Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических, методологических и практических основ налогообложения доходов физических лиц.
Исходя из поставленной цели работы при написании курсовой работы ставились следующие задачи:
- ознакомиться с историей развития налогообложения доходов физических лиц;
- охарактеризовать сущность и значение налогообложения доходов физических;
- изучить действующую систему исчисления и взимания налогов на доходы физических лиц;
- определить основные направления совершенствования налогообложения доходов физических лиц.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 5
1.1 История развития налогообложения доходов физических лиц 5
1.2 Общая характеристика налогообложения доходов физических лиц 6
1.3 Сущность и значение налогообложения доходов физических лиц в Республике Беларусь 8
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 12
2.1 Подоходный налог 12
2.1.1 Плательщики о объект налогообложения…………………………...12
2.1.2 Доходы, не подлежащие налогообложению 16
2.1.3 Ставки и исчисление налога 20
2.1.4 Налогообложение доходов, получаемых физическими лицами по месту основной работы (службы, учебы) в течение календарного года 21
2.1.5 Налогообложение доходов, получаемых не по месту основной работы (службы, учебы) в течение календарного года 25
2.1.6 Налогообложение доходов иностранных граждан, лиц без гражданства 26
2.1.7 Налогообложение доходов от предпринимательской деятельности 28
2.1.8 Налогообложение других доходов 30
2.1.9 Особенности налогообложения отдельных доходов 32
2.2 Налог на недвижимость 34
2.3 Платежи за землю 37
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВ НА ДОХОДОЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 41
3.1 Основные направления совершенствования системы налогообложения доходов физических лиц………………………………………………………41
3.2 Меры реформирования системы налогообложения физических лиц в Республике Беларусь…………………………………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
При этом районный, городской, поселковый и сельский Советы депутатов могут повышать или понижать ставки земельного налога, но не более чем на 50 %.
Законодательством установлены льготы по платежам за землю. В частности, плата не взимается за земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, на которых введены ограничения по ведению сельского хозяйства.
Местные Советы депутатов имеют право по просьбе плательщика предоставлять льготы по земельному налогу в виде полного или частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты и понижения ставок в случаях стихийных или иных бедствий, если землевладелец или землепользователь проводит коренное улучшение земель, а также осуществляет сельскохозяйственное использование участков, на которых введены ограничения по ведению хозяйственной деятельности или не восстановлен плодородный слой почвы.
Льготы также предоставляются и отдельным категориям граждан.
Документом, на основании которого исчисляется земельный налог и арендная плата за землю, является государственный акт на земельный участок, на право собственности на землю, удостоверение на право временного пользования земельным участком, договор аренды земельного участка или сведения о наличии и состоянии земель, предоставляемые ежегодно налоговым органам землеустроительной службой местных исполнительных или распорядительных органов.
Учет плательщиков и земельных участков, а также исчисление земельного налога физическим лицам производится по состоянию на 1 января каждого года. Налоговое сообщение о размере подлежащего уплате земельного налога вручается физическому лицу ежегодно до 1 июня.
Земельный
налог уплачивается физическими
лицами не позднее 15 ноября каждого
года. [13, с.167]
ГЛАВА 3
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ
ЛИЦ
3.1 Основные
направления совершенствования
системы налогообложения
физических лиц
В Республике Беларусь на протяжении становления и развития налоговой системы постоянно проводится работа по упрощению механизма исчисления и взимания налогов, стабилизации налогового законодательства. Правительство постоянно принимает меры по снижению показателя налоговой нагрузки.
Одним из принципиально важных направлений совершенствования любой системы вообще и системы налогообложения в частности является ее содержательный анализ, который направлен на выявление сильных и слабых сторон системы во всех аспектах ее изучения: функциональном, элементном и организационном. При проведении такого анализа целесообразно использовать метод сравнения данной системы с ее аналогом для сопоставления отдельных системных характеристик и определения их соответствия целям и задачам анализируемого объекта.
При сравнительном анализе системы налогообложения, необходимым для выработки обобщенных, концептуальных, методологических положений ее совершенствования (реформирования), в качестве ее аналогов выступают налоговые системы других государств, в том числе и региональные. Путем сравнения общегосударственных налоговых систем с учетом их региональных особенностей можно выявить наиболее эффективные способы построения налоговой вертикали «центр - регионы» и в определенных случаях принципы и методы горизонтальных связей «регион – регион».
Налоговая система Беларуси за последние шестнадцать лет существенно изменилась. Тем не менее, по своим основным характеристикам она значительно отличается от применяемой в экономически развитых странах. Эти отличия носят как системный, так и методологический характер.
Для стран с развитой рыночной экономикой налог на доходы - это основной налог, обеспечивающий преобладающую долю налоговых поступлений, что также обусловлено сложившейся структурой собственности. Очевидно, что конкретная модель подоходного налога всегда зависит от реально достигнутых уровня и структуры доходов в экономике.
Учитывая
способы и возможности
Тем не менее, в большинстве стран Восточной Европы и в России благодаря проводимым реформам в последние годы отмечается тенденция к увеличению доли прямого подоходного налогообложения в общих налоговых поступлениях.
Однако
такие системные
3.2
Меры реформирования
системы налогообложения
физических лиц в Республике
Беларусь
В качестве первоочередных реформ системы налогообложения физических лиц в Беларуси можно предложить следующие меры:
1) значительно увеличить необлагаемый минимум доходов, установив так называемый "нулевой интервал", с тем, чтобы в целях социальной справедливости исключить из обложения доходы наиболее низкооплачиваемых слоев населения и освободить их от подачи налоговых деклараций;
2) существенно расширить сферу действия этого налога за счет включения в облагаемую базу всех видов постоянно получаемых доходов, пересмотра системы льгот и введения общепринятой в мировой практике налоговых вычетов;
3) пересмотреть шкалу ставок налога.
Однако нельзя решать этот вопрос однозначно в пользу установления по примеру РФ плоской единой ставки подоходного налога на уровне 13%. Необходим взвешенный подход и учет реально складывающейся динамики уровня и структуры доходов населения.
Сейчас
в Беларуси применяется сложно-
Пропорциональные ставки, безусловно, более просты и удобны в применении. Главным их преимуществом считается выравнивание условий налогообложения для различных слоев населения и снижение негативного воздействия налогов на стимулы к трудовой и инвестиционной активности.
Помимо этого, снижение прогрессивности в подоходном налогообложении и переход к пропорциональным ставкам часто имеет и эффект увеличения бюджетных поступлений.
Но нельзя однозначно утверждать, что пропорциональные ставки лучше прогрессивной шкалы. Многое зависит от реальной экономической ситуации, складывающейся дифференциации населения в зависимости от уровня получаемых доходов и, главное, от того, насколько комплексно проводится реформа. То есть, изменяются ли подходы к определению общего объема и состава доходов, подлежащих налогообложению, какие налоговые вычеты и льготы применяются при подсчете облагаемого дохода, каковы размеры необлагаемого минимума доходов, используются ли механизмы индексации доходов и вычетов на инфляцию и т.д.
Таким образом, международный опыт функционирования налоговых систем экономически развитых государств подтверждает, что наиболее крупной доходной статьей зарубежных бюджетов является подоходный налог с населения, уплачиваемый по прогрессивной шкале. Его влияние на реальный уровень жизни физических лиц и выравнивание их доходов имеет важное экономическое и социальное значение.
При разработке направлений реформирования налоговой политики и построении налоговой системы в нашей стране зачастую нарушаются основные принципы налогообложения, не используются в полной мере инструменты определения экономически обоснованных размеров налоговых льгот, недооценивается социально-ориентированная роль налогов с населения, занимающих в отличие от Республики Беларусь, ведущее место в бюджетах развитых зарубежных стран. Следствием подобного подхода является противопоставление интересов налогоплательщиков и государства, подрыв идеи социального партнерства.
Анализируя зависимость развития системы налогов на доходы физических лиц от реформирования налогового законодательства, следует отметить, что стабильность налогового законодательства – непременная предпосылка его соблюдения всеми участниками налоговых отношений.
При реформировании налогообложения доходов физических лиц необходимо учитывать следующие общие требования:
1. равенство и справедливость налоговой системы: распределение налогового бремени должно быть равным и каждый налогоплательщик должен вносить свою справедливую долю в казну государства;
2. эффективность налогообложения, реализация которой состоит в следующем:
- налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, или, в крайнем случае, оно должно быть минимальным;
- налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны;
- налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна быть понятна налогоплательщикам и принята большей частью общества.
Очевидно,
что прежде чем менять приоритеты
налоговой политики и увеличивать «налоговый
пресс» на граждан, необходимо решить
вопрос повышения доходов населения, и,
в свою очередь, введения экономически
обоснованных размеров стандартных, социальных
и имущественных налоговых вычетов. Без
этого все попытки изменить сочетание
налогов будут бессмысленны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основным
источником формирования бюджета государства
являются налоговые сборы и платежи.
Из этих средств финансируются
В
ходе выполнения курсовой работы было
определено, что построение справедливой
и эффективной системы
Вступив в рыночные отношения, Республики Беларусь должна вписаться в те нормы, которые позволили бы эффективно осуществлять налоговую политику.
Поскольку государственный бюджет формируется за счет налоговых поступлений, то в интересах государства является проведение налоговой политики, которая была бы не в ущерб простых граждан.
Исходя из рассмотренного в этой работе материала, можно сделать вывод, что налоговая система Республики Беларусь нуждается в преобразовании. Поскольку на данном этапе развития она не может убедить людей в том, что выплаченные ими налоги, в том числе налог на доходы физических лиц, смогут поддержать такую политическую систему, которая была бы в состоянии более точно отражать их приоритеты и предпочтения. Также налоговая система должна находиться в таком состоянии, в котором она могла бы быстро реагировать на изменяющиеся экономические условия.
Основными направлениями реформирования системы налогообложения доходов физических лиц являются следующие:
-
создание оптимальной
- упрощение системы налогов;
-
создание совершенной
-
совершенствование системы
-
создание рациональной системы
ответственности за налоговые
правонарушения; повышение эффективности
деятельности органов