Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 13:51, курсовая работа
История униатского религиозно-церковного движения в восточноевропейском регионе – научная проблема, над решением которой работали, работают и еще долго будут работать ученые. Проблема эта связана с рядом актуальных вопросов истории белорусского народа, в первую очередь, с вопросами специфики религиозно-церковной и общественно-политической жизни Беларуси в XIII-XX вв., становления государственности, развития национальной культуры и т.д. Этой церковной унии посвящено множество литературы, которая вмещает в себе самые разнообразные, абсолютно противоположные оценки данного исторического события.[1, с.8-10]
Введение………………………………………………………………………...3
I. Зарождение идеи объединения церквей:
1) Униатская деятельность великих князей………………………………...5
2) Идея веротерпимости как альтернатива идеи унии……………………..6
II. Возрождение идеи церковной унии (вторая половина XVI века):
1) Курс на локальную церковную унию…………………………………....8
2) Первая волна антиуниатского протеста………………………………….10
III. Принятие унии на Брестском церковном соборе 1596 года:
1) Королевский универсал от 24 сентября 1595 года....................................11
2) Брестская церковная уния: униатский и православный соборы………..12
3) Антиуниатский протест…………………………………………………...13
VI. Итоги унии:
1) Итоги Брестского варианта церковной унии………………………….....14
2) Судьба униатской церкви (XVII-XXI века)……………………………...15
Заключение…………………………………………………………….………..18
Список используемых источников.....................................................................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История религиозно-церковной
унии на отечественной почве началась
не со знаменитого Брестского собора,
который произошел в октябре 1596
года. Ее истоки восходят к XIII – XIV вв.,
началу создания белорусско-литовско-
С самого начала идея
церковной унии имела ряд отрицательных
моментов. Во-первых, она была политически
и идеологически связана с
геополитическими и конфессиональными
планами Рима, католической церкви,
польских светских и духовных феодалов,
контрреформационного движения. Во-вторых,
она предусматривала
Вмешательство государственной
власти привело к тому, что религиозный
конфликт стал приобретать характер
политического столкновения между
государством и православным населением
Речи Посполитой, которое воспринимало
действия власти как посягательство
на традиционное право свободно исповедовать
свою религию. Православное духовенство
и дворянство предприняли ряд
попыток убедить правящие круги
Речи Посполитой отказаться от такой
политики как незаконной, нарушающей
традиционные нормы права и вредной
для самого государства. Однако все
эти обращения были безрезультатны
— власть все шире прибегала к
мерам принуждения и все чаще
сталкивалась с вооруженным отказом
повиноваться со стороны православных,
особенно казачества. Таким образом,
на религиозный, а затем политический
конфликт наложился конфликт национальный.
Заключение Брестской
унии стало источником многих трагических
для православия событий на западнорусских
землях, где православные в течение
десятилетий подвергались преследованиям
за свои убеждения, насильственно принуждались
к отказу от своей веры. Уния вызвала
к жизни кровавые конфликты между
приверженцами разных исповеданий
и представителями разных народов,
продолжающиеся и в настоящее
время.[6]
400-летний драматичный
опыт реализации идеи
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. Падокшын
С.А. Унія. Дзяржаўнасць. Культура: (філас.-гіст.
аналіз)/С.А. Падокшын; рэд. А.С.
Майхровіч. – Мінск: Бел.
2. “З гiсторыi унiяцтва Беларусi (да 400-годдзя Брэсцкай унii)”. Мн., 1996.
3. Владислав
Петрушко //ПРАВОСЛАВИЕ И КАТОЛИЧЕСТВО
НА ЗАПАДНОЙ УКРАИНЕ/22.07.
4. Газета “Дзедзіч” № 2 (41) (красавік, 2007 г.) // http://dzedzich.org/
5. Марозава
С.В. Берасцейская царкоўная
6. О
подготовке Брестской унии 1596 г.
(комментарий в русле истории)
//http://www.sedmitza.ru/text/
7. “Дзейнасць
уніяцкай царквы ў