекс РФ занимает ведущее место в системе источников налогового права и обладает наибольшей юридической силой в иерархии законодательства о налогах и сборах. Все иные федеральные, региональные, и муниципальные нормативные акты о налогах и сборах могут быть приняты только при условии их соответствия НК РФ.
Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей. Часть первая (общая) устанавливает: законодательство и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах; систему налогов и сборов в Российской федерации; правовой статус участников налоговых правоотношений; общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов; порядок оформления и подачи налоговой декларации; основы налогового контроля; виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение; процедуры обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц. Часть вторая (специальная) регулирует порядок введения и взимания конкретных видов налогов и сборов.
Налоговый
кодекс РФ рассчитан на применение
в качестве нормативного правового
акта прямого действия, исключающего,
как правило, детализацию или разъяснение
подзаконными нормативными актами.
Нормативные правовые акты по вопросам налогообложения в зависимости от уровня компетенции подразделяются на:
Международные договоры по вопросам налогообложения являются составной частью законодательства о налогах и сборах Российской федерации. Статья 7 НК РФ закрепляет приоритет норм международных договоров над нормами российского законодательства о налогах и сборах: «»Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотрены настоящим Кодексом и принятым в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налога и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации».
Большое значение для целей налогообложения имеют общие и специальные соглашения об избежание двойного налогообложения доходов и имущества, о предотвращении уклонения от налогообложения, об обмене информацией. Такого рода международного соглашения заключены Российской Федерацией с более чем 70 странами (а всего их около 200).
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.