Древнерусское государство. Образование Древнерусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:35, реферат

Описание

Образование Древнерусского государства было закономерным следствием длительного процесса социально-экономического и политического развития восточнославянского общества, разделения его на классы и борьбу между ними. Предпосылки для создания государственных образований складывались на протяжении нескольких столетий. В VI-VIII вв. в экономической жизни восточных славян произошли значительные изменения.

Работа состоит из  1 файл

История.docx

— 578.94 Кб (Скачать документ)

В годы княжения Владимира  Святославовича к Древнерусскому государству  были присоединены восточнославянские земли по обе стороны Карпат, земля  вятичей. Созданная на юге линия  крепостей обеспечила более действенную  защиту страны от кочевников-печенегов. Владимир стремился не только к политическому  объединению восточнославянских земель. Он пытался политическое объединение  подкрепить единством религиозным, реформировав языческие верования. Из многочисленных языческих богов  выбрал шесть (Перун, Даждьбог, Хорос, Симаргл, Стрибог и Мокошь) и объявил  их верховными божествами. Поклонение другим богам жестко преследовалось, а неканонические идолы уничтожались.

Однако языческая реформа  не удовлетворила князя Владимира  и никак не отразилась на международном  престиже Древнерусского государства, так как христианскими державами  оно продолжало восприниматься как  варварское. Древние связи Руси и  Византии привели к тому, что Владимир в 988 г. "крестил" Русь в христианство. Принятие христианства уравняло Киевскую Русь с соседними государствами.

Христианство оказало  огромное влияние на быт и нравы, политические и нравственные отношения  Древней Руси. Особенно благотворно  было влияние христианства на культуру. Оно принесло на Русь письменность, основанную на славянском алфавите, составленном просветителями славянами - Кириллом и  Мефодием. Христианские князья Владимир Святой и Ярослав Мудрый основали школы в Киеве и Новгороде. Настоящими центрами древнерусского просвещения  становятся монастыри, и особенно Киево-Печерский  монастырь. Иноки-книголюбы собирали, переписывали и переводили (с греческого) книги самого разнообразного содержания. В Киево-Печерском монастыре возникло русское летописание. Первым летописцем был преподобный Нестор, а составителем первого летописного свода был игумен Киевского монастыря Сильвестр. В монастырях и при епископских кафедрах собирались большие библиотеки рукописных книг. Церковь положила начало русскому искусству, появилась храмовая архитектура и храмовая живопись, начало развиваться национальное художественное творчество.

Организация русской церкви возглавлялась митрополитом Киевским, он же был и митрополитом "всея Руси". Русская митрополия не была автокефальной, она зависела от патриарха  константинопольского, который считал своим правом поставлять греческих  епископов на киевскую митрополию. Руководством церковным судьям и  администратором служил сборник  церковных законов "Кормчая книга", это был перевод с греческого "Номоканона". Церковному управлению и юрисдикции было подчинено по всем делам общество "церковных людей". Церковная власть имела суд над  всеми христианами по делам о  преступлениях против религии и  нравственности, по делам, касающимся семейных отношений. Церковь вносила  в древнерусское общество совершенно новое понятие семьи как пожизненного союза мужа и жены, церковь восстала против кровной мести, против грубых и жестоких форм рабства. "Церковь  давала светскому обществу пример нового, более совершенного и гуманного  устройства, в котором могли найти  себе защиту все неимущие и беззащитные. Влияние церкви охватило все стороны  общественного устройства и подчинило  себе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную  жизнь всякой семьи". (С.Ф. Платонов)

После смерти Владимира Святого (1015 г.) начались междоусобия его  сыновей. Старший сын Святополк (Окаянный) убил своих братьев Бориса, Глеба  и Святослава и начал княжить  в Киеве. Его брат Ярослав - наместник  Новгорода - собрал большое войско из новгородцев и призванных ими  на помощь варягов, победил Святополка и в 1019 г. сам занял киевский великокняжеский  престол. Ярослав предпринял ряд  военных походов против соседских  земель: прибалтийских "чуди" (построил к западу от Чудского озера город  Юрьев), в литовской и мазовейской, в 1043 г. организовал поход против Византии (неудачный), в 1036 г. нанес решительное  поражение печенегам. Ярослав стремился  создать прочную защиту Руси от степных  кочевников путем постройки укреплений и колонизации степных кочевников. Он на правом берегу Днепра продвинул  русские границы до реки Рось, укрепив  здесь ряд городов. Во внутренней политике Ярослав был неутомимым строителем и создателем христианской культуры. Он укрепил и украсил  город Киев, построив Золотые ворота и каменные стены вокруг города.

При Ярославе Мудром началась запись норм обычного русского права - "Русская Правда". "Русская  Правда" - это комплекс юридических  документов XI-XII вв. Она делится на:

  • Древнейшую Правду (Правда Ярослава);
  • дополнение к Правде Ярослава;
  • правда Ярославичей;
  • Устав Владимира Мономаха;
  • пространная русская Правда.

"Русская Правда" - это  не застывший свод законов,  охвативший период с 1015 по 1132 гг. Это документ, направленный на  защиту и укрепление феодальных  отношений. 

Могущество Киевского  государства было непродолжительным, после смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) начались княжеские усобицы. С каждым новым поколением Ярославичей родовые  отношения становились все более  сложными и запутанными, родственные  чувства между различными ветвями  княжеского рода исчезали, крупные  области делились на более мелкие княжества, поэтому споры, столкновения и открытая вооруженная борьба за власть стали главной "болезнью" Киевской Руси. Не остановили княжеские  междоусобия и вторжения кочевников, съезды князей в г.Любече (1097 г.), Витячеве (1100 г.), в Долобске (1103 г.). В 1113 г. киевляне пригласили на княжение Владимира Мономаха. Он установил максимальный процент по займам, запретил обращать в полное рабство полузависимых, отрабатывающих свой долг у займодавца. Владимир Мономах стремился образовать союз князей во главе с великим киевским князем. В его княжение затихли народные волнения и междоусобия князей. Мир сохранялся и при старшем сыне Владимира Мономаха Мстиславе (1125-1132 гг.). Но после Мстислава борьба князей в Киевской Руси, которая ослабляла государство, усилилась. Последний удар Киеву нанесли монголо-татары в 1240 г.

Вторая половина XII в. и  начало XIII в. стали временами упадка, обеднения и запустения Киевской Руси.

1.4. Причины упадка Киевской Руси

Можно выделить внешние и  внутренние причины упадка Киевской Руси.

Внешние причины. Постоянные нападения степных кочевников, наносивших огромный вред сельскому хозяйству, торговле, связям с восточными странами и с Византией. Образование новых торговых центров, когда главную роль стали играть Венеция, Генуя. Взятие крестоносцами Константинополя и основание на месте греческой Византии Латинской империи (1204 г.) прервало все торговые и культурные связи Киева с Константинополем.

Внутренние причины. "...приниженное юридическое и экономическое положение рабочих классов" (В.О. Ключевский), рост числа рабов, ухудшение положения полусвободных (закупов, наймитов), разорение смердов; ухудшение благосостояния всего населения Киевской Руси из-за упадка торговли, потому что кочевники перекрывали торговые пути и появление новых мировых центров; и главное, Киевская Русь не стала единым государством, ни централизованным, ни федеративным. Политически Киевская Русь была разделена на несколько княжеств, фактически независимых одно от другого.

Государственный строй древнерусских  княжеств XI-XII вв. представлял неустойчивое равновесие двух элементов власти: монархического, в лице князя, и демократического, в лице вече, власть князя не была абсолютной, она ограничивалась вече (кроме Новгорода и Пскова), только в чрезвычайных условиях княжеская  власть становилась действующим  органом управления. (С.Г.Пушкарев)/.

Вооруженные силы русских  княжеств XI-XII вв. состояли из княжеской  дружины и народного ополчения. Дружина делилась на младшую - "гриди", и старшую - княжьи мужи или бояре.

Социальный состав русского общества можно разделить на свободное  и несвободное население.

Свободное население - это  бояре:

  • местная аристократия (потомки родовых старейшин и племенных князьков, военно-торговая аристократия, вооруженное купечество больших торговых городов, которое организовало и охраняло внешнюю торговлю) и княжьи мужи;
  • средние классы - это рядовые княжеские дружинники и средние слои купечества;
  • низшие классы - городское и сельское население (смерды).

Несвободные - это полузависимые (закупы, рядовичи) и рабы.

 

ТЕМА 2. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

1. ПРЕДПОСЫЛКИ

Древнерусское государство  сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как  внутренних, так и внешних факторов.

1.1. Социально-экономические  предпосылки

1.1.1. Развитие земледелия. В первую очередь следует учесть  те изменения, которые происходили  в хозяйстве восточных славян  в У11 - 1Х вв. Так, уже отмеченное  развитие земледелия, особенного  пашенного в степном и лесостепном  районе Среднего Поднепровья,  приводило к появлению избыточного  продукта, что создавало условия  для выделения из общины княжеско-дружинной  группировки (происходило отделение  военно-управленческого труда от  производительного).

1.1.2. На Севере Восточной  Европы, где из-за суровых климатических  условий земледелие не могло  получить широкого распространения,  большую роль продолжали играть  промыслы, а возникновение избыточного  продукта стало результатом развития  обмена и внешней торговли.

1.1.3. В районе распространения  пашенного земледелия началась  эволюция родовой общины, которая,  благодаря тому, что теперь отдельная  большая семья могла обеспечить  свое существование, стала трансформироваться  в земледельческую или соседскую  (территориальную). Такая община, как  и раньше, в основном состояла  из родственников, но в отличие  от родовой общины, пашенная земля,  разделенная на наделы, и продукты  труда находились здесь в пользовании  отдельных небольших семей, владевших  орудиями труда и скотом. Это  создавало некоторые условия  для имущественной дифференциации, но социального расслоения в  самой общине не происходило  - производительность земледельческого  труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских  поселений того периода обнаружили  почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки  с одним и тем же набором  предметов и орудий труда.

Кроме того, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей  трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных  племенных союзов.

1.2. Социально-политические  предпосылки. 

1.2.1. Усложнение внутриплеменных  отношений и межплеменные столкновения  ускоряли становление княжеской  власти, повышали роль князей  и дружины, как обороняющих  племя от внешних врагов, так  и выступающих в качестве арбитра  при различного рода спорах.

1.2.2. Кроме того, борьба  между племенами приводила к  складыванию межплеменных союзов  во главе с наиболее сильным  племенем и его князем. Эти  союзы приобретали форму племенных  княжений. В итоге, власть князя,  которую он стремился превратить  в наследственную, все менее зависела  от воли вечевых собраний, укреплялась,  а его интересы все более  отчуждались от интересов соплеменников. 

1.3. Духовные предпосылки.

Становлению власти князя  способствовала и эволюция языческих  представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров росли  его престиж и, одновременно, происходило  отчуждение от свободных общинников. Таким образом, в результате военных  успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и  забот, зачастую выливавшегося в  создание укрепленного межплеменного  центра - резиденции князя и дружины, он наделялся сверхъестественными  силами и способностями, в нем  начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации - обожествлению княжеской власти, создавало духовные предпосылки  для перехода от общинных к государственным  отношениям.

1.4. Внешнеполитические предпосылки. 

К внешним предпосылкам следует  отнести то "давление", которое  оказывали на славянский мир его  соседи - хазары и норманны.

1.4.1. С одной стороны,  их стремление взять под контроль  торговые пути, связывающие Запад  с Востоком и Югом, ускоряло  складывание княжеско-дружинных  группировок, втягивающихся во  внешнюю торговлю. Получая со  своих соплеменников продукты  сельского хозяйства и промыслов,  в первую очередь, пушнину и  меняя их на продукты престижного  потребления и серебро у иностранных  купцов, продавая им захваченных  в плен иноплеменников, местная  знать все более подчиняла  себе племенные структуры, обогащалась  и изолировалась от рядовых  общинников. Со временем она, объединившись  с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль  за торговыми путями и самой  торговлей, что приведет к консолидации  ранее разрозненных племенных  княжений, расположенных вдоль этих  путей.

1.4.2. С другой стороны,  взаимодействие с более развитыми  цивилизациями приводило к заимствованию  некоторых общественно-политических  форм их жизни. Подлинным эталоном  государственно-политического устройства  долгое время считалась Византийская  империя.

Информация о работе Древнерусское государство. Образование Древнерусского государства