Лекции по "Налоговому законодательству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:33, курс лекций

Описание

Юридические аспекты налогообложения, понятие налоговых рисков, возможность нахождения законного компромисса между лицами с разными налоговыми интересами рассматривает налоговое законодательство. Его основополагающие источники – Конституция РФ и Налоговый кодекс РФ. Однако налоговое законодательство тесно связано с бюджетным, гражданским, административным, уголовным законодательством. Весьма актуальны подзаконные нормативные акты, носящие разъяснительный характер, и судебные решения, создающие налоговые прецеденты и в дальнейшем соответствующие налоговое законодательство, а значит, и систему права.

Работа состоит из  1 файл

лекции по налоговому законодательству.doc

— 488.50 Кб (Скачать документ)

    Поручительство  может быть прекращено в следующих  случаях:

    • При прекращении обеспеченного им обязательства по уплате налога (сбора);
    • При изменении обязательств по уплате налога (сбора),
    • Влекущем увеличение ответственности либо иные неблагоприятные последствия для поручителя, без согласия последнего;
    • По истечении указанного в договоре поручительства срока, на который оно дано. Если такой срок не установлен и налоговые органы в течении одного года со дня наступления срока исполнения обеспеченного поручительством обязательства по уплате налога не представят иска к поручителю, то поручительство прекращается;
    • В иных случаях, предусмотренных законодательством.

    В зависимости от суммы поручительства договор поручительства может быть оформлен как непосредственно налоговым органом, в который поданы заявления, так и при согласовании договора в ФНС России. Так, налоговые органы самостоятельно рассматривают и оформляют поручительство в соответствии с гражданским законодательством РФ договором между налоговым органом и поручителем, если сумма поручительства не превышает 20 млн. рублей. Если сумма поручительства больше 20 млн. рублей, то договор поручительства, подписанный обеими сторонами, направляется на рассмотрение и согласование в ФНС России.

    Для рассмотрения указанного договора в  ФНС России необходимо направить  следующие документы:

    • Договор поручительства;
    • Справку налогового органа по месту учета налогоплательщика о состоянии расчетов поручителя с бюджетами по налогам, сборам, взносам;
    • Информацию об уплате текущих платежей поручителем с начала года;
    • Информацию об уплате текущих платежей налогоплательщиком с начала года;
    • Пояснительную записку налогового органа о целесообразности заключения договора поручительства.

       После рассмотрения возможности заключения договора поручительства налоговые  органы сообщают свое решение  поручителю и налогоплательщику в течении  одной недели после поступления  заявления.

       Налоговые органы отказывают в заключении договора поручительства в случаях если:

    • У поручителя имеется задолженность по налогам, сборам, пеням, штрафам, платежам во внебюджетные фонды;
    • У налогового органа имеются достаточные основания полагать, что налогоплательщик может  предпринять меры по уходу от налогообложения в результате договоренности с поручителем.  
  1. Пеня.

    Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещение товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

    Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и не зависимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

    Пеня  начисляется за каждый календарный  день просрочки исполнения обязанности  по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах  дня уплаты налога или сбора.

    Не  начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не смог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. Подача заявления о предоставлении отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащего уплате.

    Пеня  за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы  налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей  в это время ставке рефинансирования ЦБ РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

    Пени  могут быть взысканы принудительно  за счет денежных средств налогоплательщика  на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика  в порядке, предусмотренном НК РФ. Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц – в судебном порядке.

    Если  налогоплательщик своевременно не исполняет  своих обязанностей по уплате, то налоговый  орган направляет ему соответствующее  требование.

    Форма требования об уплате пени утверждена приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. №САЭ-3-19/825@ «Об утверждении форм требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, а также документов, используемых  налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему РФ.

    В требовании об уплате пени должны содержаться  следующие сведения:

    • Наименование налогового органа;
    • ИНН, код причины постановки на учет (КПП);
    • Номер требования;
    • Дата, на которую начислены пени;
    • Указание на то, что налоговый орган ставит налогоплательщика в известность о том, что за ним числится задолженность по пеням;
    • Сумма задолженности;
    • Предложение провести сверку расчетов начисленных пеней до наступления срока уплаты, указанного в требовании;
    • Иные сведения.

    Пени  могут быть взысканы принудительно  за счет денежных средств налогоплательщика  на счетах в банке либо за счет иного его имущества. Так, взыскание пеней за счет денежных средств на счетах в банке производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств. Решение о взыскании производится после истечения срока. Установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

    Взыскание пеней за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя (либо его заместителя) налогового органа путем направления в течении трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю. При этом исполнительные действия должны быть совершены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему постановления.

Контрольные вопросы:

  1. Укажите, что представляют собой пеня?
  2. В каком порядке осуществляется принудительное взыскание пеней?
  3. Из-за технической ошибки бухгалтера организация, являясь налоговым агентом, не исчислила, не удержала у физических лиц – работников организации и не перечислила налог на доходы физических лиц в полном объеме. Может ли налоговый орган взыскать с такой организации неудержанную сумму налога и соответствующую ей сумму пени?
  4. Что представляет собой залог имущества?
  5. В каких случаях применяется в качестве способа исполнения обязанности по уплате налога поручительство?

    Литература:

  1. НК РФ части первая и вторая;
  2. Налоговое право: практикум/ под ред. А.Н. Козырина. – М.: Норма, 2009. – 240с.
  3. Налоговое администрирование: учебное пособие/ М.А. Невская, М.А. Шалагина. М.: Издательство «Омега –Л», 2009.-250с.
  4. Налоговый контроль в Российской Федерации: учебное пособие/ А.З.Дадашев, И.Р. Пайзулаев. – М.: КНОРУС, 2009.-128с.
 

РАЗДЕЛ 3. ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И  СБОРОВ

Тема: Приостановление  операций по счетам в банке организаций и индивидуальных предпринимателей, арест имущества 

План:

  1. Приостановление операций по счетам в банке организаций и индивидуальных предпринимателей.
  2. Арест имущества.
 
  1. Приостановление операций по счетам в банке организаций  и индивидуальных предпринимателей.

    Порядок приостановления операций по счетам в банке организаций и индивидуальных предпринимателей установлен ст. 76 НК РФ.

    Приостановление операций по счету  – это прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых  в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

    Решение о приостановлении операций налогоплательщика  – организаций по его счетам в  банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, напрвившего требование об уплате  налога, в случае неисполнения налогоплательщиком – организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога. В этом случае решение о приостановлении операций налогоплательщика – организации по его счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога.

    Решение о приостановлении операций налогоплательщика  – организаций по его счетам в  банке может быть принято и  в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в течении 10 дней после истечения срока  для подачи декларации. В данном случае налогоплательщик, подавший декларацию после принятия решения о приостановлении операций по счетам в банке, имеет право на отмену указанного решения. Решение отменяется налоговым органом не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговой декларации.

    Для приведения своего решения в силу налоговый орган передает его  в соответствующий банк.  Передача может осуществляться как на бумажном носителе, так и в электронном  виде. Решение должно быть вручено представителю банка под расписку.

    Порядок направления в банк решений о  приостановлении операций по счетам в банке и об отмене приостановления  операций по счетам налогоплательщика  установлен приказом  ФНС России от 3 ноября 2004 г. № САЭ – 3 – 24/21@ «Об утверждении Порядка направления в банки решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и решения об отмене приостановления операций  в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

    В названном приказе закреплено правило  о том, что в целях оперативного доведения до банков решения о приостановлении операций по счетам, контроля за безусловным исполнением банками данного решения, предупреждения открытия организацией – должником новых счетов в банках налоговые органы в праве направить в электронном виде решение о приостановлении операций в банки. При этом участниками электронного обмена  по телекоммуникационным каналам связи при направлении в банки решений о приостановлении операций являются:

  • Налоговый орган по месту учета налогоплательщика;
  • МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;
  • УФНС России по субъекту РФ;
  • Кредитные организации;
  • Специализированный оператор связи, который предоставляет услуги по электронному документообороту между налоговыми органом и банком.

   Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика – организаций в банке подлежит безусловному исполнению банком. Это решение действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.

   Для того чтобы приостановить операции по счетам в банках, налоговые органы по месту учета налогоплательщика  должны выполнить следующие действия:

  • Сформировать решение о приостановлении операций в электронном виде для каждого из банков, где имеются счета налогоплательщика, в отношении которых принято решение о приостановлении операций. Формирование осуществляется на основе данных, которые содержаться непосредственно в решении о приостановлении операций на бумажном носителе;
  • заверить  решение о приостановлении операций электронной цифровой подписью (ЭЦП);
  • отправить решение о приостановлении операций в вышестоящие налоговые органы;
  • проконтролировать отправку решения по электронному журналу регистрации;
  • проконтролировать наличие протокола приема на каждое отправленное решение о приостановлении операций.

Информация о работе Лекции по "Налоговому законодательству"