Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 11:38, контрольная работа
Правовой основой налоговой системы служат Законы Украины "О внесении изменений и дополнений в Закон Украинской ССР "О системе налогообложения" и "О внесении изменений и дополнений в Закон Украины "О государственной налоговой службе в Украине", принятые Верховным Советом Украины. В новом Законе Украины "О системе налогообложения" предусмотрено, что при определении налогов, сборов и обязательных платежей, а также установлении обязанностей и ответственности плетельщиков эта система строится на следующих принципах.
ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
УКРАИНЫ
Правовой основой
налоговой системы служат Законы
Украины "О внесении изменений
и дополнений в Закон Украинской
ССР "О системе налогообложения"
и "О внесении изменений и дополнений
в Закон Украины "О государственной
налоговой службе в Украине", принятые
Верховным Советом Украины. В новом Законе
Украины "О системе налогообложения"
предусмотрено, что при определении налогов,
сборов и обязательных платежей, а также
установлении обязанностей и ответственности
плетельщиков эта система строится на
следующих принципах.
Во-первых, обязательность
исполнения законодательства о налогах
всеми субъектами налогообложения,
что означает равно напряженность
для предприятий всех форм собственности
в формировании общегосударственного
и местных бюджетов. В рамках целостности
экономической системы все хозяйственные
субъекты и граждане должны находиться
в примерно одинаковых налоговых условиях.
Как свидетельствует мировой опыт, отступление
от этого принципа означало бы разрушение
единого рынка, нарушение нормального
перемещения финансовых и трудовых ресурсов.
Во-вторых, социальная
справедливость в отношении всех
субъектов налогообложения в
вопросах об источнике уплаты налогов,
о трудоемкости получения доходов
(прибыли), и в том числе - о предоставлении
определенных льгот.
В-третьих, сочетание
интересов государства, регионов, предприятий
и граждан и обеспечение
Обязанности и
ответственность в системе
В целях стабилизации
налоговых отношений
Под гибкостью
налогового законодательства понимается
способность налоговой системы быстро
перестраиваться для эффективного решения
разнообразных вопросов, возникающих
в налоговой политике государства, без
нарушения стабильности системы налогообложения.
Исходя из требований налоговой политики
Украины в современных условиях, в новом
налоговом законодательстве государство
отказалось от не оправдавших себя крайне
жестких ставок налогов на предприятия,
установило финансовую ответственность
банков и других кредитных учреждений
за нарушение законов о налогах, устранило
уравниловку в применении административного
штрафа к должностным лицам предприятий
и гражданам, более четко регламентировало
права, обязанности и ответственность
государственных налоговых инспекций
с учетом действующего законодательства
Украины.
Принцип гибкости
обеспечивается наличием комплекса налоговых
льгот, устанавливающего полное или частичное
освобождение юридических или физических
от обязанностей по уплате налогов и других
обязательных платежей, что, в очередь,
создает предварительные условия для
развития наиболее необходимых приоритетных
для общества направлений деятельности
субъектов хозяйствования. Гибкость налоговой
системы в условиях рыночных отношений
выступает необходимой предпосылкой для
активного использования всех налоговых
инструментов в целях экономического
и правового регулирования социальных
процессов, стимулирования развития производства
и др.
Современная налоговая
система регламентирует основные обязанности
плательщиков: вести бухгалтерский
учет, составлять отчетность о финансово-хозяйственной
деятельности и обеспечивать ее сохранность;
в сроки, установленные законодательством,
подавать в государственные налоговые
инспекции и другие государственные органы
бухгалтерскую отчетность и другие документы
и сведения, связанные с исчислением и
уплатой налогов и других обязательных
платежей; своевременно и в полном размере
уплачивать налоговые суммы и осуществлять
другие обязательные платежи, допускать
служебных лиц налоговых инспекций для
обследования помещений, которые используются
с целью получения доходов или связаны
с содержанием объектов налогообложения,
а также для проверок по вопросам исчисления
налогов и других обязательных платежей;
выполнять другие обязанности, связанные
с исчислением и уплатой налогов и других
обязательных платежей.
Среди мер ответственности
в налоговом законодательстве особое
место занимают санкции как эффективный
инструмент государственного экономического
и административного
Санкции предусматривают
взыскание с нарушителя определенной
денежной суммы в бюджет и призваны
усилить экономическую
Принципиальные
изменения в законодательстве объясняются
следующими основными причинами. Во-первых,
ранее принятые законы о налогах
исходили из неправильной посылки о том,
что, чем выше размер штрафа, тем больше
денежных средств поступает в бюджет,
и в связи с этим главной цепью финансовых
санкций было сосредоточение на фискальной
функции налогообложения - пополнении
доходной части государственного и местного
бюджетов. Приведем данные о финансовых
санкциях, применяемых к предприятиям
по действующим законодательствам Украины
и России. В РФ при сокрытии (занижении)
дохода (прибыли) взыскиваются вся сумма
не доплат и штраф в размере этой суммы,
при повторном нарушении - штраф в двух
кратном размере указанной суммы (ее пятикратный
размер взимается только при умышленном
сокрытии доходов, установленном судом).
За отсутствие учета объектов налогообложения
и за ведение такого учета с нарушением
установленного порядка, повлекшее за
собой сокрытие или занижение дохода за
проверенный период, взыскивается дополнительный
штраф в размере 10 % денежной суммы налога.
Как видим, по новому Закону Украины, размер
финансовых санкций, применяемых к предприятиям,
приближается к размерам, установленным
законодательством Российской Федерации,
чем намечается интеграция налоговых
систем обеих стран.
Для создания оптимальных
налогов наиболее важными являются
следующие требования:
а) налоговая
структура должна способствовать использованию
налоговой политики с целью стабилизации,
оздоровления и подъема экономики страны;
б) налоговая
система должна быть справедливой,
не допускать произвольного
в) налоги должны
по возможности не влиять на принятие
различными лицами экономических решений
или такое влияние должно быть минимальным;
г) сокращение издержек
налогами на содержание администрации
и соблюдение налогового законодательства;
д) использование
налоговой политики для достижения
социально-экономической цели необходимо
свести к минимуму;
е) ставки налогов
не должны превышать аналогичные
ставки в соседних странах;
ж) система налогов
должна иметь минимум необоснованных
льгот, быть увязанной с общей
политикой ценообразования и ростом
заработной платы;
з) налоги должны
предоставлять больше свободы предпринимательству,
инвестициям, научно-техническому прогрессу.
Налоговая система
может преследовать различные цели,
которые не обязательно могут
согласовываться между собой. Возникают
противоречия, поэтому и необходимо добиваться
временного компромисса. Например, принцип
равенства налогообложения требует усложнения
административной системы и ведет к нарушению
принципа нейтральности, а регулирующая
функция налогов может нарушить принцип
равенства и справедливости.
Существует два
подхода к реализации принципа равенства
и справедливости. Первый - основывается
на принципе выгоды для налогоплательщиков.
Справедливой налоговой системой считается
та, при которой налоги, уплачиваемые
плательщиками, соответствуют пользе,
получаемой от услуг государства, или,
прямо говоря, справедливость налоговой
системы зависит от структуры государственных
расходов.
Второй подход
основан на принципе способности
платить, в соответствии с которым
налоговая проблема рассматривается сама
по себе независимо от политики государственных
расходов, то есть при данной потребности
в налоговых поступлениях каждый налогоплательщик
должен внести свою долю в зависимости
от способности платить. Оба подхода имеют
мак свои преимущества, так и недостатки.
Каждая из налоговых систем содержит элементы
двух подходов.
При построении
налоговой системы следует
а) универсальный
налог на потребление не влияет на
выбор товаров, а акцизы влияют;
б) подоходный налог
влияет на выбор между нынешним и
будущим потреблением, а универсальный
не оказывает такого воздействия
на потребление;
в) частичный
налог на доходы капиталов нарушает
инвестиционный процесс;
г) при росте
налоговых ставок эффективность налоговой
системы сначала повышается и достигает
своего максимума, а потом начинает снижаться;
д) расходы прогрессивного
подоходного налогообложения
Общие принципы
построения налоговых систем находят
конкретное выражение в общих элементах
налогов, вмещающих субъект, объект, источник,
единицу налогообложения, льготы и налоговую
ставку.
Субъекты налога
выступают или в виде налогоносителя,
или конечного
Объектом или
предметом налогообложения
В зависимости
от принципа и характера предмета
налогообложения налоговые
Предприятиям
и предпринимателям, занимающимся торгово-посреднической
деятельностью, необходимо установить
налоги в размере 35-40 %, а налог
на добавленную стоимость - 18-20 %.