Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 13:51, курсовая работа
История униатского религиозно-церковного движения в восточноевропейском регионе – научная проблема, над решением которой работали, работают и еще долго будут работать ученые. Проблема эта связана с рядом актуальных вопросов истории белорусского народа, в первую очередь, с вопросами специфики религиозно-церковной и общественно-политической жизни Беларуси в XIII-XX вв., становления государственности, развития национальной культуры и т.д. Этой церковной унии посвящено множество литературы, которая вмещает в себе самые разнообразные, абсолютно противоположные оценки данного исторического события.[1, с.8-10]
Введение………………………………………………………………………...3
I. Зарождение идеи объединения церквей:
1) Униатская деятельность великих князей………………………………...5
2) Идея веротерпимости как альтернатива идеи унии……………………..6
II. Возрождение идеи церковной унии (вторая половина XVI века):
1) Курс на локальную церковную унию…………………………………....8
2) Первая волна антиуниатского протеста………………………………….10
III. Принятие унии на Брестском церковном соборе 1596 года:
1) Королевский универсал от 24 сентября 1595 года....................................11
2) Брестская церковная уния: униатский и православный соборы………..12
3) Антиуниатский протест…………………………………………………...13
VI. Итоги унии:
1) Итоги Брестского варианта церковной унии………………………….....14
2) Судьба униатской церкви (XVII-XXI века)……………………………...15
Заключение…………………………………………………………….………..18
Список используемых источников.....................................................................19
СОДЕРЖАНИЕ БГЭУ
Введение…………………………………………………………
I. Зарождение идеи объединения церквей:
1) Униатская
деятельность великих князей………
2) Идея веротерпимости
как альтернатива идеи унии…………
II. Возрождение идеи церковной унии (вторая половина XVI века):
1) Курс
на локальную церковную унию………
2) Первая
волна антиуниатского протеста…
III. Принятие унии на Брестском церковном соборе 1596 года:
1) Королевский
универсал от 24 сентября 1595 года..........................
2) Брестская церковная уния: униатский и православный соборы………..12
3) Антиуниатский
протест…………………………………………………...
VI. Итоги унии:
1) Итоги Брестского варианта церковной унии………………………….....14
2) Судьба униатской церкви (XVII-XXI века)……………………………...15
Заключение……………………………………………………
Список используемых
источников....................
ВВЕДЕНИЕ
Заключенная в 1596 г.
на Брестском церковном соборе и
отмененная в 1839 г. на Полоцком соборе
уния православной и католической церквей
является одним из переломных событий
белорусской истории. Она втянула
в свою орбиту многие государства
и народы, политические и религиозные
силы, географические и культурные
пространства. Четыре столетия после 1596
г. белорусская духовно-культурная
и общественно-политическая жизнь
так или иначе была связана
с влиянием Брестской церковной
унии, которая стала переломным моментом
восточнославянской конфессиональной
истории. За время своего существования
униатство в значительной мере потеснило
позиции традиционных религий на
Беларуси и в XVIII в. стало конфессиональной
доминантой. Несмотря на многоразовую
делегализацию (в 1839 г. на Беларуси, в 1875
г. на Подляшье, в 1946 г. на Украине), уния
в Берестье оказалась наиболее стойкой
из всех предыдущих попыток объединения
христианства. Вобрав в себя и отразив
многие из тех проблем и противоречий,
которыми жило белорусское общество
XVI – XIX вв., она принадлежит к тем
историческим явлениям, которые еще
не отошли в прошлое, а существуют
до нашего времени.[5].
История униатского
религиозно-церковного движения в восточноевропейском
регионе – научная проблема, над
решением которой работали, работают
и еще долго будут работать
ученые. Проблема эта связана с
рядом актуальных вопросов истории
белорусского народа, в первую очередь,
с вопросами специфики
Автор выбрал именно
эту тему, поскольку считает, что
уния – явление противоречивое и
неоднозначное. Ее невозможно охарактеризовать
или со знаком “минус”, или со знаком
“плюс”. Рассматривать церковную
унию необходимо в ее динамике, в
историческом развитии, как событие,
прямо или косвенно связанное
со сложной социальной, государственной,
духовно-культурной жизнью белорусского
и украинского народов, начиная
с возникновения Великого княжества
Литовского и до наших дней.
Работа состоит
из трех основных частей: введения, основной
части, состоящей из 4 глав, и заключения.
Во введении рассказывается об актуальности
вабранной автором темы. В основной
части очень тщательно
При написании работы автор использовал некоторые литературные источники. Основной материал пр написании реферата взят из научного пособия “Унія. Дзяржаўнасць. Культура” автора Подокшына С.А., поскольку в нем весьма полно, глубоко и подробно описывается весь путь унии от ее зарождения, принятия и до ликвидации. Также автором были использованы разнообразные статьи. Например, газета “Дзедзіч”, в которой имеется любопытная информация о современном положении греко-католической церкви, или статья Морозовой С.В. о “Берасцейскай царкоўнай уніі 1596 г. у беларускай гістарыяграфіі”.
I. Зарождение идеи объединения церквей
1)Униатская деятельность великих князей.
Католичество начало
проникать в ВКЛ еще до Кревской
унии. После ее заключения в 1385 г. начало
происходить массовое крещение литовцев,
и католичество, как и православие,
становится государственным
Положение православия
начало резко ухудшаться после Городельского
постановления 1413 г., согласно которому
на высокие государственные
Вместе с тем
великие князья понимали, что бирелигиозность
основного населения ВКЛ таит
в себе определенную социально-политическую
опасность. В этой связи возникновение
идеи унии было естественным явлением.
Когда в 1396 г. Вильно посетил московский
митрополит Киприан Цамблак, между
ним и Ягайло произошел разговор
о необходимости унии между православной
и римско-католической церквями. Король
и митрополит обратились к константинопольскому
патриарху, который поддержал эту
идею, но посчитал необходимым ее реализацию
отложить.
Церковная политика
Витовта вытекала из его общегосударственной
деятельности. Стремление к церковной
автономии и унии являлось частью
его внутренней и внешней политики.
В начале 1414 г. произошла
встреча белорусско-украинских епископов,
на которой Витовт выдвинул на престол
митрополита своего кандидата –
Григория Цамблака, выдающегося церковного
и культурного деятеля. Осенью 1414
г. на соборе православных церковных
иерархов ВКЛ Григорий Цамблак был избран
митрополитом. Он направился в Константинополь
для утверждения патриархом, но его опередил
московский ставленник Фотий.
В начале 1415 г. Витовт
снова созвал собор, на котором убедил
белорусских и украинских епископов
без санкции патриарха
В 1418 г. во главе большой
делегации Григорий Цамблак направился
в Констанцу, где должен был пройти
XVI Вселенский собор католической церкви,
с целью добиться более-менее
тесного союза между
В годы княжения Казимира
Ягайловича (1447-1482) была предпринята
новая, довольно удачная попытка
создания православной автокефалии. В
1458 г. Казимир дал согласие на основание
отдельной православной митрополии
для ВКЛ. Управлять белорусско-
С 1480 г. в ВКЛ установилась довольно демократическая процедура назначения православных митрополитов: с согласия великого князя они выбирались собором, а патриаршее посвящение получали на месте от патриаршего экзарха. Белорусско-украинские митрополиты жили главным образом в Вильно, но формально их резиденцией считалась Киево-Печерская лавра. В конце XV в. снова была проведена попытка реализации униатской идеи, инициатором которой выступил белорусско-украинский митрополит, смоленский епископ Иосиф (1497 - 1501). Он вступил в контакт с римским Папой Александром VI. При этом римско-католическая сторона определила ряд догматических отличий, которые препятствовали объединению. Православные должны были:
1. не признавать, что Святой дух исходит и от Сына;
2. причащаться квасным хлебом;
3. использовать не только виноградное, но и ягодное вино;
4. причащать всех, даже младенцев;
5. Не признавать чистилища;
6. признавать первенство римского Папы.[1, с.16-21]
2) Идея веротерпимости как альтернатива идеи унии.
В XV – первой половине
XVI в. в ВКЛ произошла определенная
стабилизация внутренней социально-политической,
религиозно-церковной и
Был принят ряд правовых
актов, привилеев, которые уравнивали
в правах православных и католиков,
постепенно установили в стране атмосферу
религиозной толерантности. Значительно
улучшилось положение православных
при великом князе Жигимонте I
(1506-1548). За годы его правления значительно
увеличилось количество православных
монастырей (с 30 до 50). Количество православных
церквей в Вильно увеличилось
до 20, в Пинске – до 12, в Полоцке
– до 7, в Гродно – до 6.
Доминирующим принцип
религиозной толерантности
Этот относительно
короткий промежуток времени в общественной
жизни часто называют “золотым веком”,
веком относительной
Таким, образом, в комплексе предпосылок и причин появление и развитие идеи о заключении Брестской унии выделяются следующие:
1. Упадок
православной церкви ВКЛ с
одной стороны; наступление
2. Завершался
процесс формирования
3. Заключению
Брестской унии предшествовала
специфическая языковая
4. В послелюблинский
период национально-культурный
II. Возрождение идеи церковной унии (вторая половина XVI века)
1) Курс на локальную церковную унию.
Возрождение идеи церковной
унии во второй половине XVI в. было связано
с рядом факторов геополитического,
духовно-культурного и