Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:35, реферат
Образование Древнерусского государства было закономерным следствием длительного процесса социально-экономического и политического развития восточнославянского общества, разделения его на классы и борьбу между ними. Предпосылки для создания государственных образований складывались на протяжении нескольких столетий. В VI-VIII вв. в экономической жизни восточных славян произошли значительные изменения.
В годы княжения Владимира Святославовича к Древнерусскому государству были присоединены восточнославянские земли по обе стороны Карпат, земля вятичей. Созданная на юге линия крепостей обеспечила более действенную защиту страны от кочевников-печенегов. Владимир стремился не только к политическому объединению восточнославянских земель. Он пытался политическое объединение подкрепить единством религиозным, реформировав языческие верования. Из многочисленных языческих богов выбрал шесть (Перун, Даждьбог, Хорос, Симаргл, Стрибог и Мокошь) и объявил их верховными божествами. Поклонение другим богам жестко преследовалось, а неканонические идолы уничтожались.
Однако языческая реформа
не удовлетворила князя Владимира
и никак не отразилась на международном
престиже Древнерусского государства,
так как христианскими
Христианство оказало огромное влияние на быт и нравы, политические и нравственные отношения Древней Руси. Особенно благотворно было влияние христианства на культуру. Оно принесло на Русь письменность, основанную на славянском алфавите, составленном просветителями славянами - Кириллом и Мефодием. Христианские князья Владимир Святой и Ярослав Мудрый основали школы в Киеве и Новгороде. Настоящими центрами древнерусского просвещения становятся монастыри, и особенно Киево-Печерский монастырь. Иноки-книголюбы собирали, переписывали и переводили (с греческого) книги самого разнообразного содержания. В Киево-Печерском монастыре возникло русское летописание. Первым летописцем был преподобный Нестор, а составителем первого летописного свода был игумен Киевского монастыря Сильвестр. В монастырях и при епископских кафедрах собирались большие библиотеки рукописных книг. Церковь положила начало русскому искусству, появилась храмовая архитектура и храмовая живопись, начало развиваться национальное художественное творчество.
Организация русской церкви
возглавлялась митрополитом Киевским,
он же был и митрополитом "всея
Руси". Русская митрополия не была
автокефальной, она зависела от патриарха
константинопольского, который считал
своим правом поставлять греческих
епископов на киевскую митрополию.
Руководством церковным судьям и
администратором служил сборник
церковных законов "Кормчая книга",
это был перевод с греческого
"Номоканона". Церковному управлению
и юрисдикции было подчинено по всем
делам общество "церковных людей".
Церковная власть имела суд над
всеми христианами по делам о
преступлениях против религии и
нравственности, по делам, касающимся
семейных отношений. Церковь вносила
в древнерусское общество совершенно
новое понятие семьи как
После смерти Владимира Святого
(1015 г.) начались междоусобия его
сыновей. Старший сын Святополк (Окаянный)
убил своих братьев Бориса, Глеба
и Святослава и начал княжить
в Киеве. Его брат Ярослав - наместник
Новгорода - собрал большое войско из
новгородцев и призванных ими
на помощь варягов, победил Святополка
и в 1019 г. сам занял киевский великокняжеский
престол. Ярослав предпринял ряд
военных походов против соседских
земель: прибалтийских "чуди" (построил
к западу от Чудского озера город
Юрьев), в литовской и мазовейской,
в 1043 г. организовал поход против
Византии (неудачный), в 1036 г. нанес решительное
поражение печенегам. Ярослав стремился
создать прочную защиту Руси от степных
кочевников путем постройки укреплений
и колонизации степных
При Ярославе Мудром началась запись норм обычного русского права - "Русская Правда". "Русская Правда" - это комплекс юридических документов XI-XII вв. Она делится на:
"Русская Правда" - это
не застывший свод законов,
охвативший период с 1015 по 1132 гг.
Это документ, направленный на
защиту и укрепление
Могущество Киевского
государства было непродолжительным,
после смерти Ярослава Мудрого (1054 г.)
начались княжеские усобицы. С каждым
новым поколением Ярославичей родовые
отношения становились все
Вторая половина XII в. и начало XIII в. стали временами упадка, обеднения и запустения Киевской Руси.
1.4. Причины упадка Киевской Руси
Можно выделить внешние и внутренние причины упадка Киевской Руси.
Внешние причины. Постоянные нападения степных кочевников, наносивших огромный вред сельскому хозяйству, торговле, связям с восточными странами и с Византией. Образование новых торговых центров, когда главную роль стали играть Венеция, Генуя. Взятие крестоносцами Константинополя и основание на месте греческой Византии Латинской империи (1204 г.) прервало все торговые и культурные связи Киева с Константинополем.
Внутренние причины. "...приниженное юридическое и экономическое положение рабочих классов" (В.О. Ключевский), рост числа рабов, ухудшение положения полусвободных (закупов, наймитов), разорение смердов; ухудшение благосостояния всего населения Киевской Руси из-за упадка торговли, потому что кочевники перекрывали торговые пути и появление новых мировых центров; и главное, Киевская Русь не стала единым государством, ни централизованным, ни федеративным. Политически Киевская Русь была разделена на несколько княжеств, фактически независимых одно от другого.
Государственный строй древнерусских княжеств XI-XII вв. представлял неустойчивое равновесие двух элементов власти: монархического, в лице князя, и демократического, в лице вече, власть князя не была абсолютной, она ограничивалась вече (кроме Новгорода и Пскова), только в чрезвычайных условиях княжеская власть становилась действующим органом управления. (С.Г.Пушкарев)/.
Вооруженные силы русских княжеств XI-XII вв. состояли из княжеской дружины и народного ополчения. Дружина делилась на младшую - "гриди", и старшую - княжьи мужи или бояре.
Социальный состав русского общества можно разделить на свободное и несвободное население.
Свободное население - это бояре:
Несвободные - это полузависимые (закупы, рядовичи) и рабы.
Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов.
1.1.1. Развитие земледелия.
В первую очередь следует
1.1.2. На Севере Восточной
Европы, где из-за суровых
1.1.3. В районе распространения
пашенного земледелия началась
эволюция родовой общины, которая,
благодаря тому, что теперь отдельная
большая семья могла
Кроме того, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.
1.2.1. Усложнение внутриплеменных
отношений и межплеменные
1.2.2. Кроме того, борьба
между племенами приводила к
складыванию межплеменных
Становлению власти князя
способствовала и эволюция языческих
представлений славян той эпохи.
Так, по мере роста военного могущества
князя, приносящего добычу племени,
обороняющего его от внешних врагов
и взявшего на свои плечи проблему
урегулирования внутренних споров росли
его престиж и, одновременно, происходило
отчуждение от свободных общинников.
Таким образом, в результате военных
успехов, выполнения им сложных управленческих
функций, отдаления князя от привычного
для общинников круга дел и
забот, зачастую выливавшегося в
создание укрепленного межплеменного
центра - резиденции князя и дружины,
он наделялся сверхъестественными
силами и способностями, в нем
начинали видеть залог благополучия
всего племени, а его личность
отождествляли с племенным
К внешним предпосылкам следует отнести то "давление", которое оказывали на славянский мир его соседи - хазары и норманны.
1.4.1. С одной стороны,
их стремление взять под
1.4.2. С другой стороны,
взаимодействие с более
Информация о работе Древнерусское государство. Образование Древнерусского государства