Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:33, курс лекций
Юридические аспекты налогообложения, понятие налоговых рисков, возможность нахождения законного компромисса между лицами с разными налоговыми интересами рассматривает налоговое законодательство. Его основополагающие источники – Конституция РФ и Налоговый кодекс РФ. Однако налоговое законодательство тесно связано с бюджетным, гражданским, административным, уголовным законодательством. Весьма актуальны подзаконные нормативные акты, носящие разъяснительный характер, и судебные решения, создающие налоговые прецеденты и в дальнейшем соответствующие налоговое законодательство, а значит, и систему права.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, их представителей, имеют обратную силу.
Налоговую систему любой страны характеризуют экономические показатели: налоговый гнет, соотношение прямых и косвенных налогов, а также соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли. Кроме того, налоговые системы раскрываются через те или иные типы налогообложения.
Налоговый гнет (налоговое бремя) – это отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту, которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета.
На государственном уровне сумм налогов обычно сопоставляется с валовым внутренним продуктом (ВВП). В Росси в последние пять лет это отношение находится в пределах 30-34 %. Есть и другой показатель – полная ставка налогообложения, - в которой показывает, какая часть добавленной стоимости, полученной в процессе производства и реализации товаров и услуг, изымается в бюджет (в России оценивается в 10-45?%).
Соотношение прямых и косвенных налогов – это показатель, который также отличает налоговую систему одной страны от другой.
Соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли – это другой экономический показатель, характеризующий налоговую систему. Величина этого показателя в странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) составляет 12:1, в России – примерно 2:1.
Особенности налоговых систем также связывают с преобладанием в них тех или иных типов налогообложения. Для налоговой системы нашей страны характерно пропорциональное налогообложение (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, и др.). В меньшей степени применяются прогрессивное ( налог на имущество физических лиц) и регрессивное (ЕСН) налогообложение.
Налоговая
система государства
Технические решения по реализации этих факторов охватывают три формы взаимоотношений бюджетов различных уровней.
Основные направления налоговой политики на 2009г. и на плановый период 2010 и 2011 гг. связаны:
Конкретные среднесрочные мероприятия в рамках реформирования налоговой системы затрагивают:
Контрольные вопросы:
Литература:
1. НК РФ;
2. Налоговое право: практикум/ под ред. А.Н. Козырина. – М.: Норма, 2009. – 240с.
3.
Налоговое администрирование:
учебное пособие/
М.А. Невская, М.А. Шалагина.
М.: Издательство «Омега
–Л», 2009.-250с.
РАЗДЕЛ
3. ОБЯЗАННОСТИ ПО
УПЛАТЕ НАЛОГОВ И
СБОРОВ
Тема:
Общий порядок исполнения
налоговой обязанности
План:
1. Понятие налоговой обязанности.
2. Признание
налоговой обязанности
3. Признание
налоговой обязанности
1. Понятии налоговой обязанности.
Налоговая
обязанность по смыслу НК представляет
собой конституционную
Налоговая
обязанность возникает с
Так
вот, обстоятельствами, с которыми налоговое
законодательство связывает возникновение
налоговой обязанности, являются следующие:
Во-первых, это наличие объекта конкретного
налога или сбора.
Во-вторых, это наличие непосредственной
связи между этим объектом и субъектом
(налогоплательщиком). И именно с наличием
этой непосредственной связи налоговое
законодательство связывает возникновение
налоговой обязанности. Например, у физического
лица арендные отношения не порождают
уплату земельного налога, а порождают
только отношения, которые являются отношениями
собственности по уплате налога. Это как
раз пример того, что между объектом и
субъектом должна быть связь, которая
порождает налоговые отношения, и у каждого
налога эта связь будет специфическая.
Наконец, третье обстоятельство – это наступление срока уплаты сбора или налога. Только когда все эти три обстоятельства существуют одновременно, только тогда и возникает налоговая обязанность по уплате конкретного налога или сбора. Сроки уплаты налогов или сборов определяются различными способами и впервые НК определил эти способы. В ст.57, п.3 даны способы определения сроков уплаты налогов или сборов, в том числе это может быть календарная дата (это самый простой вариант), например, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Это самый примитивный пример определения сроков уплаты.
Следующий
способ – это истечение периода
времени: года, квартала, месяца, декады,
недели или дня. Тоже очень часто
применяется: скажем, в течение 5 дней
после сдачи квартальной
Далее
таким способом может выступать
указание на какое-то событие или
указание на действие, которое должно
быть совершено. Такими случаями события
или действия могут быть ситуации,
связанные, как правило, с гражданином.
Например, уплата налога на имущество,
переходящее в порядке наследования, дарения,
сопряжена с определенным сроком, связанным
с событием или действием.
2.Признание налоговой обязанности исполненной.
Налоговая обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным нормативным правовым актом о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога и сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату этого налога и (или) сбора.
Налоговая обязанность, как и любая друга, прекращается ее надлежащим исполнением. Исполнением налоговой обязанности считается уплата налога в полной сумме и в установленный срок. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов и сборов досрочно. Согласно п. 3 ст.44 НК РФ основанием для прекращения налоговой обязанности также считается наступление одного из следующих обязательств:
Обязанность
считается исполненной с момента
предъявления в банк поручения на
уплату соответствующего налога при
наличии достаточного денежного
остатка на счете налогоплательщика,
а при уплате наличными денежными средствами
– с момента внесения суммы в счет
уплаты налога в банк или кассу органа
местного самоуправления, либо организацию
связи федерального органа исполнительной
власти, уполномоченного в области связи
(ФГУП «Почта России»).
Налог не признается уплаченным в следующих случаях:
Контрольные вопросы: