Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 15:56, курсовая работа
Наиболее важное место в системе источников финансового права занимают кодексы, т.е. законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующие определенный круг общественных отношений. Как инструмент реализации основных задач в области налоговой политики особую значимость приобретает Налоговый кодекс РФ - систематизированный законодательный акт, призванный обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем налогового права, В Налоговом кодексе РФ действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, перерабатываются в соответствии с выбранными приоритетами и направлениями развития налоговой системы, приводятся в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Понятие и классификация источников финансового права………………..5
2. Законодательство о налогах и сборах в РФ………………………………..12
3. Основные начала законодательства о налогах и сборах………………….19
4. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени и пространстве…………………………………………………………………29
Заключение……………...………………………………………………………34
Список использованных источников…...……………………………………..37
При применении норм об обратной силе актов законодательства о налогах и сборах суды учитывают, что п. 3 ст. 5 НК РФ придает обратную силу не любым актам, улучшающим положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а лишь тем из них, которые устраняют или смягчают ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах либо устанавливают дополнительные гарантии защиты прав названных выше лиц.
При этом к нормам, устанавливающим дополнительные гарантии защиты прав, могут быть отнесены, в частности, п. 7 ст. 3, ст. ст. 6, 108, 109, 111, п. 1 ст. 112, ст. 115 НК РФ [32 С. 142].
Обратную силу могут приобретать акты законодательства о налогах и сборах:
а) отменяющие налоги и сборы;
б) снижающие размеры ставок налогов (сборов);
в) устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение. Однако для того чтобы перечисленные акты законодательства о налогах и сборах приобрели обратную силу, необходимо, чтобы соответствующая норма содержалась непосредственно в самом акте.
Положения, касающиеся действия актов законодательства о налогах и сборах во времени, распространяются и на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Обобщив вышесказанное, необходимо отметить, что акты налогового законодательства начинают действовать:
1) на основе общего правила (через 10 дней после опубликования или немедленно) либо
2) со специально названного
в этом акте или в ином
законе срока. Таким иным
НК РФ предусматривается, что акты специального налогового законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Это правило установлено в отношении актов, изменяющих условия взимания установленных налогов.
Что касается федеральных законов, устанавливающих новые налоги и сборы, а также актов законодательства субъектов Федерации и органов местного самоуправления, вводящих налоги и сборы, то они могут вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, и не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Таким образом, налоги, налоговый период по которым равняется календарному году, могут быть изменены в течение года, однако все изменения будут вступать в силу не ранее 1 января следующего года при условии, что такие изменения официально опубликованы до 1 декабря текущего года. Если же публикация состоялась только после 1 декабря, то срок вступления изменений в силу сдвигается на год. Например, закон, официально опубликованный в «Российской газете» в середине декабря 2004 г., может вступить в силу не ранее 1 января 2006 г.
Порядок правового регулирования налогов с коротким налоговым периодом может изменяться чаще.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ изменения порядка правового регулирования сборов (разовых платежей, применительно к которым налоговый период не устанавливается) могут вступать в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования соответствующего акта законодательства. Однако следует учитывать, что существуют определенные особенности пределов действия во времени и порядка вступления в силу актов налогового законодательства, которым в установленном порядке придана обратная сила.
Тогда общие правила вступления в силу применимы к ним, если иное не оговорено в самом таком законодательном акте.
Действие норм налогового законодательства РФ распространяется на всю территорию РФ. Нормы законодательства о налогах и сборах субъектов РФ действуют на территории данного субъекта Федерации. Действие нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых представительными органами местного самоуправления, распространяется на территорию данного муниципального образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, целью моей работы являлось рассмотрение Налогового Кодекса Российской Федерации в системе источников финансового права РФ.
В заключение я бы хотел сделать некоторые выводы.
Источники финансового права Российской Федерации - это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.
Главным источником финансового права, как и большинства иных отраслей права, является Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Российской Федерации.
Данные источники
Значительную группу источников финансового права представляют законодательные акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые регулируют различные виды финансовых отношений.
Наиболее же важное место
в системе источников финансового
права занимают кодексы, поскольку
они наиболее полно регулируют определенный
круг общественных отношений. К числу
кодифицированных актов в области
финансового права следует
Центральное место в системе налогового права занимает законодательство о налогах и сборах. В силу п. п. 1, 4 и 5 ст. 1 НК РФ понятие «законодательство о налогах и сборах» охватывает:
Основные начала законодательства о налогах и сборах содержатся в статья 3 Налогового кодекса РФ. Данная статья содержит наиболее важные положения налогового законодательства и определяет основные принципы построения и функционирования налоговой системы Российской Федерации. Базовые начала законодательства о налогах и сборах соответствуют положениям Конституции РФ, поэтому любое их нарушение представляет собой несоблюдение Основного закона.
Принципы, закрепленные в статье 3 НК РФ, имеют крайне важное значение для формирования правоприменительной практики.
В статье 3 НК РФ закреплено семь принципов законодательства о налогах и сборах.
В ст. 5 НК РФ перечислены основные принципы действия актов законодательства о налогах и сборах во времени. Эти принципы таковы:
Акты налогового законодательства, принятые федеральными органами власти, действуют на всей территории Российской Федерации. При этом к государственной территории РФ относятся суша, воды, недра и воздушное пространство.
Акты налогового законодательства субъектов и органов местного самоуправления распространяют свое действие лишь на территорию соответствующего субъекта Федерации или муниципального образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Налоговый Кодекс Российской Федерации в системе источников российского права