Проблема налогообложения и распределения налогового бремени в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:47, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ существующих проблем системы налогообложения.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть социально-экономическое содержание налогов;
- выявить влияние механизма налогового регулирования на повышение эффективности экономики;
- охарактеризовать существующую систему налогообложения Беларуси;
- проанализировать уровень налоговой нагрузки в Беларуси;
- выявить основные проблемы белорусской налоговой системы;
- изучить опыт модернизации механизмов налогового регулирования зарубежных стран;
- определить рекомендации по совершенствованию налоговой системы при реализации приоритета содействия инновационному развитию экономики и улучшении инвестиционного климата.
Методологической базой исследования выступает диалектический метод познания, предполагающий изучение экономических отношений в развитии и взаимосвязи; методы системного и сравнительного анализа, экспертные оценки.
Объектом исследования выступает налоговая система.
Предметом исследования является налоговая система как инструмент стимулирования экономического роста и улучшения инвестиционного климата.
В данной работе использованы следующие источники: нормативно-правовые акты, периодические издания, статистические данные, правительственные и коммерческие сайты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Социально-экономическое содержание налогов……………………...5
Понятие налогов, их функции……………………………………………..5
Классификация налоговых платежей……………………………………..6
Роль налогов в регулировании экономики……………………………….7
Глава 2. Анализ налоговой системы Республики Беларусь…………………..13
Становление и развитие системы налогообложения Республики Беларусь…………………………………………………………………...13
Анализ налоговой нагрузки………………………………………………16
Глава 3. Проблема налогообложения Республики Беларусь и пути их преодоления……………………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников…………………………………………...37

Работа состоит из  1 файл

курсовая Ю готова.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

     В результате реализации указанных мероприятий  с 2011 года обычный плательщик будет  уплачивать на постоянной основе только 5 налогов, причем преимущественно ежеквартально, а уровень налоговой нагрузки в 2011 году составит 24,6 % к ВВП [26].

     Стоит отметить, что первую двадцатку рейтинга DB по индикатору уплаты налогов занимают в основном так называемые оффшорные зоны. Их налоговые системы состоят из 1-2 налогов, уплачиваемых раз в год. Там, как правило, применяются весьма низкие налоговые ставки, а многие виды доходов от предпринимательской деятельности вообще не облагаются налогами. В ряде таких стран экономика построена исключительно на добыче нефти, туризме (Мальдивы, занимающие первое место). При этом небольшие островные государства не отличаются высоким уровнем развития экономики и в целом занимают невысокие места в рейтинге по условиям ведения бизнеса.

     Поэтому системы налогообложения данных государств соответствуют экономической  модели государства в целом и  не могут быть примером для развитых стран с иной структурой экономики  и макроэкономической моделью [9, с.14].

     Страны  с развитой рыночной экономикой занимают в рейтинге ВБ по системе налогообложения места в основном во второй сотне. Вместе с тем в первой полусотне рейтинга есть и страны с развитой рыночной экономикой: Дания занимает 13 место, Ирландия -7,  Великобритания и Швейцария разделяют 16 место. Эстония занимает 30 место, а Казахстан – 39.

     О сложности национальной налоговой  системы свидетельствуют и данные Министерства финансов. В Беларуси работает 200-300 тыс. бухгалтеров. Количество форм статистической отчётности, базой  для составления которых являются данные бухгалтерского учёта, достигает 300 [6, с.72].

     Несмотря  на упрощение налогового законодательства и постепенное снижение фискального  бремени, за 7 месяцев 2010 г. налоговыми органами республики было проведено 33 266 проверок, в т.ч. 24 311 — субъектов предпринимательской деятельности, из которых 10 356 — организации и 13 955 — индивидуальные предприниматели (ИП). Нарушения законодательства обнаружены у 29 559 проверенных лиц, т.е. у 94,4% общего их числа. Это свидетельствует о том, что совершенствование налоговой системы никак не снижает число нарушений и суммы санкций.

     С 1 января 2010г. была поднята ставка НДС  с 18% до 20%. Однако в условиях мирового экономического кризиса эту меру применили и другие государства. В Беларуси довольно высокая ставка налогов – 24%. В России и Литве 20%, в Казахстане 15%. Вместе с тем у нас одна из самых низких ставок подоходного налога.

     Отмена  сбора на развитие территорий, по сути дублирующего налог на прибыль, снизит фискальную нагрузку на прибыль субъектов хозяйствования, что позволит им увеличить свои инвестиционные ресурсы. Вместе с тем отмена налога на услуги и сбора на развитие территорий может привести к снижению доходов местных бюджетов и росту их дотационности. Сейчас пока трудно оценить, позволит ли предусмотренное в проекте закона о бюджете на будущий год изменение порядка распределения налога на прибыль между бюджетами различного уровня полностью компенсировать выпадающие доходы местных бюджетов.

     Планируется, что в целях  компенсации возникающих  потерь в 2011 году и стимулирования роста эффективности производства в  регионах, налог на прибыль от коммунальных и  негосударственных предприятий будет зачисляться в местные бюджеты  полностью. Однако это серьезно не повлияет на ситуацию, поскольку основной объем этого налога  формируют республиканские предприятия. А поступления от них налога  на прибыль по-прежнему  будут распределяться  между республиканским  и местным бюджетами в  соотношении 50 на 50. Возможно, следует увеличить в пользу местных бюджетов норматив отчислений  от налога на добавленную  стоимость. Стоит напомнить, что все  виды акцизов поступают в  республиканский бюджет,  а в прежние годы эти виды  налогов с алкогольной продукции были существенным источником доходов  местных бюджетов. К примеру, в Германии действуют местные налоги на пиво  и табак, и отменять их не  собираются [13, с.9].

       Перспективное направление по  наполнению местных  бюджетов  – развитие производственного  сектора в малых населенных  пунктах,  поскольку все налоги от такой деятельности, за исключением НДС, зачисляются в  бюджеты районов и городов.  Следует отметить, что местным властям  доводится задание по поступлению доходов в местные  бюджеты от вновь созданных предприятий. Однако  для новых организаций в небольших  населенных пунктах законодательством предусмотрен мягкий налоговый режим работы в  течение нескольких лет,  при этом малый бизнес  широко использует упрощенную систему налогообложения. Возможно,  механизм стимулирования таких предприятий  нужно более четко изложить в рамках подготовки Директивы № 4 по либерализации экономики.  Установить, в частности,  что в течение пяти лет  малый бизнес освобождается  от уплаты основных налогов,  после чего платит все налоги  только в местный бюджет.  В этом случае у местных  властей будет больше заинтересованности в том,  чтобы такие предприятия  создавались на территории  городов и районов и успешно  работали.

     Отмена  трех платежей в составе экологического налога затрагивает достаточно узкий  круг налогоплательщиков, занятых переработкой и транспортировкой нефти. Поэтому эти изменения мало повлияют на общий уровень налоговой нагрузки в стране.

     Налоговое бремя в Беларуси все равно  остается более высоким, чем в  соседних государствах, что негативно  сказывается на конкурентоспособности отечественной продукции. Например, в России уровень налоговой нагрузки примерно на 10 п.п. ниже, чем в нашей стране. Предусмотренное в 2011 г. снижение налоговой нагрузки, по расчетам разработчиков проекта закона о бюджете, составит всего 0,4% от ВВП.

     Отличие белорусской налоговой системы  от зарубежных еще и в том, что  помимо основных налогов у нас  существуют отчисления в целевые  бюджетные фонды, которые регламентируются, как правило, специальными нормативными актами. К их числу относятся инновационные фонды, фонды национального развития, охраны природы, организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья, фонд (резерв) универсального обслуживания. Наличие таких фондов приводит к росту затрат, создает неравные условия хозяйственной деятельности для предприятий различных отраслей и форм собственности. От такой практики рано или поздно придется избавляться.

     Три года назад предложение ввести электронное  декларирование для сдачи отчетов  в контролирующие органы стало одним из пунктов Национальной платформы бизнеса Беларуси.

     Для многих субъектов хозяйствования  при переходе на электронное декларирование все равно необходимо ехать в  налоговые органы, чтобы подать документы  для зачета НДС, на предоставление льгот  по подоходному налогу и т.д. Многие говорят о завышенной стоимости регистрации (ее продления) абонента с выдачей носителя ключевой информации, которая по расценкам РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» с 1 июля 2010г. составляет 257 830 Br с НДС для юрлиц и 232 050 — для ИП. В большинстве же стран Западной Европы основную часть расходов по распространению электронного декларирования берет на себя бюджет, а декларанты либо вообще освобождены от платежей, либо вносят символичную плату.

     В ряде стран, занимающих более высокие места в рейтинге, больше налоговых платежей или ставки налогов выше. Поэтому Беларусь уже  который год подряд замыкает рейтинг из 183 стран по уплате налогов не только и не столько из-за количества налоговых платежей и уровня налоговых ставок.

     Среди основных проблем отечественного налогового законодательства можно выделить нестабильность налогового законодательства и нечёткость изложения отдельных норм, а также  высокую периодичность уплаты налогов.

     Понятно, что налоговые нормы в стране, собственная налоговая система сформирована сравнительно недавно, могут и должны меняться. Однако имеют место случаи введения новых норм накануне и вступления в силу или задним числом. Например, Особенная часть Налогового кодекса вступила в силу с 1 января 2010г., а была принята только 29 декабря 2009г. Более того, практически в течение всего первого полугодия налоговое законодательств «подстраивалось» под Налоговый кодекс. В результате рядом льгот, предусмотренных НК, невозможно было воспользоваться, поскольку не были утверждены соответствующие перечни, например, медицинских услуг и т.д.

     Нечёткость  изложения отдельных норм и положений, регулирующих исчисление и уплату налогов, приводит к высокой трудоёмкости и непреднамеренным ошибкам. Прежде всего, это относится к НДС, налогам на прибыль и экологическому. Что касается НДС, то здесь действует весьма сложный механизм налоговых вычетов с рядом ограничений. Кроме того, действует и довольно громоздкий порядок подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС [9, с.14].

     По  налогу на прибыль по-прежнему часто  возникают вопросы, связанные с  учётом в целях налогообложения  отдельных затрат. Проблема применения льготы по налогу на прибыль при  осуществлении капвложений, возникшая  в этом году из-за особых условий, установленных законодательством, вызвала целую череду критики экспертов и разъяснений чиновников. В результате льготой не смогли воспользоваться многие субъекты хозяйствования из-за сложного механизма её применения.

     В 2010г. расширятся возможности для применения льготы по налогу на прибыль, направляемой на капвложения. При этом будет достаточно самого факта осуществления инвестиций без увязки с амортизационным фондом. Это нововведение станет одним из важных стимулов для роста инвестиционной активности субъектов предпринимательской деятельности.

     Принятие  Особенной части Налогового кодекса  имеет типичную для всех белорусских  кодексов особенность, связанную с "рамочностью" отдельных ее положений, когда норма законодательства прописана, но прямой порядок ее применения в  документе не установлен. Так, например, в кодексе сохранена отсылка на нормативные акты президента в определении перечня льготируемых и освобожденных от обложения НДС медицинских услуг, лекарственных средств.

     Наличие отсылочных норм снижает ценность кодекса  как единого нормативного документа, регулирующего порядок налогообложения в Республике Беларусь. Государству необходимо менять подходы к порядку предоставления льгот. С целью как бухгалтерской, так и этической, важно уйти от списочности льгот к сплошному порядку их применения [22].

     Одним из новшеств НК стало разрешение плательщикам самостоятельно определять, следует ли вести книгу покупок по НДС или не следует. С одной стороны, отказ от ведения книги покупок упростит налоговый учет и позволит избежать потенциального нарушения порядка ведения налогового учета, к которому относится неверное заполнение книги покупок. Штраф за данное нарушение составляет от 4 до 20 базовых величин.

     С другой стороны, избавление от одной  опасности может привести к другой, еще большей. Так, в процессе заполнения книги покупок предприятия имели возможность еще раз перепроверить все документы, в которых выделен входной НДС, и тем самым избежать ошибок с неверным определением входного налога. При отсутствии ведения книги покупок данной перепроверки нет и соответственно повышается вероятность допущения ошибок при начислении налога. Кроме того, наличие книги покупок упрощает проверку налоговых органов и сокращает сроки ее проведения. Таким образом, в существующих условиях предприятиям вряд ли следует отказываться от книги покупок, так как при отсутствии должного внутреннего контроля это грозит большими неприятностями в виде дополнительно начисляемого или не принятого к вычету налога.

       Одним из достижений Особенной  части Налогового кодекса   считается отсутствие в главе 14 Кодекса перечня затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении. Вместо него в статье 130 НК дано их общее определение и принципы распределения, а в ст.131 — перечень затрат, не учитываемых при налогообложении.

     По  мнению разработчиков, такой подход существенно упростит работу бухгалтеров  и обеспечит сближение бухгалтерского и налогового учета. В подп.1.26 ст.131 НК авторы Кодекса не ограничились налоговым законодательством. Таким  образом, если в каком-либо нормативном правовом акте есть прямое указание на то, что некие расходы не включаются в затраты, учитываемые при налогообложении, то при исчислении налога на прибыль они не учитываются. Таких документов за прошлые годы накопилось немало.

     Из  формулировки подп.1.26 ст.131 НК  вытекает, что связь затрат с производством  определяется исключительно законодательством, а не их экономическим содержанием. Если менеджерам не доверено решать, для  каких целей понесены затраты, то в законодательстве не должно быть недомолвок по их определению при исчислении налогов. Поэтому нужна полная ревизия подобных нормативных актов и приведение их в соответствие с НК.

Информация о работе Проблема налогообложения и распределения налогового бремени в экономике