Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:02, курсовая работа
Изучение функций и прав налоговых органов является актуальной темой, так как именно в этой области правоотношений совершается больше всего нарушений, а законодательство еще подлежит глубокой обработке. Цель данной работы не только рассмотреть основные права и функции налоговых органов, но и оценить их реальное исполнение на практике. То есть проверить соблюдается ли законодательство Российской Федерации при исполнении налоговыми органами своих функций и реализации прав.
Для того чтобы достигнуть поставленной цели необходимо решить следующие задачи: комплексно рассмотреть законодательство, регламентирующее данный вопрос; привести примеры из настоящей судебной практики, основанной на исполнении налоговыми органами своих функций и реализации своих прав; выявлять в ходе написания данной работы основные проблемы в соблюдении законности ими.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Деятельность налоговых органов, их функции и права……………….5
1.1 Организация деятельности налоговых органов…………………………...5
1.2 Функции налоговых органов……………………………………………….7
1. 3 Основные права налоговых органов………………………………………9
2. Соблюдение законности при выполнении налоговыми органами своих функций и реализации своих прав………………………………….14
2.1 Баланс прав налогоплательщиков и полномочий налоговых
Органов………………………………………………………………………….14
2.2 Соблюдение налоговыми органами законодательства РФ………………16
2.3 Ответственность налоговых органов и их должностных лиц за несоблюдение законности при реализации своих прав и выполнении ими своих функций…………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………..29
Библиографический список..…………………………………………………32
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет
им.
Н. И. Лобачевского»
Финансовый
факультет
Курсовая
работа
По
дисциплине: Правовое
регулирование налоговых
отношений
Тема:
«Соблюдение законности
при выполнении налоговыми
органами своих функций
и реализации своих
прав»
Нижний Новгород
2009 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Деятельность налоговых органов, их функции и права……………….5
1.1 Организация
деятельности налоговых органов
1.2 Функции
налоговых органов…………………………………
1. 3 Основные
права налоговых органов…………………
2. Соблюдение законности при выполнении налоговыми органами своих функций и реализации своих прав………………………………….14
2.1 Баланс прав налогоплательщиков и полномочий налоговых
Органов……………………………………………………………
2.2 Соблюдение
налоговыми органами
2.3 Ответственность
налоговых органов и их должностных лиц
за несоблюдение законности при реализации
своих прав и выполнении ими своих функций……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список..…………………………………………………32
Введение
Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Этим и определяется значение рационально организованной и эффективно действующей налоговой службы.
Налоговая
политика во многом определяет ход
и направление хозяйственно-
Все это свидетельствует о важном государственном предназначении налоговой службы, высокой ответственности всех ее органов. В сравнительно короткие сроки в РФ была образована единая централизованная система контроля за соблюдением налогового законодательства. Сегодня компетенции, задачи и полномочия налоговых органов зафиксированы в законе от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», который подчеркивает, что главными задачами налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства: правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, а также частично – валютный контроль. Права же налоговых органов установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Именно потому что централизованная система контроля за соблюдением налогового законодательства была сформирована в короткие сроки, а следовательно еще далека от совершенства, она и представляется интересной для исследования. А изучение функций и прав налоговых органов является актуальной темой, так как именно в этой области правоотношений совершается больше всего нарушений, а законодательство еще подлежит глубокой обработке. Цель данной работы не только рассмотреть основные права и функции налоговых органов, но и оценить их реальное исполнение на практике. То есть проверить соблюдается ли законодательство Российской Федерации при исполнении налоговыми органами своих функций и реализации прав.
Для того чтобы достигнуть поставленной цели необходимо решить следующие задачи: комплексно рассмотреть законодательство, регламентирующее данный вопрос; привести примеры из настоящей судебной практики, основанной на исполнении налоговыми органами своих функций и реализации своих прав; выявлять в ходе написания данной работы основные проблемы в соблюдении законности ими.
Предметом данного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере налогообложения, а также отношения, возникшие в процессе осуществления налогового контроля, действия (бездействия) должностных лиц налоговых органов и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Объектом исследования
1. Деятельность налоговых органов, их функции и права
1.1 Организация деятельности налоговых органов
Налоговый кодекс РФ статьей 30 определяет налоговые органы, как единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
Аналогичная норма предусмотрена и статьей 1 Закона РФ «О налоговых органах РФ» от 21.03.1991 года N 943-1, где предусмотрено, что налоговые органы являются единой системой контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.
В структуру налоговых органов входят:
· федеральный орган (ФНС России);
· налоговые органы по субъектам Российской Федерации (например, Управление ФНС России по Нижегородской области);
· налоговые инспекции по районам, городам, районам в городах, межрайонные налоговые инспекции (например, на территории Нижегородской области – Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Нижегородской области; на территории Сормовского района Н. Новгорода – Инспекция ФНС России по Сормовскому району города Н. Новгорода; на территории города Выкса, Навашинского и Кулебакского районов Нижегородской области – Межрайонная инспекция ФНС России № 4 по Нижегородской области). Единство системы налоговых органов обеспечивается тем, что функции контроля за взиманием налогов всех уровней на территории Российской Федерации выполняют органы ФНС России. Создание налоговых органов, не входящих в систему ФНС России, не допускается. Такое построение системы налоговых органов определено конституционным принципом единства налоговой политики и необходимо для единообразного применения налогового законодательства.
Следует иметь в виду, что ряд полномочий налоговых органов передан по законодательству государственным внебюджетным фондам и таможенным органам, которые, как и органы налоговой полиции, налоговыми органами не являются, действуют строго в пределах своей компетенции, определенной соответствующими законодательными актами.
Налоговые органы представляют собой независимую систему контроля за соблюдением налогового законодательства. В данном случае независимость понимается прежде всего как независимость от местных органов власти и управления. Она является конкретным проявлением принципа разделения властей, системы "сдержек и противовесов": праву местных органов власти вводить местные налоги, устанавливать ставки платежей, определять льготы противостоит обязанность налоговых инспекций действовать в строгом соответствии с буквой закона.1 Налоговые инспекции должны исполнять только те решения и постановления местных органов власти, которые приняты в соответствии с законом и в пределах предоставленных им прав. Местные органы власти и администрация не имеют права изменять или отменять решения налоговых органов, давать им руководящие указания.
Все управления
и инспекции ФНС России являются
юридическими лицами, имеют самостоятельные
сметы расходов, текущие счета в учреждениях
банков и гербовые печати.
1.2 Функции налоговых органов
Точное
установление функций государственного
органа имеет важное юридическое
значение: права, предоставленные
Функции налоговых органов - центрального, региональных и местных - несколько различаются. Но поскольку главная задача всех звеньев едина - контроль за соблюдением налогового законодательства, налоговым органам всех уровней присущи общие функции:
· учет налогоплательщиков;
· контроль
за соблюдением налогового законодательства
участниками налоговых
· определение в установленных случаях суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет налогоплательщиками;
· ведение оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов;
· возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
· разъяснительная работа и информирование налогоплательщиков о порядке применения налогового законодательства;
· применение
мер ответственности к
· взыскание недоимок, пеней и штрафов с нарушителей налогового законодательства;
· контроль за соблюдением законодательства о наличном денежном обращении (Налоговые органы осуществляют и иные функции, не связанные с налогообложением, обладают полномочиями и по контролю за соблюдением валютного законодательства);
· сотрудничество с зарубежными и международными налоговыми организациями.
В свою очередь функция контроля за соблюдением налогового законодательства включает в себя полномочия налогового органа по налоговому контролю. Следует иметь в виду, что понятие "контроль за соблюдением налогового законодательства" значительно шире, чем понятие "налоговый контроль", формы которого определены в ст. 82 НК РФ. Согласно этой статье налоговый контроль может осуществляться должностными лицами налоговых органов посредством:
· налоговых проверок;
· получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
· проверки данных учета и отчетности;
· осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в иных формах, предусмотренных НК РФ.
Основным способом налогового контроля являются налоговые проверки, которые позволяют наиболее полно выявить правильность исполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Остальные формы контроля чаще используются в качестве вспомогательных методов выявления налоговых нарушений или в целях сбора доказательств по выводам, которые содержатся в акте проверки.
Поскольку
налоговые органы являются частью системы
органов исполнительной власти, в
определении КС РФ от 5 июля 2005 г. № 301-О
указано, что при осуществлении
своих функций налоговые органы
обязаны взаимодействовать с иными федеральными
органами государственной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления
(п. 4 ст. 30 НК РФ).
1. 3 Основные права налоговых органов