Проблемы исчисления и уплаты акцизов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:55, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: исследовать действующий механизм исчисления и уплаты акцизов, выявить проблемы действующего механизма и определить перспективы его развития и совершенствования в современной налоговой системе Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
 определить значимость акцизов, роль в налоговой системе и федеральном бюджете РФ;
 определены основные элементы налогообложения акцизами в соответствии с НК РФ;
 выявить проблемы акцизного налогообложения в РФ;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………...

3
1. Общая характеристика, основные положения законодательства об акцизах………..
5
1.1. Фискальная значимость акцизов, роль в налоговой системе и федеральном бюджете РФ………………………………………………………………………………………….

5
1.2. Плательщики акцизов, объект налогообложения, подакцизные товары…………….
1.3. Ставки акцизов и определение налоговой базы, порядок исчисления и уплаты акцизов………………………………………………………………………………………………..
9

13
2. Проблемы исчисления и уплаты акцизов …………………………………………………..
19
2.1. Проблемы действующего механизма исчисления и уплаты акцизов………………..
19
2.2. Перспективы развития действующего механизма исчисления и уплаты акцизов 2011 – 2013 гг……………………………………………………………….………………………..

24
Заключение………………………….........................................................................................
Список литературы…………………………………………………………………………………..
Приложения…………………………………………………………………………………………...

Расчетная часть……………………………………………………………………………………...

Налоговые декларации……

Работа состоит из  1 файл

курсовая ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗОВ.doc

— 298.50 Кб (Скачать документ)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Санкт–Петербургский торгово-экономический институт

Кафедра налогообложения

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему

ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗОВ

(дисциплина «Налоги и налогообложение»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2010 г 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Введение……………………………………………………………………………………………...

 

3

1. Общая характеристика, основные положения законодательства об акцизах………..

5

1.1. Фискальная значимость акцизов, роль в налоговой системе и федеральном бюджете РФ………………………………………………………………………………………….

 

5

1.2. Плательщики акцизов, объект налогообложения, подакцизные товары…………….

1.3. Ставки акцизов и определение налоговой базы, порядок исчисления и уплаты акцизов………………………………………………………………………………………………..

9

 

13

2. Проблемы исчисления и уплаты акцизов …………………………………………………..

19

2.1. Проблемы действующего механизма исчисления и уплаты акцизов………………..

19

2.2. Перспективы развития действующего механизма исчисления и уплаты акцизов 2011 – 2013 гг……………………………………………………………….………………………..

 

24

Заключение………………………….........................................................................................

Список литературы…………………………………………………………………………………..

Приложения…………………………………………………………………………………………...

 

Расчетная часть……………………………………………………………………………………...

 

Налоговые декларации……………………………………………………………………………..

28

30

31

 

34

 

 

45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации выступают акцизы. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить. С одной стороны акцизы являются относительно новым явлением в российской экономике, с другой, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.

В настоящий момент акцизы выполняют в большей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления товаров, сколько к пополнению бюджета. Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место быть в обществе, совершенствование налогообложения в сфере акцизов может выступать одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения бюджета.

В экономической литературе развитых стран вопросы акцизного налогообложения занимают значительное место, что дает основания полагать, что вопрос этот сложен, притом, что исследования в этой области востребованы обществом в высокой степени.

Все это подчеркивает актуальность темы данной курсовой работы.

Акцизам - разновидности косвенных налоговых платежей - законодатель уделяет в последнее время пристальное внимание. Перспективность существования акцизов демонстрирует многовековая история развития косвенного обложения.

Широкое распространение косвенного налогообложения обусловлено его фискальными выгодами. Налог уплачивается незаметно для потребителя, так как включается в цену приобретаемого товара. Подчас покупатель, совершая покупку, даже не подозревает о том, что он становится плательщиком налога.

Английский экономист Уильям Пети отмечал следующие преимущества косвенных налогов перед другими налогами:

       налог взимается с того, кто оплачивает какие-либо товары или услуги, при этом налог никому не навязывается и его легко уплатить;

       исключается двойное налогообложение за один и тот же товар, поскольку его нельзя употребить дважды;

       сбор налогов дает информацию о благосостоянии государства и его граждан в конкретный момент времени.

Принятие Налогового кодекса Российской Федерации заложило фундаментальную основу правового регулирования налоговых отношений в России. В настоящее время главой 22 НК РФ определены основные элементы налогообложения акцизами - налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога. В соответствии с положениями Налогового кодекса принят также ряд подзаконных нормативно-правовых актов по вопросам уплаты акцизов.

Вместе с тем, анализ действующего законодательства о налогах и сборах и правоприменительной практики позволяет выявлять негативные тенденции процесса нормативного регулирования налоговых отношений и разрабатывать комплекс мер, способствующих повышению качества правового регламентирования вопросов исчисления и взимания акцизов.

Цель курсовой работы: исследовать действующий механизм исчисления и уплаты акцизов, выявить проблемы действующего механизма и определить перспективы его развития и совершенствования в современной налоговой системе Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

       определить значимость акцизов, роль в налоговой системе и федеральном бюджете РФ;

       определены основные элементы налогообложения акцизами в соответствии с НК РФ;

       выявить проблемы акцизного налогообложения в РФ;

       рассмотреть перспективы развития акцизного налогообложения в РФ на плановый период 2011 – 2013 гг.

       сформулировать общие рекомендации по правовому регулированию вопросов исчисления и взимания акцизов.

Объектом исследования являются теоретические и практические вопросы правового регулирования налоговых отношений, в том числе отношений по установлению, исчислению, уплате акцизов и обеспечению механизма взимания этих платежей.

Предмет исследования: действующий механизм исчисления и уплаты акцизов.

 

1. Общая характеристика, основные положения законодательства об акцизах

1.1. Фискальная значимость акцизов, роль в налоговой системе и федеральном бюджете РФ

Акцизы, как и налог на добавленную стоимость, — федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене подакцизного товара. По сравнению с НДС акцизы имеют ограниченную область применения. Они распространяются на весьма узкий перечень товаров отечественного и импортного производства и не затрагивают сферу работ и услуг. Налогообложение акцизами осуществляется применительно к каждому отдельному виду подакцизных товаров, т. е. имеет индивидуальный характер. Акцизы взимаются в Российской Федерации с 1992 года. Акцизы устанавливаются на товары массового спроса. Товары, с которых взимаются акцизы, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода. Акцизы препятствуют образованию сверх высоких прибылей, поэтому ими облагаются компании, занимающиеся подакцизной продукцией[1].

В отличие от НДС взимание акциза в отношении конкретного товара производится только один раз на одной из стадий его продвижения. Как правило, это происходит на начальной стадии по выходу товара из производства. При перепродаже товар, по которому акциз был уже уплачен, вновь акцизом не облагается. Сумма акциза, изначально добавленная к отпускной цене товара, на всех последующих стадиях его продвижения становится составной частью цены. Построение акцизов по принципу однократности взимания выгодно отличает их от НДС, так как в определенной мере сдерживает дальнейшее развитие инфляционных процессов.

Акцизы играют весомую роль в формировании бюджетных доходов. В 1997г. в федеральный бюджет поступило акцизов в сумме 50,4 млрд. руб., а уже в 2009г. 2502,6 млрд. руб. Данные о поступлении акцизов в федеральный бюджет представлены в таблице 1.1.1.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.1.1.

Поступления акцизов в федеральный бюджет, млн. руб.[2]

Наименование налогов и платежей

              2008 год

2009 год

2010 год

В % к общему объему бюджета

1,80%

1,86%

1,98%

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

              119 538,9

137 977,4

159 283,0

в том числе:                                                       

Акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)

Акцизы на спирт этиловый (в том числе этиловый спирт-сырец) из пищевого сырья             

Акцизы на спирт этиловый (в том числе этиловый спирт-сырец) из всех видов сырья, за исключением пищевого Акцизы на спиртосодержащую продукцию

Акцизы на табачную продукцию

Акцизы на бензин

Акцизы на автомобильный бензин

Акцизы на прямогонный бензин

Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы             

Акцизы на дизельное топливо

Акцизы на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

 

6 850,4

             

6 216,6

 

633,8

 

1 161,4

58 709,1

38 380,9

38 380,9

0,0

1 319,0

12 234,2

883,9

 

7 726,2

 

6 841,8

 

884,4

 

1 184,2

70 275,0

42 733,9

42 464,4

269,5

1 617,8

13 480,5

959,8

 

8 781,8

 

7 589,0

 

1 192,8

 

1 206,0

84 032,4

47 518,8

46 674,6

844,2

1 931,2

14 781,3

1 031,5

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации

28 564,9

32 789,3

37 530,5

 

 

Стабильность доходов обуславливается высокой собираемостью акцизов, а также введением их на товары, широко используемые либо во внешнеторговом, либо в потребительском обороте внутри страны. Собираемость - как отношение суммы фактически поступивших в консолидированный бюджет акцизов к сумме начисленных - за последние семь лет не опускается ниже 74 %.

Реальная оценка фискальной значимости, а также фискального потенциала акцизов неразрывно связана с рассмотрением круга подакцизных товаров и всех составных элементов механизма исчисления и уплаты акцизов.

С введением в действие второй части НК РФ с 1 января 2001 г. ранее применявшийся перечень подакцизных товаров пополнился за счет включения в него этилового спирта-сырца, всех видов папирос (до сих пор подакцизными признавались только папиросы 1-го класса), дизельного топлива, моторных масел, мотоциклов. Позднее из подакцизной номенклатуры были исключены ювелирные изделия, нефть и газовый конденсат, природный газ, что, несомненно, отразилось на показателе фискальной значимости акцизов в доходах как федерального, так и региональных бюджетов. На 2005 г. он снизился по федеральному бюджету до 2,5%[3], в бюджете Санкт-Петербурга — до 7,5%.[4] В 2007 г. номенклатура подакцизных товаров пополняется включением в нее спиртосодержащих товаров бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в подобной упаковке.

При рассмотрении перечня подакцизных товаров необходимо иметь в виду, что некоторые виды спиртосодержащих изделий при соблюдении определенных условий не признаются подакцизными. К их числу относятся, например, спиртосодержащие лекарственные средства, ветеринарные препараты, парфюмерно-косметическая продукция. Указанные товары не относятся к подакцизной номенклатуре при условии, если они имеют государственную регистрацию и разлиты в емкости, соответствующие установленным стандартам.

В I квартале 2010г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 99,1 млрд.рублей, что на 34,8% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Основную часть поступлений (82,7%) обеспечили акцизы на табачную продукцию, автомобильный бензин, дизельное топливо, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин). В марте 2010г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации на сумму 30,2 млрд.рублей, что на 29,3% больше по сравнению с предыдущим месяцем. [5]

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что доля акцизов в консолидированном бюджете в целом и по всем видам отдельно за последнее время увеличилась. За первый квартал 2010 года доля акцизов составляет 5,6% в консолидированном бюджете РФ, что представлено на рисунке 1.1.1.

Информация о работе Проблемы исчисления и уплаты акцизов