Древнерусское государство. Образование Древнерусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:35, реферат

Описание

Образование Древнерусского государства было закономерным следствием длительного процесса социально-экономического и политического развития восточнославянского общества, разделения его на классы и борьбу между ними. Предпосылки для создания государственных образований складывались на протяжении нескольких столетий. В VI-VIII вв. в экономической жизни восточных славян произошли значительные изменения.

Работа состоит из  1 файл

История.docx

— 578.94 Кб (Скачать документ)

Тем не менее международное  положение Руси в период феодальной раздробленности значительно ухудшилось. Это отмечали современники-публицисты. В «Слове о погибели Русской земли», созданном в первой половине XIII в., описывается красота и богатство  Руси и в то же время с тревогой говорится об ослаблении её международного значения. Прошли те времена, когда  государи соседних стран трепетали  от одного имени Руси, когда византийский император, опасаясь киевского великого князя, «великий дары посылал к нему», когда немецкие рыцари радовались, что они находятся далеко «за  синим морем».

Ослаблению внешнеполитического  положения Руси, сокращению её территории способствовали феодальные распри князей, которые не прекращались даже тогда, когда в страну вторгались враги. Кочевники-половцы, заняв Северное Причерноморье, совершали опустошительные  набеги на южные русские земли, уводили  в плен и продавали в рабство  русское население. Они подрывали  торговые и политические связи Руси с Причерноморьем и странами Востока. Это привело к утрате Русью  её владений на Северном Кавказе, а  также к потере Таманского полуострова  и части Крыма, захваченных Византией. На западе венгерские феодалы захватили  Карпатскую Русь. В Прибалтике земли  латышей и эстонцев попали под  удар немецких и датских феодалов, а земли финнов и карел —  под удар шведских. В XIII в. монгольское  нашествие привело к завоеванию, разорению и расчленению самой  Руси.

Русская культура в XII — XIII вв.

Вторжения захватчиков и  стихийные бедствия привели к  гибели множества драгоценных произведений зодчества, живописи, прикладного искусства  и литературы. Почти не сохранились  и имена простых людей, создававших  для светских и духовных феодалов «измечтанные разною хитростью» шедевры  стенной живописи и каменной резьбы, тончайшей серебряной чеканки и  монументальной архитектуры. Лишь немногие из русских мастеров упомянуты в дошедших до нас летописях. Это «каменные здатели» — полочанин Иван, новгородцы Пётр и Корова Яковлевичи, Пётр Милонег; Олекса, работавший на Волыни по строительству городов; волынский «хытреч» Авдей — мастер каменной резьбы. Уцелело известие о киевском художник Алимпии, расписавшем Киево-Печерский монастырь. Известны имена новгородских мастеров-чеканщиков Косты и Братилы, оставивших прекрасные чеканные серебряные сосуды, а также литейщика Авраамия, скульптурный автопортрет которого сохранился до нашего времени. Именно труд крестьян и ремесленников был основой дальнейшего развития Руси.

Русский язык и культура обогащались в результате взаимодействия с культурой ряда народов. Такое  взаимодействие нашло отражение  в суздальском зодчестве (в котором  прослеживаются связи с грузинской и армянской архитектурой), в новгородской живописи (в которой встречаются  общие мотивы с армянской фресковой  живописью), в народном фольклоре  и литературе, где имеются многочисленные упоминания о других народах, об их культуре и быте.

Несмотря на господство богословия, по мере роста опыта, накапливаемого в производстве и развития просвещения (хотя оно затpaгивало лишь незначительную часть общества) на Руси распространялись начатки знаний в области изучения природы и истории. Заметно росла  грамотность среди феодальной знати, дворянства и горожан. В рукописных памятниках всё чаще встречались  похвалы «учению книжному», а  «ум без книг» уподоблялся  бескрылой птице: какой не взлететь, так и человеку не добиться «совершенна  разума без книг». В обучении основными  пособиями были Псалтырь, Часослов, Апостол. Обычное в средневековой  Европе библейское представление о  мире излагалось в «Шестодневе», который  давал богословско-схоластическое описание природы, в сочинении Козьмы Индикоплова «Топография» и в  других переведенных на Руси произведениях. Греческие хроники Георгия Амартола, Иоанна Малалы и других знакомили  русских читателей с античной историей.

Наряду со знахарями и  «божественными исцелителями» появились  врачи — лечиы. В Киеве, например, жил знаменитый лечец Агапит, знавший, «каким зелием исцеляется какой недуг». Возросли знания в области математики, находившие применение и в сельском хозяйстве и при исчислении налогов  и при составлении хронологических  расчётов в летописях.

Развитие исторических знаний получило яркое отражение в летописании. Во всех крупных городах, от Новгорода  до Холма, от Новгородка до Рязани, велись исторические хроники-летописи и составлялись летописные своды (целостные исторические произведения, представлявшие собой  обработку летописных записей). До нашего времени частично сохранились лишь летописи владимиро-суздальские, волынские  и новгородские. Большинство их проникнуто идеей сильной княжеской власти. Тесная связь летонисцев с деятельностью  княжеских канцелярий приводила  к включению в летописные своды  деловых документов - дипломатических, административных, военных.

На Руси, так же как  и в других странах, существовала тесная связь между развитием  ремесла, прикладного народного  искусства и зодчества. Поскольку  в обществе господствовала религиозная  идеология, лучшие образцы зодчества  были связаны с церковью, бывшей к тому же богатым заказчиком. С  переходом к феодальной раздробленности  для памятников архитектуры стали  характерны уменьшенные размеры  храмов, упрощенность их внутреннего  убранства и постепенная замена мозаики фреской. Господствующим видом  церковного зодчества сделался «кубический» храм с тяжелой главой. Эти изменения  были связаны и с быстрым распространением каменной архитектуры.

В Киевской земле продолжалось строительство храмов и монастырей (церковь Спаса на Берестове, Кирилловская церковь), но постоянный переход Киева  от одних князей к другим создавал неблагоприятные условия для  развития здесь искусства. Ряд выдающихся произведений искусства возник во Владимиро-Суздальской  земле, в частности во Владимире-на-Клязьме  с его «золотыми воротами», белокаменной архитектурой и каменной резьбой. Здесь  были воздвигнуты великолепные храмы  — Успенский собор, шедевр мировою  зодчества Дмитриевский собор с  каменными резными рельефами, четырехстолпный  храм Покрова-на-Нерли с декоративной скульптурой и Боголюбовский  княжеский дворец, включавший в комплекс своих построек собор.

Строительство велось в Ростове, Суздале, Нижнем Новгороде и в  других городах Северо-Восточной  Руси. В качестве примера можно  привести Георгиевский собор (30-е годы XIII в ) в Юрьеве-Польском, притвор  которого был украшен каменной резьбой.

В Новгородской земле времен боярской республики вместо крупных  соборов, строившихся князьями, появились  более скромные, но выдающиеся по совершенству форм и художественной росписи храмы. Среди них выделялась всемирно известная  церковь Спаса-Нередицы (конец XII в ) в Новгороде (Варварски разрушена немецкими фашистами во время второй мировой войны.). Большой интерес, как памятник искусства, представляет псковская церковь Спаса в Мирожском монастыре (середина XII в.), расписанная фресками.

Не менее замечательной  была и архитектура Галицко-Волынской  Руси. Здесь известны Успенский собор  во Владимире-Волынском, комплекс княжеских  дворцовых построек в Галиче, церковь  св. Пантелеймона и т. д. Архитектура  Холма не сохранилась, но из летописи известно, что князь Даниил распорядился построить здесь три храма, украшенные резным галицким белым и холмским зелёным камнем и колоннами «из  целого камня». На пути к городу высился  «столп» с огромным изваянием  орла. Зодчество развивалось в  Чернигове, Смоленске, Полоцке, Городно (Гродно) и друитх городах. Появились  и разнообразные гражданские  постройки — дворцовые княжеские  ансамбли во Владимире, Галиче и других городах, использовавшие традиции древнерусского «хоромного строения».

В изобразительном искусстве  возросло стилистическое разнообразие, причем местное народное творчество нередко вступало в борьбу с господствующей церковной идеологией. Для новгородской живописи (роспись Софийского собора, Николо-Дворищенской и Благовещенской церквей) характерна яркая, сочная красочность. Особенно замечательны были росписи  Спаса-Нередицы — его стен, свода, столбов и арок. Новгородская иконопись  характеризуется теми же чертами, что  и монументальная живопись, и своими корнями уходит в народное искусство.

Своеобразным было искусство  Владимиро-Суздальской Руси. Местные  храмы были наполнены «многоразличными иконами и драгим каменьем без  числа». Но сохранилось из этого  богатства немногое: остатки росписи  Успенского и Дмитриевского соборов, икона Дмитрия Солунского. Ещё  меньше дошло до нас художественных памятников других областей Руси.

Прикладное искусство  и скульптура, менее чем живопись связанные с церковными канонами, нередко отражали в своих сюжетах  народные игры и пляски, сцены борьбы и т. п. Значительного подъёма  достигло искусство чеканки монет, печатей и каменной резьбы (убранство  соборов, каменные иконки и т. п.). Мотивы народного творчества нашли богатое  отражение в вышивке, а также  в украшениях книг — заставках, концовках, заглавных буквах и т. д., где наряду с растительным и цветным орнаментом зачастую представлены сцены народного  быта и труда.

Влияние народного творчества чувствуется и в одном из сохранившихся  рисунков на полях псковской рукописи XII в., где изображён отдыхающий крестьянин, а подле него нарисована лопата и  имеется надпись: «Делатель, трудися».

В памятниках литературы периода  феодальной раздробленности проводились  идеи господствующего класса. В лучших её творениях, призывавших князей к  миру и защите независимости родины, отражены и чаяния широких народных масс.

Церковная проповедническая литература, идейная направленность которой заключалась в призыве  населения к повиновению властям  небесным и земным, представлена произведениями Климента Смолятича, Кирилла Туровского и др. Эти писатели были широко образованны  и в своих произведениях использовали наследие античной литературы. Знаменитый книжник Климент Смолятич (середина XII в.) охотно ссылается на Омира (Гомера), Аристотеля и Платона, подвергаясь  за это нападкам со стороны представителей ортодоксального богословия.

Идеология церковной и  отчасти светской знати нашла  яркое отражение в замечательном  памятнике литературы 20-х годов XIII в. — «Патерике» Киево-Печерского монастыря. Проникнутый мыслью о превосходстве  духовной власти над светской, он включал 20 назидательных рассказов о жизни  этой крупнейшей церковной феодальной корпорации.

Обширный круг идей содержится в выдающемся памятнике ранней дворянской публицистики, сохранившемся в двух редакциях XII—XIII вв.,— «Слове», или  «Молении», Даниила Заточника. Блестяще образованный Даниил умело использовал  сокровища фольклора для восхваления  сильной княжеской власти и обличения  вредного для Руси самовластия светской и церковной знати.

В составе летописных сводов сохранились повести о князьях (об Андрее Боголюбском, Изяславе Мстиславиче  Волынском и др.), о крупных  исторических событиях — о взятии крестоносцами Константинополя  и т. д. В этих повестях имеется  много деталей, свидетельствующих  о возрастании интереса к человеческой личности, к действиям и переживаниям отдельных людей.

Величайшим памятником русской  культуры XII в. является «Слово о полку  Игореве», посвящённое описанию неудачного похода на половцев (в 1185 г.) норгород-северского князя Игоря Святославича. Автор  — сторонник единства страны, единства её сильнейших князей, единства народа. Русская же земля для него —  это вся Русь, от Таманского полуострова  до Прибалтики, от Дуная до Суздальской  земли. В то время, когда в результате княжеских усобиц и половецких набегов  «по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собою деля», автор  восхваляет мирный труд. Описывая одну из кровопролитнейших междоусобных битв на Немиге и противопоставляя мир войне, он пользуется образами, рисующими работу крестьянина-пахаря. «Чёрная земля, — пишет автор,—  под копытами костьми была посеяна, кровью полита: горем взошли они  по Русской земле».

«Слово» проникнуто глубоким патриотизмом. Образ Русской земли  является центральным в этом произведении. Автор призывает князей встать на защиту родины и осуждает тех из них, которые занимаются распрями («куют  крамолу» и «сеют по земле стрелы»). Автор рисует образы сильных и  могущественных князей (Всеволода Большое  Гнездо, Ярослава Осмомысла и др.), распространивших свою власть на большую  территорию, прославленных в соседних странах.

В «Слове о полку Игореве» щедро использованы образы народной поэзии. Это чувствуется в описании природы, в словах скорби по поводу бед, постигших Русь, в тех сравнениях, присущих народному творчеству, к  которым прибегал автор, описывая войны  и битвы. Незабываемы по яркости  лирические женские образы, воспетые в «Слове» (жена князя Игоря Евфросинья Ярославна и «красная» Глебовна). Русский народ устами автора «Слова»  выражал свой призыв к единству во имя труда и мира, во имя защиты родины.

Развитие русской культуры в XII—XIII вв. происходило в тесной связи с дальнейшим развитием  русской народности.

В Русской земле и в  период феодальной раздробленности  сохранялся общий язык (при наличии  различных диалектов) и действовали  общие гражданские и церковные  юридические нормы. Народ был  чужд феодальных распрей и хранил память о былом единстве Руси. Это  нашло своё отражение прежде всего  в былинах.

Информация о работе Древнерусское государство. Образование Древнерусского государства