Древнерусское государство. Образование Древнерусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:35, реферат

Описание

Образование Древнерусского государства было закономерным следствием длительного процесса социально-экономического и политического развития восточнославянского общества, разделения его на классы и борьбу между ними. Предпосылки для создания государственных образований складывались на протяжении нескольких столетий. В VI-VIII вв. в экономической жизни восточных славян произошли значительные изменения.

Работа состоит из  1 файл

История.docx

— 578.94 Кб (Скачать документ)

На Волыни при поддержке  служилых бояр и горожан утвердились  князья Даниил и Василько Романовичи, с боем вытеснившие польских феодалов из пределов Русской земли (1229 г.). Войска Даниила при активной помощи горожан  нанесли венгерским феодалам и галицким боярам ряд поражений. Захваченные  боярские земли князь Даниил роздал дружинникам-дворянам. Он поддерживал  дружественные отношения с Литвой и Мазовией, а также с австрийским герцогом Фридрихом II, враждебным Венгрии. Борьба за независимость Галицкой Руси была кровопролитной и тянулась долгие годы. Лишь в 1238 г. Даниил окончательно овладел Галицким княжеством, а затем и Киевом, соединив таким образом под своей властью обширные земли Юго-Западной Руси.

Полоцко-Минская земля

Полоцко-Минская земля  занимала территорию по рекам Западной Двине и Березине, гранича с  Новгородской, Смоленской и Турово-Пинской  землями. На северо-западе владения полоцких князей распространялись на нижнее течение  Западной Двины, где стояли города Ерсике и Кокнесе. Часть населения литовских  и латвийских земель признавала власть полоцких князей и платила им дань.

Основным занятием жителей  Полоцко-Минской земли было земледелие, хотя почвенные условия мало этому  благоприятствовали. Полоцк постоянно  нуждался в привозном хлебе. Большое  распространение здесь получили охота на пушного зверя, рыболовство, бортничество. Меха были предметом  вывоза за рубеж (на остров Готланд  и в Любек). В Полоцко-Минской  земле рано развились феодальные отношения и возник ряд городов  — Изяславль, Витебск, Усвят, Орша, Копыс  и др.

Полоцко-Минская земля  недолгое время подчинялась киевским князьям. Уже при Владимире Святославиче она перешла во владение его сына Брячислава. Преемник последнего, Всеслав  Брячиславич (1044—1101), опираясь на дружину  и пользуясь помощью городов, держал в своих руках власть над  всей Пододко-Минской землёй. Время  княжения Всеслава, согласно «Слову о  полку Игореве», было временем «славы»  для этой части Руси. Но затем  усилилась феодальная раздробленность. В XII столетии образовался ряд враждующих между собой княжеств; наиболее значительными  из них были Полоцкое и Минское. Внутренние войны ослабляли Полоцко-Минскую  землю, которая постепенно утратила своё былое влияние в Восточной  Прибалтике. Несмотря на упорное сопротивление, полочане не смогли отразить вторжение  немецких крестоносцев. Полоцкий князь  по договору с Ригой (1212 г.) лишился  прав на дань сливов, потерял он и  земли в Юго-Западной Латгалии. Города Ерсике и Кокнесе были захвачены  немецкими рыцарями. В начале XIII в. внешнюю политику Полоцка и  Витебска уже контролировал смоленский князь, заключая от их имени договоры с немецкими городами.

Русь и соседние народы

Русь была окружена многими  неславянскими народами. Её влияние  распространялось на народы Прибалтики (литовцев, латышей и эстонцев), Финляндии  и Карелии, некоторые народы Севера (ненцев, коми, югру), Поволжья (мордву, мари, часть болгар, чувашей и  удмуртов), Северного Кавказа (осетин и черкесов), а также на народы Северного Причерноморья (тюркские кочевые племенные союзы половцев, узов и торков) и Молдавии. Русь поддерживала связи с Закавказьем (населением Грузии, Армении, Азербайджана) и Средней  Азией.

Уровень общественного развития этих народов был различен: у некоторых  из них существовал ещё первобытно-общинный строй, а у других — уже сложившийся  феодальный способ производства.

Народы Прибалтики в XI—XII вв. переживали время становления  феодальных отношений. Государств у  них ещё не было. Крестьяне жили сельскими общинами, значительные группы которых составляли полуфеодальные-полупатриархальные объединения во главе с представителями  землевладельческой знати — «лучшими», «старейшими» людьми. Такие объединения  были в Литве (Аукштайтия, Жемайтия, Делтува и др.), в Латвии (Латгалия, Земгалия, Корсь и др.), в Эстонии (Ляанемаа, Харьюмаа, Саккала и др.).

Население Прибалтики занималось земледелием, скотоводством и ремеслом, вело торговлю с соседями. В Прибалтике складывались торгово-ремесленные  поселения — зародыши будущих  городов (Линданисе, на месте которого вырос Таллин, Межотне и др.). Население  придерживалось дохристианских верований. Замечательными памятниками культуры этого времени являются эстонский  эпос «Калевипоэг», литовские и латвийские исторические песни и сказки.

Древние связи прибалтийских  земель с Русью были прерваны в  начале XIII в. вторжением немецких и  датских феодалов. Используя противоречия среди правителей, крестоносцы захватили  эстонские и латвийские земли. Иначе  сложилась история Литвы. Здесь  на основе более высокого экономического развития возник сперва союз князей разных земель (1219 г.), а затем сложилось  раннефеодальное государство с  великим князем во главе. Первым литовским  князем был Миндовг (1230—1264). Великое  княжество Литовское с помощью  Руси сумело отстоять свою независимость, отбив наступление немецких феодалов.

В Карельской земле, которая  входила в состав владений Новгородской Руси, господствовало земледелие при  наличии развитых промыслов (охоты  и рыболовства), ремесла и торговли. С развитием феодальных отношений  в 70-х годах XIII в. Карельская земля  была выделена в самостоятельную  административную область Новгородской республики. Среди карел стало  широко распространяться христианство. Культура и быт карельского народа получили яркое отражение в выдающемся памятнике народного карело-финского эпоса — «Калевале». С середины XII в. шведские феодалы стали нападать на Карелию с целью её захвата  и порабощения. Карелы вместе с русскими отбили натиск шведских захватчиков  и нанесли им тяжёлые ответные удары.

Новгородской республике был подвластен народ коми, живший на Вычегде. Коми занимались охотой и  рыбным промыслом, но знали также  земледелие и ремесло. У них началось разложение патриархально-общинного  строя, появилась общинная знать  — старцы.

В условиях родового строя  жили на берегах Белого моря ненцы («самоеды»), а по склонам Северного Урала  — югра. Видная роль в истории  народов Поволжья, Прикамья и Приуралья  принадлежала раннефеодальному государству  волжских болгар. У них было развитое земледелие, а в крупных городах  — Болгаре, Суваре и Биляре существовали разнообразные ремёсла. В Болгаре  проживали и русские ремесленники. В этот город съезжались купцы  из Руси, Средней Азии, Закавказья, Ирана  и других стран. Болгарские купцы  торговали хлебом с Владимиро-Суздальской  землёй.

Среди народов Поволжья, подвластных Владимпро-Суздальскому княжеству, начало формирования классовых  отношений наблюдалось лишь у  мордвы, занимавшейся земледелием и  бортничеством. Здесь выделялись «князья» отдельных областей. У других народов  — мари, чувашей, удмуртов ещё господствовал  первобытнообщинный строй. Башкиры  — кочевники Приуралья только начали объединяться в союзы племён, во главе которых стояли старейшины (аксакалы). Большую роль здесь играли ещё народные собрания.

У земледельческих и скотоводческих народов Северного Кавказа —  аланов (осетин) и адыгейцев, существовали непрочные племенные союзы. Отдельные  племенные вожди враждовали друг с другом. В пастбищно-скотоводческих обществах Дагестана имелись  патриархально-феодальные объединения, возглавлявшиеся местными правителями: нусалами (в Аварии), шамхалами (в  Кумукии), уцмиями. (в Кайтаге). Часть  из них находилась в зависимости  от Грузии.

Население Крыма, состоявшее из аланов, греков, армян и русских, продолжало поддерживать политические, торговые и культурные связи с  Русью, несмотря на притязание Византии на господство в приморских городах  — Херсонесе (Корсуни), Судаке (Суроже) и Керчи (Корчеве). Связи народов  Северного Кавказа и Крыма  с Русью были ослаблены вторжением в Северное Причерноморье половцев (середина XI в.).

На территории Молдавии, подвластной галицко-волынским князьям, жили славяне и романизированное население, позднее сложившееся  в молдавскую народность. Здесь имелись  города: Малый Галич, Бырлад, Текуч  и др.

Ряд народов, входивших в  состав Древнерусского государства, продолжал  развитие в рамках русских феодальных княжеств и областей. Литовская, латвийская, эстонская и карельская народности формировались в условиях тесного  общения с русским народом.

Подвластные Руси неславянские земли несли бремя эксплуатации. Русские князья и бояре обогащались  за счёт угнетённых народов, получая  с них дань — серебро, меха, воск и другие ценности. Но вместе с тем  неславянские народы развивались в  условиях экономического, политического  и культурного взаимодействия с  Русыо. На землях этих народов строились  города, селились русские крестьяне  и ремесленники, появлялись купцы. Местное  население сближалось с русским  трудовым людом и усваивало от него более высокую культуру, втягивалось  в рыночные связи и знакомилось  с городским бытом и письменностью.

В Центральной Азии сложилось  объединение киргизских племён, охватывавшее земли от Алтайских гор до Байкала  и Саянского хребта, а также  земли тувинские и минусинские. Киргизы занимались скотоводством, но знали земледелие и ремёсла  и вели торговлю с Китаем. К середине XII в. киргизы попали в зависимость  от кара-китаев (киданей), которые из Северного Китая продвинулись до Алтая и овладели Енисеем и  Южным Семиречьем. Тяжёлое для  местного населения господство кара-китаев было подорвано выступлением в конце XII в. монголоязычных племён найманов, которые продвинулись от Алтая до Иртыша и Восточного Туркестана. Большая  часть найманов впоследствии постепенно растворилась в среде различных  племён и народностей (киргизских, алтайских, тюркоязычных племён нынешнего Казахстана), полностью утратив свой язык. Позднее  все эти земли попали под власть монгольских ханов.

Некоторые народы Дальнего Востока, в частности население  Уссурийского края, где обитали предки нанайцев (гольдов), бассейна реки Хой (племя удягай — позднее удэгейцы), низовьев Амура (гиляки — нивхи), занимались преимущественно охотой и жили в  условиях первобытно-общинного строя. В середине XII в. они попали под  власть объединения племён чжурчженей, которые заняли владения киданей  и создали государство Цзинь. В его состав входила большая  часть Маньчжурии, Северного Китая  и Монголии. Просуществовало это  государство до начала монгольских  завоеваний.

Некоторые народы Северо-Восточной  Сибири и Дальнего Востока находились на уровне культуры каменного века, селились в полуподземных жилищах, занимались рыболовством, охотой и, где  позволяли условия, промыслом морского зверя. Из домашних животных они разводили  только собак. Таков был образ  жизни предков айнов и гиляков (нивхов) на Сахалине, ительменов и коряков  — на Камчатке, юкагиров — на Колыме, в низовьях Лены и Хатанги. В особенно суровых природных условиях протекала  жизнь обитателей Арктики (предков  эскимосов и приморских чукчей). Охотой и рыболовством существовали обские племена — манси (вогулы) и ханты (остяки), а на севере Западной Сибири — ненцы. К востоку от Енисея в восточносибирской тайге обитали  охотничье-рыболовческие племена  оленеводов — эвенков. В Прибайкалье  жили предки якутов; они разводили  рогатый скот и лошадей. Социально-экономический  строй этих народов оставался  более или менее неизменным вплоть до того времени, когда они оказались  под воздействием русской культуры.

Международное положение  Руси

В период феодальной раздробленности  Русь, оставаясь крупной европейской  страной, не имела единой государственной  власти, которая вела бы общую для  всей страны внешнюю политику. В  середине XII в. русские князья вступали в союзные отношения с государствами, которые входили во взаимно враждебные коалиции.

Тем не менее наиболее крупные  русские княжества оказывали  существенное влияние на судьбы соседних стран. Ещё в 1091 г., когда Византия искала всюду помощи против тюрок-сельджуков и печенегов, она получила военную  поддержку от князя галицкого  Василько. Вообще же русские князья занимали по отношению к церковному центру православия — Византии гораздо  более независимую позицию, чем  другие европейские государства  по отношению к центру католичества Риму.

Папская курия стремилась вовлечь Русь в орбиту своей политики, но наиболее дальновидные папские эмиссары уже тогда видели несбыточность  этих надежд. Так, на запрос одного из идеологов  воинствующего католицизма —  Бернара Клервосского о возможности  внедрения на Руси католичества краковский епископ Матвей в середине XII в. писал, что «русский народ, своей многочисленностью  подобный звёздам, не желает сообразоваться ни с латинской, ни с греческой  церковью».

Русские князья активно вмешивались  в международные отношения своего времени. Владимиро-суздальские и  союзные им галицкие князья поддерживали дипломатические отношения с  Византией, а их противники — волынские  князья — с Венгрией. Войско галицких князей содействовало укреплению Второго  Болгарского царства и помогло  в начале XIII в. болгарскому царю Ивану  Асеню II вернуть престол. Русские  князья способствовали усилению позиции  мазовецких князей в Польше. Позже  мазовецкие князья некоторое время  находились в вассальной зависимости  от Руси.

Отдельные княжества Руси располагали значительными вооружёнными силами, которые сумели отбить, а  частично и подчинить половцев. Правители  Византии, Венгрии, Польши, Германии и  других стран стремились к династическим  связям с русскими князьями, особенно с сильнейшими из них — владимиро-суздальскими и галицко-волынскими. Слухи о  сокровищах Руси поражали воображение  средневековых хронистов Франции, Германии и Англии.

Русские путешественники  побывали в разных странах. Так, новгородский боярин Добрыня Ядрейкович посетил  в начале XIII в. Византию. Он оставил  интересное описание достопримечательностей страны. Черниговский игумен Даниил побывал  в Палестине и также описал своё путешествие, совершённое вскоре после первого крестового похода. Летописи и другие памятники показывают хорошую осведомлённость русских  людей о ряде стран Европы и  Азии.

Информация о работе Древнерусское государство. Образование Древнерусского государства