Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:35, реферат
Образование Древнерусского государства было закономерным следствием длительного процесса социально-экономического и политического развития восточнославянского общества, разделения его на классы и борьбу между ними. Предпосылки для создания государственных образований складывались на протяжении нескольких столетий. В VI-VIII вв. в экономической жизни восточных славян произошли значительные изменения.
Тем не менее международное
положение Руси в период феодальной
раздробленности значительно
Ослаблению
Вторжения захватчиков и
стихийные бедствия привели к
гибели множества драгоценных
Русский язык и культура обогащались в результате взаимодействия с культурой ряда народов. Такое взаимодействие нашло отражение в суздальском зодчестве (в котором прослеживаются связи с грузинской и армянской архитектурой), в новгородской живописи (в которой встречаются общие мотивы с армянской фресковой живописью), в народном фольклоре и литературе, где имеются многочисленные упоминания о других народах, об их культуре и быте.
Несмотря на господство богословия,
по мере роста опыта, накапливаемого
в производстве и развития просвещения
(хотя оно затpaгивало лишь незначительную
часть общества) на Руси распространялись
начатки знаний в области изучения
природы и истории. Заметно росла
грамотность среди феодальной знати,
дворянства и горожан. В рукописных
памятниках всё чаще встречались
похвалы «учению книжному», а
«ум без книг» уподоблялся
бескрылой птице: какой не взлететь,
так и человеку не добиться «совершенна
разума без книг». В обучении основными
пособиями были Псалтырь, Часослов,
Апостол. Обычное в средневековой
Европе библейское представление о
мире излагалось в «Шестодневе», который
давал богословско-
Наряду со знахарями и
«божественными исцелителями» появились
врачи — лечиы. В Киеве, например,
жил знаменитый лечец Агапит, знавший,
«каким зелием исцеляется какой недуг».
Возросли знания в области математики,
находившие применение и в сельском
хозяйстве и при исчислении налогов
и при составлении
Развитие исторических знаний
получило яркое отражение в летописании.
Во всех крупных городах, от Новгорода
до Холма, от Новгородка до Рязани, велись
исторические хроники-летописи и составлялись
летописные своды (целостные исторические
произведения, представлявшие собой
обработку летописных записей). До нашего
времени частично сохранились лишь
летописи владимиро-суздальские, волынские
и новгородские. Большинство их проникнуто
идеей сильной княжеской
На Руси, так же как
и в других странах, существовала
тесная связь между развитием
ремесла, прикладного народного
искусства и зодчества. Поскольку
в обществе господствовала религиозная
идеология, лучшие образцы зодчества
были связаны с церковью, бывшей
к тому же богатым заказчиком. С
переходом к феодальной раздробленности
для памятников архитектуры стали
характерны уменьшенные размеры
храмов, упрощенность их внутреннего
убранства и постепенная замена
мозаики фреской. Господствующим видом
церковного зодчества сделался «кубический»
храм с тяжелой главой. Эти изменения
были связаны и с быстрым
В Киевской земле продолжалось
строительство храмов и монастырей
(церковь Спаса на Берестове, Кирилловская
церковь), но постоянный переход Киева
от одних князей к другим создавал
неблагоприятные условия для
развития здесь искусства. Ряд выдающихся
произведений искусства возник во Владимиро-Суздальской
земле, в частности во Владимире-на-Клязьме
с его «золотыми воротами», белокаменной
архитектурой и каменной резьбой. Здесь
были воздвигнуты великолепные храмы
— Успенский собор, шедевр мировою
зодчества Дмитриевский собор с
каменными резными рельефами, четырехстолпный
храм Покрова-на-Нерли с
Строительство велось в Ростове, Суздале, Нижнем Новгороде и в других городах Северо-Восточной Руси. В качестве примера можно привести Георгиевский собор (30-е годы XIII в ) в Юрьеве-Польском, притвор которого был украшен каменной резьбой.
В Новгородской земле времен боярской республики вместо крупных соборов, строившихся князьями, появились более скромные, но выдающиеся по совершенству форм и художественной росписи храмы. Среди них выделялась всемирно известная церковь Спаса-Нередицы (конец XII в ) в Новгороде (Варварски разрушена немецкими фашистами во время второй мировой войны.). Большой интерес, как памятник искусства, представляет псковская церковь Спаса в Мирожском монастыре (середина XII в.), расписанная фресками.
Не менее замечательной
была и архитектура Галицко-
В изобразительном искусстве возросло стилистическое разнообразие, причем местное народное творчество нередко вступало в борьбу с господствующей церковной идеологией. Для новгородской живописи (роспись Софийского собора, Николо-Дворищенской и Благовещенской церквей) характерна яркая, сочная красочность. Особенно замечательны были росписи Спаса-Нередицы — его стен, свода, столбов и арок. Новгородская иконопись характеризуется теми же чертами, что и монументальная живопись, и своими корнями уходит в народное искусство.
Своеобразным было искусство Владимиро-Суздальской Руси. Местные храмы были наполнены «многоразличными иконами и драгим каменьем без числа». Но сохранилось из этого богатства немногое: остатки росписи Успенского и Дмитриевского соборов, икона Дмитрия Солунского. Ещё меньше дошло до нас художественных памятников других областей Руси.
Прикладное искусство и скульптура, менее чем живопись связанные с церковными канонами, нередко отражали в своих сюжетах народные игры и пляски, сцены борьбы и т. п. Значительного подъёма достигло искусство чеканки монет, печатей и каменной резьбы (убранство соборов, каменные иконки и т. п.). Мотивы народного творчества нашли богатое отражение в вышивке, а также в украшениях книг — заставках, концовках, заглавных буквах и т. д., где наряду с растительным и цветным орнаментом зачастую представлены сцены народного быта и труда.
Влияние народного творчества чувствуется и в одном из сохранившихся рисунков на полях псковской рукописи XII в., где изображён отдыхающий крестьянин, а подле него нарисована лопата и имеется надпись: «Делатель, трудися».
В памятниках литературы периода феодальной раздробленности проводились идеи господствующего класса. В лучших её творениях, призывавших князей к миру и защите независимости родины, отражены и чаяния широких народных масс.
Церковная проповедническая
литература, идейная направленность
которой заключалась в призыве
населения к повиновению
Идеология церковной и
отчасти светской знати нашла
яркое отражение в
Обширный круг идей содержится
в выдающемся памятнике ранней дворянской
публицистики, сохранившемся в двух
редакциях XII—XIII вв.,— «Слове», или
«Молении», Даниила Заточника. Блестяще
образованный Даниил умело использовал
сокровища фольклора для
В составе летописных сводов сохранились повести о князьях (об Андрее Боголюбском, Изяславе Мстиславиче Волынском и др.), о крупных исторических событиях — о взятии крестоносцами Константинополя и т. д. В этих повестях имеется много деталей, свидетельствующих о возрастании интереса к человеческой личности, к действиям и переживаниям отдельных людей.
Величайшим памятником русской культуры XII в. является «Слово о полку Игореве», посвящённое описанию неудачного похода на половцев (в 1185 г.) норгород-северского князя Игоря Святославича. Автор — сторонник единства страны, единства её сильнейших князей, единства народа. Русская же земля для него — это вся Русь, от Таманского полуострова до Прибалтики, от Дуная до Суздальской земли. В то время, когда в результате княжеских усобиц и половецких набегов «по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собою деля», автор восхваляет мирный труд. Описывая одну из кровопролитнейших междоусобных битв на Немиге и противопоставляя мир войне, он пользуется образами, рисующими работу крестьянина-пахаря. «Чёрная земля, — пишет автор,— под копытами костьми была посеяна, кровью полита: горем взошли они по Русской земле».
«Слово» проникнуто глубоким патриотизмом. Образ Русской земли является центральным в этом произведении. Автор призывает князей встать на защиту родины и осуждает тех из них, которые занимаются распрями («куют крамолу» и «сеют по земле стрелы»). Автор рисует образы сильных и могущественных князей (Всеволода Большое Гнездо, Ярослава Осмомысла и др.), распространивших свою власть на большую территорию, прославленных в соседних странах.
В «Слове о полку Игореве»
щедро использованы образы народной
поэзии. Это чувствуется в описании
природы, в словах скорби по поводу
бед, постигших Русь, в тех сравнениях,
присущих народному творчеству, к
которым прибегал автор, описывая войны
и битвы. Незабываемы по яркости
лирические женские образы, воспетые
в «Слове» (жена князя Игоря Евфросинья
Ярославна и «красная»
Развитие русской культуры в XII—XIII вв. происходило в тесной связи с дальнейшим развитием русской народности.
В Русской земле и в период феодальной раздробленности сохранялся общий язык (при наличии различных диалектов) и действовали общие гражданские и церковные юридические нормы. Народ был чужд феодальных распрей и хранил память о былом единстве Руси. Это нашло своё отражение прежде всего в былинах.
Информация о работе Древнерусское государство. Образование Древнерусского государства