Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 15:56, курсовая работа
Наиболее важное место в системе источников финансового права занимают кодексы, т.е. законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующие определенный круг общественных отношений. Как инструмент реализации основных задач в области налоговой политики особую значимость приобретает Налоговый кодекс РФ - систематизированный законодательный акт, призванный обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем налогового права, В Налоговом кодексе РФ действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, перерабатываются в соответствии с выбранными приоритетами и направлениями развития налоговой системы, приводятся в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Понятие и классификация источников финансового права………………..5
2. Законодательство о налогах и сборах в РФ………………………………..12
3. Основные начала законодательства о налогах и сборах………………….19
4. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени и пространстве…………………………………………………………………29
Заключение……………...………………………………………………………34
Список использованных источников…...……………………………………..37
Именно поэтому, в случаях, когда исполнительные органы государственной власти вмешиваются в компетенцию, определяемую законодательством о налогах и сборах исключительно для законодательных (представительных) органов государственной власти, судебные органы выносят свои решения в пользу налогоплательщиков. Например, как было указано в одном из судебных решений Верховного Суда РФ в компетенцию главы субъекта РФ - губернатора, не входит установление стоимости патента для субъектов малого предпринимательства. Подобное право предоставлено только органам государственной власти субъекта РФ.
В другом случае, было установлено, что срок представления налоговой декларации по одному из местных налогов установлен не нормативным правовым актом органа местного самоуправления, а, постановлением главы города. Как указал арбитражный суд, в данном случае акт главы города нельзя рассматривать в качестве акта законодательства о налогах и сборах. Поэтому нарушение срока предоставления налоговой декларации по местному налогу, который установлен постановлением главы администрации, не образует состава налогового правонарушения по ст. 119 НК РФ.
Отношения, которые регулирует законодательство о налогах и сборах, (налоговые отношения) носят властный характер, поскольку основаны на властном подчинении одних участников таких отношений другим участникам. На основании пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Выделены две группы отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах:
Участники налоговых отношений определены в статье 9 НК РФ.
Круг отношений регулируемых законодательством о налогах и сборах определен четко. К ним относятся отношения:
- по установлению налогов
и сборов. Следует учесть, что
налог считается установленным,
- по введению налогов
и сборов. Налог установленный
в соответствии со статьей
17 НК РФ, может быть введен не
сразу, а спустя некоторое
- по взиманию налогов и сборов. Речь идет как о добровольной уплате налогоплательщиками, так и случаях взыскания (статьи 45 - 48, 52, 54, 57, 58 НК РФ), списания налогов и сборов (статья 59 НК РФ);
- возникающие в процессе налогового контроля (учет налогоплательщика и снятия с учета (статьи 83 - 86 НК), проведения налоговых проверок (статьи 87 - 89, 100 НК РФ), анализа данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий плательщиков и тому подобного (статьи 92, 99 НК РФ);
- возникающие в ходе привлечения плательщиков к ответственности за налоговые правонарушения (статьи 106 - 114, 116 - 135, 137 - 142 НК РФ).
Несмотря на то что налоговые
органы являются также и органами
осуществляющими
Как разъяснил Пленум ВАС Российской Федерации в Постановлении от 28 февраля 2001 года №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» часть первая НК РФ не подлежит применению к правоотношениям с участием налоговых органов, не связанным с установлением, введением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации, осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налоговых органов (действий, бездействия их должностных лиц), принятых (осуществленных) в рамках налогового контроля, привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений [17].
Со времен появления первых цивилизаций человечество стремиться к одному из своих общественных идеалов - принимать четкие и понятные Законы, которые бы разумно, строго и справедливо регулировали отношения между людьми. Однако как показывает история, до воплощения этой мечты - ещё очень и очень далеко. Любой закон требует толкования, то есть уяснения участниками общественных отношений смысла нормативных предписаний. Но сколько людей столько и мнений, поэтому споры о толковании законов - вечны. Идея «бесспорного» закона - утопия, а точное и квалифицированное определение смысла закона в условиях возникновения спора между теми или иными лицами - есть суть всей судебной деятельности.
Однако во многих отраслях права проблемы толкования законодатель пытается решать через нормативное закрепление принципов и презумпций, которые бы отражали общий дух и смысл Закона и в сложных юридических ситуациях определяли бы общее направление его правильного применения.
Не стало исключение из этого
правила и налоговое
Основные начала (принципы) налогообложения перечислены в ст. 3 НК РФ:
Законность установления налога (сбора)
Важнейшим основным началом законодательства о налогах и сборах РФ является общее положение, закрепленное еще Конституцией РФ, которое гласит, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Вопрос о том, что подразумевается под понятием «законно установленные» неоднократно становился предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который сделал вывод о том, что данное понятие имеет достаточно широкое смысловое содержание и включает в себя целый ряд критериев, определяющих законность установления налогов [18]. Следует отметить также, что понятие «законность установления налога» должно рассматриваться в тесной связи с иными основными началами законодательства о налогах и сборах, закрепленными в Конституции РФ и НК РФ.
Первое смысловое значение рассматриваемого понятия состоит в том, что установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными» (статья 57 Конституции Российской Федерации). Следовательно, должна быть соблюдена надлежащая форма установления закона, а также надлежащий порядок его принятия и введения в действие.
Второе смысловое значение понятия заключается в том, что при установлении налога и сбора следует учитывать также наличие соответствующих полномочий у органа государственной власти на установление налога или сбора.
Всеобщность и равенство налогообложения
Законодательство о налогах
и сборах основывается на признании
всеобщности и равенства
Фактическая способность налогоплательщика к уплате налога
«В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует учета фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (4статьи 6 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов». [18]. Исходя из этого НК РФ провозглашает, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
К сожалению, практика показывает, что данный принцип достаточно часто не соблюдается самим законодателем при установлении налогов. Примером тому может служить введенная в действие с первого января 2001 года частью второй НК РФ система стандартных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц (ст. 218 НК РФ). Установление в статье 218 НК РФ предельных размеров стандартных налоговых вычетов, с точки зрения авторов, нарушает названный принцип, так как не учитывает различие имущественного положения физических лиц в зависимости от места жительства, условий проживания, особенностей региональной экономики и т.д. и т.п. В частности, стандартный налоговый вычет, установленный под. 3 пункта 1 статьи 218 НК РФ (400 рублей за каждый месяц налогового периода), вряд ли равен по своему экономическому значению в Москве или в Хабаровске, более того, он совершенно не соотносится даже с минимальным ценовым размером потребительской корзины.
С первого взгляда
может показаться, что принципы всеобщности
и равенства налогообложения, а
также принцип учета
Недопустимость дискриминации и установления дифференцированных ставок налогов и сборов
НК РФ вводит еще один
базовый принцип
Свое развитие принципы
всеобщности и равенства
Исключением из этого правила является возможность установления особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством Российской Федерации.
Экономическая обоснованность налогов и сборов
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Согласно теории налогового права налоги как изъятие части собственности налогоплательщика всегда претендуют на часть заработанного или приобретенного налогоплательщиком. Но в их природу, как указывал С. Г. Пепеляев [31 С. 25], не входит регулирование деятельности налогоплательщика, обеспечение доходности или, наоборот, неэффективности его бизнеса. Тем не менее, налоги не должны претендовать на всю или большую часть собственности лица, и должны учитывать фактическую способность лица к уплате налогов. Очевидно, что любой налог, а точнее, вся совокупность налогов и сборов, составляющая налоговое бремя каждого отдельно взятого налогоплательщика, должна позволять лицу реализовывать свои конституционные права, например, право частной собственности. Отсюда вытекает предположение о том, что под законодательно установленными элементами налогообложения по каждому конкретному налогу должно быть достаточное обоснование, отвечающее, в частности, на вопросы о том, на какую конкретно часть собственности налогоплательщика претендует данный налог и почему.
Для обеспечения реализации гражданами своих конституционных прав законодателем введен принцип недопустимости налогов и сборов, препятствующих такой реализации. По мнению Конституционного Суда РФ, «налогообложение, парализующее реализацию гражданами их конституционных прав, должно быть признано несоразмерным. Поэтому при чрезмерности налогов и сборов проблема их дифференциации в связи с обеспечением принципов равенства и справедливости приобретает особое значение» [18].
Несмотря на то, что
принцип экономической
Информация о работе Налоговый Кодекс Российской Федерации в системе источников российского права