Проблемы исчисления и уплаты акцизов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:55, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: исследовать действующий механизм исчисления и уплаты акцизов, выявить проблемы действующего механизма и определить перспективы его развития и совершенствования в современной налоговой системе Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
 определить значимость акцизов, роль в налоговой системе и федеральном бюджете РФ;
 определены основные элементы налогообложения акцизами в соответствии с НК РФ;
 выявить проблемы акцизного налогообложения в РФ;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………...

3
1. Общая характеристика, основные положения законодательства об акцизах………..
5
1.1. Фискальная значимость акцизов, роль в налоговой системе и федеральном бюджете РФ………………………………………………………………………………………….

5
1.2. Плательщики акцизов, объект налогообложения, подакцизные товары…………….
1.3. Ставки акцизов и определение налоговой базы, порядок исчисления и уплаты акцизов………………………………………………………………………………………………..
9

13
2. Проблемы исчисления и уплаты акцизов …………………………………………………..
19
2.1. Проблемы действующего механизма исчисления и уплаты акцизов………………..
19
2.2. Перспективы развития действующего механизма исчисления и уплаты акцизов 2011 – 2013 гг……………………………………………………………….………………………..

24
Заключение………………………….........................................................................................
Список литературы…………………………………………………………………………………..
Приложения…………………………………………………………………………………………...

Расчетная часть……………………………………………………………………………………...

Налоговые декларации……

Работа состоит из  1 файл

курсовая ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗОВ.doc

— 298.50 Кб (Скачать документ)
style="text-align:justify">Сумма акциза, исчисленная исходя из налоговой базы, не всегда совпадает с суммой акциза, подлежащей уплате в бюджет. Это объясняется тем, что НК РФ предусматривается уменьшение начисленной суммы акцизов по облагаемым операциям на величину налоговых вычетов. [17]

Уменьшение общей начисленной суммы акцизов по операциям с подакцизными товарами производится на величину налоговых вычетов, предоставляемых при:

            использовании налогоплательщиками, производящими подакцизную продукцию, в качестве сырья для ее изготовления приобретенных подакцизных товаров. В данном случае вычету подлежит сумма акцизов, уплаченная по приобретенным подакцизным товарам, использованным в качестве сырья. Аналогичный вычет осуществляется и при изготовлении подакцизной продукции из давальческого подакцизного сырья, по которому был уплачен акциз на территории России. Вычет предоставляется изготовителю такой продукции по операциям ее передачи собственнику давальческого сырья. Налоговые вычеты в указанных случаях могут быть произведены только при условии, если ставка акциза на подакцизные товары, использованные в качестве сырья, определена на ту же единицу измерения налоговой базы, что и налоговая ставка по подакцизной продукции, произведенной из этого сырья;

            приобретении этилового спирта из пищевого сырья для изготовления виноматериалов, использованных в дальнейшем в производстве алкогольной продукции. Вычету подлежит сумма уплаченного акциза по этиловому спирту, использованному для изготовления виноматериалов

            возврате покупателем подакцизных товаров или отказе от них. Вычету подлежит сумма акциза, уплаченная налогоплательщиком по этим товарам.

Порядок применения налоговых вычетов регламентируется НК РФ[18]. Его основополагающие моменты, относящиеся к плательщикам акцизов по подакцизным товарам, состоят в следующем.

1.            Налоговые вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами покупателям при реализации подакцизных товаров, либо на основании документов, подтверждающих ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию России.

2.            Вычетам у налогоплательщиков подлежат только суммы акциза, фактически уплаченные на территории РФ продавцам подакцизных товаров или таможенным органам при ввозе подакцизных товаров из-за рубежа.

3.            При оплате подакцизных товаров, использованных в качестве сырья для производства других подакцизных товаров, третьими лицами налоговые вычеты производятся, если в расчетных документах указано наименование организации, за которую произведена оплата. При этом величина указанных налоговых вычетов определяется в размере, приходящемся на стоимость использованных в качестве основного сырья подакцизных товаров, включенную в расходы по производству другой подакцизной продукции, учитываемые при исчислении налога на прибыль организаций.

4.            Вычеты суммы акциза по этиловому спирту из пищевого сырья, использованному для изготовления виноматериалов, производятся исходя из объемной доли этилового спирта, использованного для производства виноматериалов, на момент их приобретения. При этом налогоплательщик, производящий алкогольную продукцию, обязан представить в налоговые органы договор купли-продажи виноматериалов, платежные документы с отметкой банка, подтверждающие факт оплаты приобретенных виноматериалов, списанных в качестве основного сырья на производство алкогольной продукции.

Сумму налогового вычета можно определить по следующей формуле:

В = (НхД) : 10О% х О,

где В - сумма налогового вычета; Н - налоговая ставка акциза на этиловый спирт; Д — объемная доля этилового спирта, содержащаяся в приобретенных виноматериалах; О - объем виноматериалов, списанных на производство вина.

Сумма налоговых вычетов в отдельные налоговые периоды может превышать общую сумму акцизов, исчисленную исходя из сложившейся налоговой базы. В связи с этим уплаты акцизов не происходит. Образующаяся сумма превышения налоговых вычетов подлежит возмещению налогоплательщику путем зачета в счет уплаты налогов и сборов, пени, недоимок, сумм присужденных налоговых санкций в отчетном налоговом периоде и трех последующих налоговых периодах. Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, связанным с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу РФ, — по согласованию с таможенными органами. По истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным, сумма, оставшаяся незачтенной, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.

Уплата акцизов по операциям реализации (передачи) произведенных налогоплательщиками подакцизных товаров производится по истечении каждого налогового периода равными долями в два срока:

       не позднее 25-го числа следующего месяца;

       не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Исключение предусмотрено для уплаты акциза по операциям с прямогонным бензином и денатурированным этиловым спиртом, которые признаются объектом налогообложения в соответствии с сохраняющимся в 2007 г. особым порядком акцизного налогообложения этих товаров.

Применение особого порядка налогообложения акцизом указанных товаров обусловлено характером их производственного использования. Прямогонный бензин используется в качестве сырья для производства продукции нефтехимии, которая в номенклатуру подакцизных товаров не включается. Лицам, осуществляющим операции с прямогонным бензином в условиях применения особого порядка его акцизного налогообложения, с 1 января 2007 г. предусматривается выдача свидетельств на производство прямогонного бензина и на его переработку при изготовлении продукции нефтехимии.

У организации, имеющей свидетельства на переработку прямогонного бензина, объект налогообложения возникает при получении этого подакцизного товара. Под получением понимается приобретение прямогонного бензина в собственность. Если организация имеет собственное производство прямогонного бензина и самостоятельно осуществляет его переработку при наличии соответствующего свидетельства, то у нее также возникает объект налогообложения акцизом по операции получения прямогонного бензина. А передача его из одного структурного подразделения в другое в качестве сырья для изготовления продукции нефтехимии у такой организации не признается облагаемой операцией.

Таким образом, в отличие от общеустановленного порядка налогообложения,

у организации, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина, возникает принципиально иной объект налогообложения акцизом этого товара.

Аналогичный особый порядок налогообложения сохраняется в 2007 г. и в отношении денатурированного этилового спирта, используемого на производство спиртосодержащей продукции организациями, имеющими свидетельство на осуществление указанного вида деятельности.[19]

Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту организациями, имеющими соответствующее свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с указанными товарами в соответствии с особым порядком их акцизного налогообложения, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Акцизы, как правило, уплачиваются по месту производства подакцизных товаров. Налогоплательщики по окончании каждого налогового периода обязаны в установленный срок представлять в налоговые органы налоговую декларацию по акцизам по месту своего нахождения и месту нахождения обособленных подразделений.

 

 

 

 

 

2. Проблемы исчисления и уплаты акцизов

2.1. Проблемы действующего механизма исчисления и уплаты акцизов

Как и большинство налогов, акцизы обладают двумя основными функциями: фискальной и регулирующей. В большинстве развитых стран регулирующая функция акцизов является главенствующей, так как основной упор при налогообложении делается на налоги с дохода, что объясняется их большей социальной справедливостью. Косвенные налоги, к которым относятся акцизы, имеют регрессивный характер и поэтому их широкое применение считается нецелесообразным.

Наиболее спорным вопросом при введении акцизов является конкретная ставка того или иного акциза. Большинство методик определения таких ставок основываются на эластичности спроса и предложения. Изначальным моментом при их применении является прояснение вопроса о том, какую в данном случае фискальную или регулирующую функцию должен выполнять тот или иной акциз и в зависимости от этого достаточно просто рассчитывается ставка.

В настоящие время в России акцизные сборы (налоги) выполняют в большей своей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизных сборов не столько к регулированию производства и потребления тех или иных товаров, сколько к пополнению бюджета.

Перед государством поставлена задача сбалансировать бюджет РФ к 2015 г., что неоднократно отмечал премьер – министр В. Путин.[20] От повышения акцизов на горюче-смазочные материалы (ГСМ) в 2011 году бюджет получит дополнительно 82,9 млрд. руб., в 2012-м – 174 млрд. руб. и в 2013-м – 279 млрд. руб. Однако даже такие добавки не помогут ликвидировать бюджетный дефицит. По словам министра финансов А. Кудрина, для решения этой бюджетной задачи «нужно пройти путь как повышения налогов, так и снижения расходов».

17 ноября 2010 года Государственная Дума проголосовала за поправки в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ и ФЗ "О налоговых органах РФ". Индексируются акцизы на алкоголь, табак и моторное топливо. Это позволит привлечь в бюджет 110 миллиардов рублей в 2011 году, 226 миллиардов рублей — в 2012 году и 183 миллиарда рублей в 2013 году.

Бюджеты же субъектов РФ в 2011 году получат 70% доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла, в федеральный бюджет будет перечислено 30% этих доходов. В 2012 году пропорции распределения доходов от акцизов между федеральным и региональными бюджетами составят 23% и 77%, в 2013 году - 28% и 72% соответственно.

В части акцизов на нефтепродукты следует отметить, с одной стороны, в России они играют роль платежа за пользование автодорогами, с другой - нет стопроцентного соответствия круга плательщиков этих акцизов кругу пользователей автодорог.

Например, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей подлежат налогообложению акцизами независимо от того, где эти двигатели установлены и в какой сфере деятельности применяются (на автомобильном транспорте, речных или морских судах, на буровой технике или для обогрева жилых помещений и т.д.). Кроме того, отнесение к подакцизным товарам прямогонного бензина не обусловлено необходимостью привлечения средств для функционирования дорожного хозяйства.

Также размер ставок акциза на разные виды нефтепродуктов определяется, исходя из стоимости одной тонны каждого вида товара и находится в прямой зависимости от вида товара. При этом, в нашей стране не учитывается такой принцип определения налоговых ставок, характерный для экономически развитых стран, как налогообложение менее экологически опасных нефтепродуктов по меньшим ставкам.

Фискальная направленность акцизных сборов (налогов) на бензин не вызывает сомнений, и это при том, что повышение цен на бензин - один из факторов, влияющих на повышение расходов практически любого производства, следовательно, повышения общественно необходимых расходов на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики в целом.

Повышение акцизов на бензин обойдется гражданам в ближайшие три года более чем в 80, 170 и 270 млрд. руб. соответственно. Тем не менее, как уже отмечалось ранее, даже такое увеличение налоговой нагрузки не поможет правительству сбалансировать бюджет. [21]

Регулирующее воздействие акцизных налогов все же проявляется в нашей стране, и наиболее оно благотворно в сфере оборота алкогольной и табачной продукции. Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной продукции. Тем не менее, проблемы акцизного налогообложения алкогольной продукции существуют.

В первую очередь, это касается алкогольной продукции, которая производится с использованием этилового спирта. За время существования нынешней системы взимания акцизов, появились так называемые схемы по уклонению от уплаты акцизов, когда акциз по использованному сырью фактически в бюджет не уплачивается, а в налоговые органы производители алкоголя представляют фальшивые документы, которые подтверждают, что акциз уплачен.[22]

Существует необходимость введения изменений, направленных на предотвращение применения таких схем по уклонению от уплаты акцизов и на усиление контроля за оборотом, прежде всего, спирта. Сегодня одна часть акциза в бюджет получается от производителя спирта, а  вторая часть - от производителя алкогольной продукции. С внесением этих изменений вся сумма акциза в таком же размере, если сравнивать с сегодняшним днем и не брать во внимание индексацию, будет уплачиваться на стадии закупки спирта производителем алкогольной продукции.

Тем не менее, неумеренная политика государства в направлении уменьшения производства и потребления алкоголя может привести к неоднозначным последствиям. В то же время акцизное налогообложение алкоголя считается единственным действенным методом снижения его производства. Также нужно принять во внимание, что часть регионов в РФ в значительной мере зависит от производства алкогольной продукции, и необоснованное повышение этих налогов может привести к экономическому кризису в этих регионах.

Регулирующая и социальная функция акцизного налогообложения проявляется и по отношению к табачной продукции.

В июне 2010 года Минфин России озвучил свои предложения по увеличению акцизов на табак. Согласно разработанным в министерстве поправкам в Налоговый кодекс РФ предложено в 2011—2013 гг. ежегодно увеличивать акцизы на сигареты примерно на 30%. По плану финансового ведомства минимальный акциз на пачку сигарет с фильтром (это 95% всех сигарет) с 1 января 2011 г. составит 7,2 руб. В 2010 г. акциз был всего на 2 руб. меньше.[23]

Информация о работе Проблемы исчисления и уплаты акцизов