Проблемы исчисления и уплаты акцизов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:55, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: исследовать действующий механизм исчисления и уплаты акцизов, выявить проблемы действующего механизма и определить перспективы его развития и совершенствования в современной налоговой системе Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
 определить значимость акцизов, роль в налоговой системе и федеральном бюджете РФ;
 определены основные элементы налогообложения акцизами в соответствии с НК РФ;
 выявить проблемы акцизного налогообложения в РФ;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………...

3
1. Общая характеристика, основные положения законодательства об акцизах………..
5
1.1. Фискальная значимость акцизов, роль в налоговой системе и федеральном бюджете РФ………………………………………………………………………………………….

5
1.2. Плательщики акцизов, объект налогообложения, подакцизные товары…………….
1.3. Ставки акцизов и определение налоговой базы, порядок исчисления и уплаты акцизов………………………………………………………………………………………………..
9

13
2. Проблемы исчисления и уплаты акцизов …………………………………………………..
19
2.1. Проблемы действующего механизма исчисления и уплаты акцизов………………..
19
2.2. Перспективы развития действующего механизма исчисления и уплаты акцизов 2011 – 2013 гг……………………………………………………………….………………………..

24
Заключение………………………….........................................................................................
Список литературы…………………………………………………………………………………..
Приложения…………………………………………………………………………………………...

Расчетная часть……………………………………………………………………………………...

Налоговые декларации……

Работа состоит из  1 файл

курсовая ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗОВ.doc

— 298.50 Кб (Скачать документ)

Вокруг данного заявления поднялся шум. Табачные компании беспокоились об увеличении уровня контрабанды сигарет и о так называемых табачных бунтах. Возмущались и курящие граждане. Они волновались, что непомерные цены на сигареты разорят их семейный бюджет.

На самом деле предложение Минфина означает, что в год табачные компании будут платить в бюджет России за одного курильщика 2628 руб. (7,2 руб. акциза с пачки сигарет, выкуриваемой средним курильщиком в день, умножаем на 365 дней в году), то есть около 70 евро. Даже в многолюдном Китае государство не занимается такой благотворительностью в отношении табачных компаний. В Румынии табачные компании платят в бюджет в год более 500 евро за одного курильщика (1,28 евро — минимальный акциз в ЕС плюс 12 евроцентов с пачки — специальный налог на сигареты умножается на 365 дней).

Акцизы на табак в России ниже, чем в странах Евросоюза, Турции, Китае. В частности, для более бедных стран ЕС, таких как Румыния и Болгария, минимальная ставка — 1,28 евро (50 руб.) акциза на пачку. В России сегодня казна получает порядка 0,13 евро (5 руб.) с пачки сигарет. Для сравнения: на Украине акцизная ставка на табак около 0,24 евро (2,30 гривны, или порядка 9 руб.).

В 2009 г. сборы акцизов на табачные изделия, по данным Федерального казначейства, составили 79,8 млрд. руб. (78,26 млрд. руб. — акцизы от табачной продукции, произведенной в РФ).[24]

В 2008 г., по данным, полученным Росстатом в ходе выборочного обследования домохозяйств, доля расходов на табачные изделия в бюджете домохозяйства составила 0,7% всех расходов, что является несущественным и свидетельствует о высоком потенциале для повышения налога при очевидном позитивном влиянии на общественное здравоохранение. Последние годы благодаря росту доходов населения и более медленному росту цен на сигареты затраты домохозяйств на табак снижались.[25]

В целом законодательная база в сфере акцизного налогообложения еще недостаточно проработана. В частности это относится к большому объему документов, которые недостаточно систематизированы и трудны для восприятия.

Например, действующей редакцией статей 202 и 203 НК РФ установлены взаимоисключающие нормы. Так, согласно статье 202 НК РФ налогоплательщик имеет право самостоятельно зачесть указанную сумму в счет предстоящей уплаты акциза, а согласно статье 203 НК РФ такой зачет должен производить налоговый орган. С целью устранения имеющихся противоречий предполагается уточнить порядок возмещения (путем зачета или возврата) суммы превышения налоговых вычетов над исчисленной суммой акциза.

Спорными остается ряд вопросов о  величинах ставок акцизных налогов, а также способах индексирования величины специфических ставок.

Сегодня практика применения норм Налогового Кодекса (в частности главы 22 «Акцизы») показывает, что законодатель стремится эффективнее использовать этот закономерный механизм порождения юридических фактов в сфере налогообложения. Вместе с тем, следует признать, что ответные управленческие решения на негативные проявления государственных финансов принимаются, как правило, не заблаговременно. Пробелы и неясности  законодательства выявляются уже после принятия норм налогового закона, в результате возникновения большого количества конфликтных ситуаций, и восполняются путем постоянной и значительной корректировки действующего налогового законодательства (в том числе существенных элементов налога), что негативно отражается в конечном итоге на стабильности бюджетных поступлений и, естественно, недопустимо. Тем не менее, регулярное использование информативной функции юридических фактов в сфере налогообложения ведет к постепенному совершенствованию законодательной техники правового регулирования налоговых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Перспективы развития действующего механизма исчисления и уплаты акцизов 2011 – 2013 гг

В ближайшее время не планируется существенных изменений в акцизном налогообложении. Вместе с тем, планируется внести ряд поправок, направленных на уточнение действующего порядка налогообложения с целью повышения его эффективности.

В целях дополнительного обеспечения поступления в бюджетную систему Российской Федерации акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации комплексом мер по повышению эффективности регулирования рынка алкогольной продукции в Российской Федерации и производства этилового спирта, предлагается внести изменения в действующий порядок исчисления и уплаты акцизов на указанные подакцизные товары, что должно привести к повышению эффективности акцизного налогообложения алкогольной продукции, а также к снижению возможностей для уклонения от налогообложения.

В соответствии с «Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» в планируемом периоде предполагается, как и в предыдущие годы, осуществлять ежегодную индексацию ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации.[26]

При этом опережающими темпами по сравнению с другими подакцизными товарами будут проиндексированы ставки акцизов на алкогольную (при условии перехода к новой системе взимания акцизов), спиртосодержащую и табачную продукцию.

В ближайшие три года в России будут повышены акцизы на алкогольную, табачную продукцию и на нефтепродукты. Соответствующие изменения, разработанные правительством, вносятся в Налоговый кодекс.

1 декабря 2010 года президент подписал федеральный закон, устанавливающий ставки акцизов на алкоголь в 2011—2013 годах, а также меняющий существующий порядок исчисления и уплаты акциза в отношении алкогольной и спиртосодержащей продукции. Согласно поправкам, внесенным в Налоговый кодекс, увеличение акцизов на табак составит 30—40% в год, а на алкоголь — 10% в год.

Уточнен перечень подакцизных товаров (в частности, к числу таких товаров отнесен спирт коньячный); введена новая статья 186.1 НК РФ, устанавливающая особенности взимания акциза по ввозимым в РФ товарам Таможенного союза, подлежащим маркировке акцизными марками; предусматривается обязанность уплаты авансового платежа акциза и возможность освобождения от его уплаты при предоставлении банковской гарантии, допускающей бесспорное списание со счета гаранта денежных средств. Также установлены дифференцированные ставки акцизов в отношении операций по реализации спирта этилового и спирта коньячного.

Соответствующий закон был принят Государственной думой 19 ноября и одобрен Советом Федерации 24 ноября 2010 года.

Согласно поправкам в законе ставка акциза на этиловый и коньячный спирт с 1 января по 31 июля 2011 года составит 34 руб. за литр. С 1 августа 2011 года для организаций, реализующих эти виды спирта, которые внесут авансовый платеж по акцизу, будет установлена нулевая ставка акциза. Для организаций, не использующих авансовый платеж, ставки акциза составят 34 руб. с 1 августа по 31 декабря 2011 года, 37 руб. в 2012 году и 40 руб. в 2013 году.

Опережающими темпами по сравнению с другими подакцизными товарами проиндексированы ставки акцизов на сигареты с фильтром и без фильтра, а также на папиросы. С 2012 года для этих товаров установлена единая ставка акциза.

Акциз на сигареты с фильтром с 2011 года может составить 280 руб. за тысячу штук плюс 7% от максимальной розничной стоимости. К 2013 году этот акциз вырастет до 460 руб. за тысячу штук плюс 8% от стоимости. Акциз на сигары за это время поднимется с 30 до 39 руб. за штуку.

Что касается парфюмерно-косметической продукции, бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке и пива с содержанием спирта до 0,5%, то здесь сохранится нулевая ставка акциза.

Также терминология, применяемая в налоговом кодексе РФ, приводится данным законом в соответствие с терминологией, применяемой в таможенном законодательстве Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательстве РФ о таможенном деле.

Закон вступает в силу с 1 января 2011 года с соблюдением общего порядка, установленного для законодательных актов в сфере налогообложения.

Средняя индексация ставок акцизов на пиво с учетом инфляции составит в 2011 году 17%, в 2012-м – 22 % и в 2013-м – 9,5%.

Индексация ставок акцизов на нефтепродукты предусмотрена по следующей схеме: на 1 рубль в расчете на 1 литр к действующим ставкам 2011 года, на 6% и на 1 рубль на 1 литр с 2012 года, на 5,4% и на 1 рубль на 1 литр с 2013 года. [27]

По мнению Минфина, текущие ставки акцизов акциза на табачную продукцию в настоящее время является оптимальным как с точки зрения увеличения налоговых доходов федерального бюджета, так и недопущения создания экономически выгодных условий для контрабанды и незаконного производства табачных изделий.

Предлагаемое же значительное увеличение ставок акциза и, соответственно, резкий единовременный рост цен на табачную продукцию может создать экономические предпосылки для существенного роста незаконного оборота табачных изделий.

Так, в ряде государств проведение подобной налоговой политики сопровождалось существенным ростом объемов нелегального оборота табачной продукции. Например, в Латвии доля нелегальных сигарет на рынке достигла 20 процентов, в Эстонии – 20-25 процентов, в Литве – 40 процентов. В то же время в России в настоящее время по экспертным оценкам доля незаконного оборота табачных изделий на внутреннем рынке не превышает одного процента.

Значительный рост цен на табачные изделия вследствие увеличения ставок акцизов также может привести к увеличению потребления более дешевой и менее качественной продукции, что не отвечает интересам государственной политики в области здравоохранения.

В целях дополнительного обеспечения поступления в бюджетную систему Российской Федерации акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации комплексом мер по повышению эффективности регулирования рынка алкогольной продукции в Российской Федерации и производства этилового спирта, планируется внести изменения в действующий порядок исчисления и уплаты акцизов на указанные подакцизные товары, что должно привести к повышению эффективности акцизного налогообложения алкогольной продукции, а также к снижению возможностей для уклонения от налогообложения.

С 2011 года уплата акцизов на алкогольную продукцию будет производиться до покупки акцизных марок.

Планируется уточнить действующий порядок исчисления и уплаты акцизов, указав, что суммы акциза, уплаченные при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья, принимаются к вычету только в том случае, если использование этого сырья предусмотрено ГОСТами, ТУ, рецептурами и другой нормативно-технической документацией, согласованной с соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Одновременно предполагается также дополнить перечень документов, подтверждающих право на налоговые вычеты, документами, подтверждающими количество сырья, фактически использованного в производстве.

Планируется также включение в соответствующие статьи НК РФ норм, предусматривающих обязанность налогоплательщиков акцизов восстанавливать суммы акциза, принятые к вычету, по использованному подакцизному сырью в случае возврата налогоплательщику произведенных им подакцизных товаров, их утраты (недостачи), произошедшей в процессе производства и хранения до момента реализации, а также в случае уничтожения налогоплательщиком произведенных им подакцизных товаров.

В заключение необходимо отметить, что совершенствование содержания главы 22 «Акцизы» НК РФ в процессе проведения современной налоговой реформы, несомненно, будет способствовать дальнейшему повышению качественного уровня правового регулирования применения акцизов в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Акцизы в настоящее время являются самостоятельным звеном в системе косвенных налогов. Представляется, что сегодня назначение этого звена состоит, в первую очередь, в целенаправленном регулировании отдельных сфер общественной жизни, поэтому именно регулирующему воздействию акцизных платежей следует уделять более пристальное внимание в процессе  правовой регламентации отношений по поступлению этих налогов в бюджет. В то же время, регулирующее воздействие акцизов на отдельные сферы производства сопряжено с обеспечением фискальных интересов государства, путем изъятия «сверхприбыли» высокорентабельных отраслей хозяйства.

Государству действительно необходимо повысить собираемость налогов с высокорентабельных производств и оборотов, к которым, в первую очередь, относятся вышеназванные сферы.

Происходящий в последние годы непрерывный процесс правового регламентирования отношений, связанных с извлечением дохода в указанных сферах, не всегда последователен и удачен. Тем не менее, государство, создавая правовую базу, стремится максимально исключить легальные возможности (существующие по причине пробелов в законодательстве) избежания налогообложения высокорентабельными производствами.

В настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики. Они установлены на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль:

       это один из важных источников дохода бюджета;

       это средство ограничения потребления подакцизных товаров и регулирования спроса и предложения товаров.

Изначально задуманные как социально направленные налоги, акцизные сборы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизные налоги перекладываются на беднейшую часть населения. Именно косвенные налоги оказывают значительный сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях затянувшегося кризиса.

Информация о работе Проблемы исчисления и уплаты акцизов