Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 15:56, курсовая работа
Наиболее важное место в системе источников финансового права занимают кодексы, т.е. законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующие определенный круг общественных отношений. Как инструмент реализации основных задач в области налоговой политики особую значимость приобретает Налоговый кодекс РФ - систематизированный законодательный акт, призванный обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем налогового права, В Налоговом кодексе РФ действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, перерабатываются в соответствии с выбранными приоритетами и направлениями развития налоговой системы, приводятся в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Понятие и классификация источников финансового права………………..5
2. Законодательство о налогах и сборах в РФ………………………………..12
3. Основные начала законодательства о налогах и сборах………………….19
4. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени и пространстве…………………………………………………………………29
Заключение……………...………………………………………………………34
Список использованных источников…...……………………………………..37
Неопределенность
Обеспечение единого экономического пространства РФ
В ряде статей Конституции Российской Федерации закреплен принцип единой финансовой политики РФ, включая налоговую, проведение которой обеспечивает в том числе и единство налоговой системы. Это положение существует в развитие одной из основ конституционного строя Российской Федерации - принципа единства экономического пространства (статья 8, часть 1 Конституции РФ).
Из принципа единой финансовой политики следует, что не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
Закрепление данного принципа в качестве основного положения налогового законодательства в тексте налогового правового акта, каковым является Налоговый кодекс РФ, произошло с момента вступления в силу НК РФ. Ранее признание данного правила в качестве базового происходило путем логического анализа текста нескольких статей Конституции РФ.
Надлежащий способ и порядок установления, изменения или отмены налогов и сборов
В пункте 5 статьи 3 НК РФ законодатель предусматривает, что федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ, налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК РФ.
Указанные положения НК РФ вводят достаточно жесткие требования к самому законодателю, как федеральному, так и местному, при принятии нормативных актов в связи с установлением, изменением или отменой налогов и сборов. Во-первых, круг нормативных актов, которыми могут быть введены, изменены или отменены налоги и сборы, ограничен нормативными актами, принятыми представительными органами власти. При этом для установления, изменения или отмены федеральных налогов и сборов в качестве единственно возможного документа называется НК РФ, для установления, изменения или отмены налогов и сборов субъектов РФ - законы субъектов РФ, а местных налогов и сборов - нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления.
Законы о налогах
и сборах и нормативные правовые
акты должны быть приняты в соответствии
с НК РФ, то есть не должны ему противоречить,
а также быть призваны разрешать
те вопросы, разрешение которых прямо
предписано нормативным актам
В НК РФ указано, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК признаками налогов или сборов,
1) но не предусмотренные НК РФ,
2) либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
Статьями 13, 14, 15 НК РФ определяются перечни федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Очевидно, что незаконным является возложение на налогоплательщика обязанности уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК признаками налогов и сборов, не поименованные в указанных статьях НК РФ в качестве федеральных, региональных и местных налогов. Таким образом, законодатель не рассматривает в качестве налоги или сбора взносы или платежи, обладающие признаками налога или сбора, но не предусмотренные НК РФ в статьях 13,14 и 15.
Вторым основанием для отсутствия обязанности налогоплательщика уплачивать налоги и сборы является то, что соответствующий налог или сбор установлен в ином порядке, чем это определено в НК РФ, то есть с нарушением этого порядка. Примером тому может служить введение местного налога не представительным органом местного самоуправления, а представительным органом соответствующего субъекта РФ.
Положение НК РФ о невозможности обязания налогоплательщика уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ, корреспондирует праву налогоплательщика не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц и обязанности налогоплательщиков уплачивать лишь законно установленные налоги.
Надлежащее
определение элементов
Согласно пункту 6 статьи 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Такое законоположение вполне логично, поскольку определение элементов налогообложения есть определение оснований возникновения налогового обязательства и способа его исполнения. «Только совокупность элементов закона о налоге устанавливает обязанность налогоплательщика по уплате налога. Если законодатель по какой-либо причине не установил и (или) не определил хотя бы один из них, обязанность налогоплательщика не может считаться установленной. В этой ситуации в ряде случаев налогоплательщик имеет все законные основания не уплачивать налог, а в ряде случаев, - уплачивать налог наиболее выгодным для себя способом» [31 С. 39].
Определенность,
ясность и недвусмысленность пр
Пунктом 6 статьи 3 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Многие правоведы полагают, что цель, поставленная законодателем для самого себя, в принципе недостижима, ибо невозможно добиться того, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить. Такой вывод, действительно, напрашивается после буквального прочтения указанной нормы закона, что свидетельствует о явно некорректной формулировке, использованной законодателем. По замыслу законодателя данная формулировка должна была означать то, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы ясно, без противоречий и двусмысленностей, а применение их положений должно быть однозначным и не вызывать сомнений. Именно из такого толкования логически вытекает положение пункта 7 статьи 3 НК РФ, ставшей законодательной новеллой НК РФ.
Так, данным пунктом закреплен принцип о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Это имеет непосредственное практическое значение при рассмотрении налоговых споров в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Следовательно, пункт 7 статьи 3 НК РФ имеет обратную силу.
Налогоплательщики могут применять пункт 7 статьи 3 НК РФ для своей защиты в административном или судебном порядке, причем независимо от того, к какому периоду относятся его действия - до 1 января 1999 года или после.
Однако одного лишь внутреннего убеждения налогоплательщика о наличии противоречий и неясностей недостаточно, необходимо официальное подтверждение (судебным или иным государственным органом, рассматривающим дело) данного факта как основания для применения пункта 7 статьи 3 НК РФ. Но мнение государственных органов также само по себе не является основанием для применения пункта 7 статьи 3 НК РФ.
Окончательные ответы на данные вопросы могут быть выработаны в ходе судебной практики применения Налогового кодекса.
Создание стабильной налоговой системы - основной принцип государственной политики России в области налогообложения. Гарантией от внезапных изменений законодательства, существенно затрудняющих предпринимательскую деятельность, являются требования, предъявляемые к законодательным актам о налогах и сборах. Налоговый кодекс РФ устанавливает особенности, касающиеся как содержания, так и порядка введения их в действие, определяя отличия от общего порядка вступления в силу иных законов.
Следует отметить, что
для отдельных категорий
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» стабильность для инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования проекта [13].
В соответствии с Конституцией
РФ и законодательством
Действующим законодательством четко не урегулирован вопрос о первой публикации текста закона. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 14.06.94 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания» официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».
По общему правилу законодательные акты по налогам вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Законодательные акты, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 НК РФ, по сути дублирующим положение части 2 статьи 57 Конституции Российской Федерации - акты законодательства о налогах и сборах не имеют обратной силы, если они:
- устанавливают новые
налоги и (или) сборы (не
- повышают налоговые ставки (статья 53 НК РФ);
- устанавливают новые
или отягчают ранее
- устанавливают новые
обязанности плательщиков и
В п. 3 ст. 54 НК РФ законодатель закрепил принцип придания обратной силы актам, устраняющим или смягчающим ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Согласно этому принципу, например, решение о взыскании налоговой санкции за налоговое правонарушение, допущенное до 1 января 1999 г., не могло быть принято судом после вступления в силу НК РФ, если ответственность за соответствующее правонарушение не устанавливалась НК РФ. Взыскание ранее наложенных финансовых санкций за такое правонарушение не могло быть произведено после 31 декабря 1998 г.
В том же случае, когда НК РФ устанавливает более мягкую ответственность за конкретное правонарушение, чем было установлено Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ» за соответствующее правонарушение, совершенное до 1 января 1999 г., должна применяться мера ответственности, установленная НК РФ. Взыскание ранее наложенных финансовых санкций за данное правонарушение после 31 декабря 1998 г. могло быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных НК РФ за такое правонарушение [29 С. 141].
Информация о работе Налоговый Кодекс Российской Федерации в системе источников российского права