Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:47, курсовая работа
Целью данной работы является анализ существующих проблем системы налогообложения.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть социально-экономическое содержание налогов;
- выявить влияние механизма налогового регулирования на повышение эффективности экономики;
- охарактеризовать существующую систему налогообложения Беларуси;
- проанализировать уровень налоговой нагрузки в Беларуси;
- выявить основные проблемы белорусской налоговой системы;
- изучить опыт модернизации механизмов налогового регулирования зарубежных стран;
- определить рекомендации по совершенствованию налоговой системы при реализации приоритета содействия инновационному развитию экономики и улучшении инвестиционного климата.
Методологической базой исследования выступает диалектический метод познания, предполагающий изучение экономических отношений в развитии и взаимосвязи; методы системного и сравнительного анализа, экспертные оценки.
Объектом исследования выступает налоговая система.
Предметом исследования является налоговая система как инструмент стимулирования экономического роста и улучшения инвестиционного климата.
В данной работе использованы следующие источники: нормативно-правовые акты, периодические издания, статистические данные, правительственные и коммерческие сайты.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Социально-экономическое содержание налогов……………………...5
Понятие налогов, их функции……………………………………………..5
Классификация налоговых платежей……………………………………..6
Роль налогов в регулировании экономики……………………………….7
Глава 2. Анализ налоговой системы Республики Беларусь…………………..13
Становление и развитие системы налогообложения Республики Беларусь…………………………………………………………………...13
Анализ налоговой нагрузки………………………………………………16
Глава 3. Проблема налогообложения Республики Беларусь и пути их преодоления……………………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников…………………………………………...37
Преобладание в налоговых системах стран с переходной экономикой косвенных налогов связано с тем, что их гораздо легче собрать, а возможности уклонения весьма ограничены. Кроме того, низкие доходы населения и предприятий и наличие различных инструментов их занижения не позволяет ввести систему прямого налогообложения.
По данным МНС, за I полугодие 2010г. в консолидированный бюджет страны поступило 22,1 трлн. Br, что на 1,7 трлн. Br больше, чем в аналогичном периоде 2009 г. Удельный вес платежей, контролируемых налоговыми органами составил 71,7%. Улучшение ситуации в экономике позволило собрать больше налогов. Сыграли свою роль и изменения в налоговом законодательстве [23].
Как и в предыдущие годы, наибольшая доля налоговых поступлений приходится на столицу, хотя и она стала несколько меньше (таблица 2.3). Далее с большим отрывом от Минска следует Гомельская область. Наименьший удельный вес в доходах казны платежей, контролируемых налоговыми органами, как и в прошлом году, имеют налогоплательщики Могилевщины.
Таблица
2.3 - Доля налоговых поступлений по
регионам (в % к общей сумме)
Область | январь-июнь 2009 | январь-июнь 2010 |
г. Минск | 43,5 | 42,6 |
Гомельская | 13,4 | 14 |
Витебская | 12,7 | 12 |
Минская | 9,6 | 11 |
Брестская | 7,6 | 7,2 |
Гродненская | 6,8 | 7 |
Могилёвская | 6,4 | 6,2 |
Наибольшая доля в налоговых поступлениях приходится на НДС. В 2010 г. его удельный вес в общих налоговых поступлениях заметно возрос, что обусловлено, прежде всего, увеличением ставки с 18% до 20%. Выросла и доля акцизов. В целом на эти два косвенных налога приходится почти 40% налоговых поступлений, тогда как в январе–июне 2009 г. — 35%. Стоит отметить, что в странах с развитой рыночной экономикой доля косвенных налогов как наиболее стабильного источника наполнения казны в кризисный период тоже возросла, хотя и остается меньшей, чем прямых налогов.
Тем не менее, в этом году и в Беларуси увеличились поступления по налогу на прибыль и доходы, что объясняется некоторым улучшением финансового положения отечественных субъектов хозяйствования по сравнению с резким спадом в I полугодии 2009 г.
По сравнению с прошлогодним полугодовым результатом снизилась доля поступлений от отчислений в инновационные фонды. Отрицательная динамика поступлений обусловлена сокращением круга плательщиков отчислений в инновационные фонды и снижением нормативов отчислений по ряду организаций.
Сократилась также доля прочих
налогов, хотя они по-прежнему
занимают довольно заметное
Доля налога на недвижимость и земельного налога по сравнению с январем–июнем 2009 г. не изменилась. Платежи сократились на 3,2 процента, что связано с применением с 2010 года методики исчисления земельного налога исходя из кадастровой стоимости земли.
Незначительно увеличился в налоговых поступлениях, несмотря на определенный рост зарплаты, удельный вес подоходного налога. Возможно, это обусловлено некоторым увеличением предельной суммы для стандартного вычета, как, впрочем, и числом иных вычетов — на обучение и строительство жилья.
Упрощенная
система налогообложения
Удельный вес отдельных платежей в налоговых поступлениях приведен в таблице 2.4.
Таблица
2.4 - Доля налоговых доходов по видам
налоговых платежей, в %
Налоги и сборы | январь-июнь 2009 | январь-июнь 2010 |
НДС | 24,4 | 27,4 |
Налог на доходы и прибыль | 14,5 | 16,8 |
Подоходный налог | 14,3 | 14,6 |
Акцизы | 10,6 | 12,1 |
Налог на недвижимость | 3,3 | 3,3 |
Налог на землю | 2 | 2 |
Экологический налог | 2,2 | 1,7 |
Налог при УСН | 1,3 | 1,9 |
Отчисления в инновационные фонды | 5,5 | 4,7 |
Единый налог с ИП | 1 | 1 |
Сбор на поддержку с/х производителей | 4,9 | - |
В 2010 году отменен республиканский сбор на поддержку сельхозпроизводителей, составлявший в 2009 г. почти 5% налоговых поступлений.
По данным МНС, в I полугодии текущего года в республике насчитывалось свыше 3,2 млн. налогоплательщиков, в т.ч. 150,5 тыс. организаций, свыше 229 тыс. ИП и почти 2,9 млн. физлиц. Как и ранее, подавляющую долю налоговых поступлений в казну дали организации — почти 15,2 трлн. Br, или 95,8% контролируемых налоговыми органами доходов (годом ранее — 14,1 трлн. Br, или 96%), причем организации госсектора сформировали более 64% доходов бюджета. Валообразующие организации, за которыми в соответствии с Постановлением Совета Министров от 31.12.2009 № 1740 установлен особый контроль за выполнением основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития, принесли в казну около 3 трлн. Br, что составляет 18,6% доходов бюджета.
Почти 230 тыс. ИП перечислили в январе–июне в казну 411,9 млрд. Br, что составляет 2,6% контролируемых налоговыми органами доходов (в I полугодии 2009 г. — 365,7 млрд. Br, или 2,5%). Из них плательщики единого налога, которых на 1.07.2010 г. насчитывалось свыше 100 тыс., уплатили 250 млрд. Br (60,7% общей суммы уплаченных ИП платежей). ИП, применяющие «упрощенку», которых насчитывается 57,8 тыс. (или более 25% всех ИП), внесли в бюджет 114 млрд. Br, а 71 тыс. ИП, работающих по общеустановленной системе налогообложения, пополнили казну на 48 млрд. Br (11,6%).
Физлица добавили в бюджет 258,6 млрд. Br налогов и сборов (без учета подоходного налога, перечисляемого налоговыми агентами), что составило 1,6% всех доходов бюджета [23].
Структура
налогообложения Беларуси с преобладанием
косвенных налогов, в которых
доминирует НДС, соответствует модели
макроэкономического
Например,
структура налогообложения
Среди стран ЕС-15 есть существенные региональные различия. Так скандинавские страны (Швеция, Дания и Финляндия) делают акцент преимущественно на прямые налоги, а также Великобритания и Ирландия, у которых социальные отчисления занимают соответственно 18,3% и 18,2%. Дания имеет еще одно существенное отличие. Здесь большинство социальных расходов финансируется из общих налоговых поступлений, а не за счет социальных налогов. В Дании доля прямых налогов в структуре налоговых поступлений самая высокая в ЕС (62,3%), а социальные налоги в этой стране самые низкие в ЕС – 2%.
В Германии и Франции самые большие доли социальных налогов (38,3% и 37,7%) и самые низкие доли прямых налогов (29,1% и 27,7%) среди стран ЕС-15.
Следует обратить внимание на то, что в условиях мирового экономического кризиса многие страны ЕС в качестве одной из мер для поддержки финансовой стабильности выбирали повышение налогов на потребление (повышались ставки акцизных сборов). Степень же налогообложения прибыли имела тенденцию к снижению в силу применения различных налоговых стимулов для предпринимательской деятельности, в частности, для стимулирования инновационной деятельности.
Государство
должно обеспечивать стабильный экономический
рост не только путём использования
налоговых рычагов, а согласованностью
фискальной и монетарной политики.
В целом, увеличение налогов нецелесообразно,
так как это может привести к налоговому
прессингу и в итоге к уменьшению налоговых
поступлений в бюджет. Необходимо расширение
круга плательщиков с одновременным улучшением
налогового климата, прежде всего, за счёт
стабильности налоговой системы.
3.
Проблема налогообложения
Республики Беларусь
и пути их преодоления
С
80-х годов ХХв. налоговая политика
стала главным инструментом государственного
регулирования роста
Размер налоговых отчислений влияет на экономическую эффективность инвестиционных проектов. Вместе с тем налоговые поступления – это источник государственных инвестиций, в том числе в объекты, в которых коммерческие структуры не заинтересованы по различным причинам (длительные сроки окупаемости, высокие риски). Поэтому проблеме совершенствования налоговой системы уделяется большое внимание.
В Беларуси на самом высоком уровне ставится задача радикально упростить отечественную налоговую систему, снизить налоговую нагрузку и уйти с последнего места в рейтинге Всемирного Банка «Ведение бизнеса» по индикатору "Уплата налогов". Также поставлена задача в течение ближайших лет войти в число 30 стран с наилучшими условиями для ведения бизнеса.
По итогам отчета «Ведение бизнеса-2011» налоговая система Беларуси в очередной раз заняла последнее 183 место. Эксперты Всемирного Банка подсчитали, что в Беларуси число платежей уменьшилось со 107 до 82, время для расчёта налогов составляет 798 часов в год (уменьшилось на 102 часа), а общая налоговая нагрузка (уплачиваемые налоги в сравнении с прибылью) сократилась с 99,7% до 80,4%.
Таблица 3.1 –
Показатели индикатора «Уплата налогов»
по Беларуси и регионам
Страна, регион | Показатели 2011 | ||
Выплаты, количество в год | Время, часы в год | Общая налоговая ставка, % прибыли | |
Беларусь | 82 | 798 | 80,4 |
Европа и Центральная Азия | 42 | 314 | 41,2 |
ОЭСР | 14 | 199 | 43,0 |
По позиции «Уплата налогов» Республика Беларусь в рейтинге 2011 года занимает последнее 183 место в связи с тем, что для оценки взяты условия налогообложения 2009 года, которые в 2010 году и 2011 году претерпели существенные изменения. С учетом отмены “оборотного” налога, отмены налога с продаж, введения электронного декларирования в 2010 году и отмены транспортного сбора, ежеквартальной уплаты налога на прибыль, ежеквартальной уплаты налога на добавленную стоимость в 2011г. указанные показатели для Республики Беларусь (по методике Всемирного банка) составили бы величины, указанные в таблице 3.2.
Таблица 3.2 –
Показатели Беларуси по уплате налогов
с учётом изменений
Наименование показателя | 2010 год | 2011 год |
количество платежей налогов в год | 56 | 36 |
Время, часов в год | 700 | 600 |
общая ставка налоговых изъятий | 62,7 | 60,8 |
С учетом всех этих изменений позиция Республики Беларусь в рейтинге «Ведение бизнеса» при использовании симулятора Всемирного банка по показателю “Налогообложение” составит в 2010 г. (Ведение бизнеса-2012) – 178 место, в 2011 году (Ведение бизнеса-2013) – 169. При зачете электронного декларирования в 2010 году позиция Республики Беларусь по показателю «Налогообложение» составит 158 место, а в 2011 году – 157.
Информация о работе Проблема налогообложения и распределения налогового бремени в экономике