Соблюдение законности при выполнении налоговыми органами своих функций и реализации своих прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание

Изучение функций и прав налоговых органов является актуальной темой, так как именно в этой области правоотношений совершается больше всего нарушений, а законодательство еще подлежит глубокой обработке. Цель данной работы не только рассмотреть основные права и функции налоговых органов, но и оценить их реальное исполнение на практике. То есть проверить соблюдается ли законодательство Российской Федерации при исполнении налоговыми органами своих функций и реализации прав.
Для того чтобы достигнуть поставленной цели необходимо решить следующие задачи: комплексно рассмотреть законодательство, регламентирующее данный вопрос; привести примеры из настоящей судебной практики, основанной на исполнении налоговыми органами своих функций и реализации своих прав; выявлять в ходе написания данной работы основные проблемы в соблюдении законности ими.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Деятельность налоговых органов, их функции и права……………….5
1.1 Организация деятельности налоговых органов…………………………...5
1.2 Функции налоговых органов……………………………………………….7
1. 3 Основные права налоговых органов………………………………………9
2. Соблюдение законности при выполнении налоговыми органами своих функций и реализации своих прав………………………………….14
2.1 Баланс прав налогоплательщиков и полномочий налоговых
Органов………………………………………………………………………….14
2.2 Соблюдение налоговыми органами законодательства РФ………………16
2.3 Ответственность налоговых органов и их должностных лиц за несоблюдение законности при реализации своих прав и выполнении ими своих функций…………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………..29
Библиографический список..…………………………………………………32

Работа состоит из  1 файл

Соблюдение законности.doc

— 168.00 Кб (Скачать документ)

· размер причиненных убытков и то, что  налогоплательщик сделал все, от него зависящее, чтобы убытки минимизировать. Например, если убытки вызваны отсутствием средств на счете вследствие их списания налоговым органом, налогоплательщик должен доказать, что предпринимал различные действия по изысканию иных источников (обращался в банки за получением кредита и т.п.). Мерами по предотвращению и снижению убытков могут быть и обжалования незаконных действий налоговых органов в административном или судебном порядке;

· причинно-следственную связь между незаконными действиями налоговых органов и убытками налогоплательщика. Отсутствие доказательства такой связи - наиболее частое основание для отказа в удовлетворении исковых требований о возмещении убытков.

II) Ответственность должностных лиц налоговых органов

В соответствии со ст. 12 закона РФ от 21 марта 1991 г. №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Данная норма Закона имеет отсылочный характер, и порядок применения различных видов ответственности к должностным лицам налоговых органов регулируется нормами других отраслей законодательства.

Общий порядок дисциплинарной ответственности государственных служащих установлен ст. 14 Федерального закона от 31.07.1995 № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации". В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей (совершения должностного проступка) на работника налогового органа может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

· замечания;

· выговора;

· строгого выговора;

· предупреждения о неполном служебном соответствии;

· увольнения.

До решения  вопроса о применении дисциплинарной ответственности работник налогового органа может быть временно (но на срок не более одного месяца) отстранен от исполнения должностных обязанностей.

Как наложение  дисциплинарных взысканий, так и  отстранение от исполнения служебных  обязанностей осуществляет тот налоговый  орган или руководитель, который  имеет право назначать работника на государственную должность. Так, применение мер дисциплинарной ответственности к начальнику инспекции по г. Петрозаводску - компетенция руководителя Управления МНС РФ по Республике Карелия.

Должностные лица налоговых органов подлежат материальной ответственности за причинение ущерба организации, с которой они состоят в трудовых отношениях. Порядок привлечения к материальной ответственности регулируется Трудовым кодексом РФ (ТК РФ).

Материальная  ответственность наступает, как  правило, при наличии следующих условий:

· предприятию  причинен действительный, реальный (прямой) имущественный ущерб;

· ущерб  причинен работником при исполнении трудовых (служебных) обязанностей;

· работник виновен в причинении ущерба;

· имеется  причинная связь между действиями работника и причиненным материальным ущербом.

В соответствии со ст. 241 ТК РФ за ущерб, причиненный  организации, работники, по вине которых  причинен ущерб, несут материальную ответственность в размере прямого  ущерба, но не более своего среднемесячного заработка. Случаи полной материальной ответственности специально оговорены в ст. 243 ТК РФ.

Применительно к деятельности налоговых органов  наиболее значимыми являются:

· ущерб  причинен преступными действиями работника  налогового органа, установленными приговором суда;

· имущественный  вред причинен не при исполнении должностных  обязанностей;

· ущерб  причинен работником, находившимся в  нетрезвом состоянии.

Как вытекает из ст. 248 ТК РФ, работник налогового органа возмещает ущерб по распоряжению руководителя налогового органа в размере, не превышающем его среднемесячного заработка. В остальных случаях меры материальной ответственности применяются путем предъявления иска в суд общей юрисдикции.

Уголовная ответственность к должностным лицам налоговых органов применяется в общем порядке и на общих основаниях, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации.

Основные  составы преступлений, которые совершаются  государственными служащими при  исполнении должностных обязанностей, установлены в гл. 30 УК РФ "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления". Ими являются:

· злоупотребление  должностными полномочиями - использование  своих служебных полномочий вопреки  интересам службы из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 285 УК РФ);

· превышение должностных полномочий - совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение  прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 286 УК РФ);

· получение  взятки должностным лицом в виде денег, ценных бумаг, иного имущества  или выгод имущественного характера  за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а также за общее покровительство или попустительство по службе (ст. 290 УК РФ);

· халатность - неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или  небрежного отношения к службе (ст. 293 УК РФ).

При анализе  всего выше упомянутого можно сделать следующие выводы:

- зачастую вместо взвешенных решений по каждой конкретной проблеме налогового администрирования, в Налоговом кодексе допущены явные перекосы в пользу налогоплательщиков в одних вопросах, компенсирующиеся такими же перекосами в пользу налоговой администрации в других;

- налоговые органы, исходя из арбитражной практики, выносят решения без достаточных оснований;

-налоговые  органы часто требуют предоставить  документы, являющимися внутренними документами налогоплательщика для собственного анализа и контроля по налогам. Но это не документы, а регистры и справки. Следовательно, налоговый орган нарушает Налоговый кодекс и превышает свои полномочия, предоставленные Налоговым кодексом;

- в арбитражных судах наблюдается рост споров об оспаривании правовых актов налоговых органов, а также споров об оспаривании решений налоговых органов о привлечении к административной ответственности;

-нормы налогового законодательства не устанавливают какой-либо специальной ответственности налоговых органов, а, по сути, повторяют положение ст. 53 Конституции РФ о том, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов;

- даже в случае признания налоговым органом требований налогоплательщика возмещение ему убытков возможно только через возбуждение искового производства;

- за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Данная норма Закона имеет отсылочный характер, и порядок применения различных видов ответственности к должностным лицам налоговых органов регулируется нормами других отраслей законодательства.  

  
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Налоговые органы являются единой системой контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов. Налоговые органы представляют собой независимую систему контроля за соблюдением налогового законодательства. Ряд полномочий налоговых органов передан по законодательству государственным внебюджетным фондам и таможенным органам, которые, как и органы налоговой полиции, налоговыми органами не являются, действуют строго в пределах своей компетенции, определенной соответствующими законодательными актами.

Для правильного  понимания прав налоговых органов  необходимо учитывать следующее.

Во-первых, к налоговым органам и их должностным лицам неприменим принцип диспозитивности - основной принцип, в частности, гражданско-правовых отношений: "разрешено все, что не запрещено законом". Наоборот, они должны руководствоваться императивным принципом, присущим административным отношениям: каждое должностное лицо выполняет только то, что прямо разрешено ему законом, т.е. действует в рамках установленной ему компетенции.

Во-вторых, права налоговых органов являются одновременно обязанностью их должностных лиц. Например, закрепленное в НК РФ право налоговых органов предъявлять иски о взыскании сумм финансовых санкций подразумевает и обязанность налоговых органов предъявлять такие иски для контроля соблюдения налогового законодательства.

Зачастую  вместо взвешенных решений по каждой конкретной проблеме налогового администрирования, в Налоговом кодексе допущены явные перекосы в пользу налогоплательщиков в одних вопросах, компенсирующиеся такими же перекосами в пользу налоговой администрации в других.

 Налоговые органы, исходя из арбитражной практики, выносят решения без достаточных оснований. Они часто требуют предоставить документы, являющимися внутренними документами налогоплательщика для собственного анализа и контроля по налогам. Но это не документы, а регистры и справки. Следовательно, налоговый орган нарушает Налоговый кодекс и превышает свои полномочия, предоставленные Налоговым кодексом. В арбитражных судах наблюдается рост споров об оспаривании правовых актов налоговых органов, а также споров об оспаривании решений налоговых органов о привлечении к административной ответственности. Нормы налогового законодательства не устанавливают какой-либо специальной ответственности налоговых органов, а, по сути, повторяют положение ст. 53 Конституции РФ о том, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов. Даже в случае признания налоговым органом требований налогоплательщика возмещение ему убытков возможно только через возбуждение искового производства. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Данная норма Закона имеет отсылочный характер, и порядок применения различных видов ответственности к должностным лицам налоговых органов регулируется нормами других отраслей законодательства.

Проанализировав выше изложенное можно для повышения  эффективности выполнения функций  и реализации прав налоговым органами предложить следующее:

- продолжать  деятельность по совершенствованию  налогового законодательства;

- ужесточать  контроль не только за налогоплательщиками,  но и за самими налоговыми  органами;

- создать  дополнительные меры ответственности  для налоговых органов и их должностных лиц при несоблюдении ими законности при выполнении своих функций и реализации прав. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список

  1. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г.// «Российская газета»,- 25.12.1993 г.
  2. ФЗ от 31.07.1998 г. №146-ФЗ «Налоговый кодекс РФ (часть I)»// «Российская газета»,- 06.08.1998 г.
  3. ФЗ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ «Бюджетный кодекс РФ»// «Российская газета»,-12.08.1998 г.
  4. ФЗ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ «Уголовный кодекс РФ»// «Российская газета»,-12.11.2007 г.
  5. ФЗ от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ «Гражданский кодекс РФ (часть I)»// «Российская газета»,-03.12.1994 г.
  6. ФЗ от 30.12.2001 г. №197-ФЗ «Трудовой кодекс РФ»// «Российская газета»,-31.12.2001 г.
  7. ФЗ от 24 июля 2002 г. №63-ФЗ «Арбитражный процессуальный кодекс РФ»// «Российская газета»,-24.07.2004 г.
  8. ФЗ от 31.07.1995 № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"// «Российская газета»,-07.08.1995 г.
  9. Закон РФ от 21 марта 1991 г. №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»//Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1991.-№15.-Ст. 492
  10. Постановление Конституционного Суда РСФСР от 14 января 1992 г. №1-П-У по делу о проверке конституционного Указа Президента РСФСР от 19 декабря 1991 г. №289 «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР»//Ведомости СНД и ВС РФ.- 1992.- №6.- Ст. 247
  11. Определение от 5 июля 2005 г. № 301-О по жалобе гражданина Кукушкина Николая Викторовича на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Налогового Кодекса РФ//Вестник КС РФ.- 2005.-№6
  12. Постановление Пленума от 12 октября 2006 г. №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»// Вестник ВАС РФ.-2006.-№12
  13. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающимся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухг. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» - СПб.: Питер, 2006 – 655 с.
  14. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник для студентов, обучающихся по направлению 521600 – Экономика и другим экономическим специальностям – М.: ИНФРА-М, 2008. – 317 с.
  15. Налоги и налогообложение: Учеб.пособие / Под ред. Б.Х.Алиева. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 416 с.
  16. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2007. – 299 с.
  17. Юрзинова И.Л. Концепция налоговой политики как механизма согласования экономических интересов государства и хозяйствующих субъектов//Финансы и кредит. – 2007. - № 37. – с. 62-72

Информация о работе Соблюдение законности при выполнении налоговыми органами своих функций и реализации своих прав